Все записи
11:42  /  8.07.19

1303просмотра

Чувства в квадрате

+T -
Поделиться:

Есть у меня любимый клиент... Если рисовать на него карикатуру, то в основе будет, конечно, квадрат. Но не черный, а скорее серый. Такого приятного, спокойного серого цвета. Прямой, надёжный, и вроде бы линейный и ровный. Не сразу становится заметно, что на самом деле он не такой уж линейный, и даже — как ни странно — совсем не плоский.

Структура, в которой он трудится, сама по себе весьма квадратная, и квадратом в ней быть удобно. Для удобства надо сделать себя максимально роботом, а чувств не проявлять. Будь в его власти — он поставил бы себе чип в голову. Ведь чувства непонятны. То, что понятно, - это расчет и точный удар. Забрался он уже очень высоко. Жизненную ставку сделал на то, чтобы быть хорошим учеником и не делать ошибок, и это — работает. На службе наш квадрат проводит четырнадцать часов в сутки, а зарабатывает столько, что мог бы не работать не только он сам, но и его правнуки, до конца дней своих. Однако если уйти с работы не в десять, а в девять вечера, квадрату становится как-то тревожно.

Но чувства есть. Их не засунешь так, чтоб не вылезали. Пока ты вставлен в правильную матрицу и работаешь по четырнадцать часов в сутки, чувства вроде бы не нужны, но все равно лезут и вызывают беспомощность.

Да и на работе тоже иногда... Вот, например, начальница. Когда я сказал, что она ведьма, он облегченно рассмеялся. С приятным чувством узнавания: да, правда, ведьма и есть! И постепенно открывается: в этих квадратиках, между ними, в зазорах и пазах структуры — такие чувства водятся, такое напряжение нарастает, что ой-ой-ой.

Он делегировал мне зону этого напряжения. Открылось окно: со мной он может говорить о чувствах. Я могу спокойно сказать ему: «первые две недели после назначения вы находились в панике» - и эту панику никто не видел, кроме нас с ним, вдвоем. Моя возможность ему это сказать, не переставая ему симпатизировать, его возможность это принять, его доверие, что я никому это не скажу — важные инструменты. Он, большой человек, может позволить себе выговориться «в дупло», да еще и так, что оно отвечает. В качестве дупла — я рассказываю ему в ответ о людях, которые его окружают. Видимо, иногда попадаю точно. Оказывается, под всем есть внутренняя начинка и мотивы! Оказывается, есть спусковые клапаны чувств — их можно искать и находить.

Я пишу ему короткие рекомендации. Позволю себе в измененном виде привести их. Может быть, они будут полезны не только адресату.

«Хорошо бы каждые два часа тратить 5 минут на ревизию того, что было приятного, от чего получил удовольствие. Не «нейтрально», «выполнил задачу», «ничего плохого», а именно — чувственная инвентаризация (чувственное вспоминание): пил воду с газом с удовольствием, выбирал еду в обед и сравнивал будущие ощущения, сделал паузу чтобы подумать — и похвалил себя за это, вспомнил младшую дочь и улыбнулся про себя. Дело в том, что чувства дают паузы, воображение — это замена тревоги».

«Может делать на пару минут гимнастику — махать плавно руками и ногами. Пользоваться тем, что никто не видит, а даже если видят, то это всего лишь разминка. Важно глубже подышать, можно сделать несколько ударов воображаемой клюшкой — тут встреча физического действия, размаха и чувства точного удара».

«Хорошо бы, пусть негромко, но что-то форсированно пробормотать («цивилизованно выругаться»). Это имеет дополнительный смысл — нарушить сверх-нормативность. Такой показ дули своей высокой цензуре и правильности. Всего на 3 минуты! Но действует».

«Мантра: тело — не подставка для головы!»

Конечно, упражнений этих он на самом деле не выполняет. Вернее, выполняет иногда, случайно. Но именно в том и состоит их смысл, чтобы делать их случайно, под настроение, а не вписывать в очередной квадратик.

Вот это показалось мне маленькой победой:-Недавно после футбола фаны ходили и орали, и я тоже вышел и стал орать! Никто меня не знает, все кругом тоже орут, и не стыдно!