Почти неделю назад появился перечень поручений Президента Владимира Путина по итогам состоявшегося Госсовета, посвящённого школьному образованию. Там много всякого интересного, что стоит разбирать и анализировать на университетских занятиях по образовательной политике, ну и просто в социальных сетях. Но одно поручение оказалось чрезвычайно противоречивым с трактовками с точностью до наоборот.  Звучит оно так: «Проработать вопрос и обеспечить сокращение количества контрольных и проверочных работ в общеобразовательных организациях с учётом необходимости обеспечения методически обоснованного режима контроля знаний и актуальности задач мониторинга качества образования». Доложить об этом Президенту должны будут в июле 2022 г. Значит, уже в этом году что-то такое должны сократить.

И вот после этого поручения многие мои коллеги обрадовались, стали мне писать, что вот мол – «Ура!», мы так долго говорили про необоснованные контрольные работы, проверки, обсуждали это на нескольких заседаниях общественного совета Рособрнадзора, в Общественной палате. Самый последний пик учительского напряжения прорвался на всероссийском съезде учителей математики. Там тема всероссийских проверочных работ (ВПР) была верхней точкой учительского беспокойства. В самом деле, ВПР породили новый бум учебных пособий по подготовке к таким контрольным и растратили гигантское количество времени учителей и детей на зубрёжку слабо обоснованного и странным образом подобранного учебного материала. Никто эти пособия по подготовке к ВПР не вычитывал, не лицензировал, оснований проводить именно такие работы именно в такое время нет, но вся страна к ним вынуждена готовиться. ВПР в общественном сознании заняли прочное место презираемых трёх букв наряду с ЕГЭ, ОГЭ и ГИА. Ну и дальше понятно, напряжение дошло до Президента и вот такое решение, что надо как-то это всё подсократить.

Однако, каково же было моё удивление, но поручение это со стороны чиновников было воспринято совершенно иначе. Дескать, замучили бестолковые учителя детишек своими дурацкими контрольными и самостоятельными работами, проводят их кто, кому, когда вздумается. А надо установить единый график всероссийских проверочных работ и только по нему и контролировать учебные результаты. А вся эта учительская самодеятельность по проведению контрольных давно всех достала. Нужны ясные единые контрольные работы на всю страну и нечего там выдумывать. По-своему тоже вот логично. 

Таким образом два диаметрально противоположных понимания:

- Надо сократить именно всероссийские или какие-то другие централизованные контрольные и/или проверочные работы.

- Надо сократить самостоятельные и контрольные работы, которые проводят учителя в школах без согласования с властями выше, ну разве что с завучами или между собой. 

Теоретически, можно предположить, что Президент имел в виду и проверочные работы центра, и контроль учителей «на местах». Но это вряд ли, весь предыдущий недавний дискурс образовательной политики такое отрицает. Но различение сформулированных позиций очень симптоматично. Проблема обществом и властью видится диаметрально противоположно. А Вы как думаете, что имел в виду Владимир Путин?