Самое, конечное, яркое впечатление от «Нелюбви» - это число молодых людей, пришедших на просмотр. Очень много. Фильм, казалось бы, не молодёжный, не развлекательный, а они идут. И ладно бы идут, но ещё и выстраиваются в очередь к микрофону, задают интересные вопросы, допытываются до мелочей. Конечно, кто-то находится в плену медийных дискуссий и обсуждает связь с политикой, образом страны, бюрократической машиной и т.п. Это, конечно, важно, но там куда более глубокие вещи. Для меня – явные параллели с «Любовью» Михаэля Ханеке.

Оба фильма про то, как люди находят себя в других, как с помощью других обретают своё собственное, как любовь помогает человеку оставаться самим собой и как нелюбовь разрушает. Плохой из меня кинокритик, одним словом, сплошные штампы и обобщения.

Но вот образовательный эффект этих фильмов точно напрашивается. Любое хорошее кино – это как хороший учебный план с индивидуальными образовательными траекториями. Кто-то в нём находит мастерство оператора и учится видеть красоту природных пейзажей. Кого-то цепляет семантика диалогов, потаённые смыслы, сопоставление текстов. Кто-то строит политические нарративы и скрытые послания. Однако и целостный образ фильма представляет нечто общее красивое. Всё вместе раскрывает человека, из нитей-соответствий между пейзажами-символами-текстами, между отношениями-смыслами-образами строится общее зеркало, где зритель видит самого себя и получает опоры для изменения собственных представлений. Это как в хорошей школе. Очень важно найти интересного учителя, увлечься предметом, почувствовать интерес. Но ещё важнее сориентироваться в широком предметном поле, научиться выбирать и меняться.

Я даже грешным делом думаю, а может быть социальные институты формирования мышления теперь не в школе? Теперь кино, клубы, музеи, театры, разные ресурсы интернета – всё это при грамотном использовании сильнее оказывает влияние на мышление, чем школа? Скорее неважно, школа или не школа. Существенно то, кто будет учить этому грамотному использованию. И тут школа может оказаться кстати, но иная, обновлённая. Более осмысленная и связная, умеющая сопоставлять и обобщать.

После просмотра фильма Андрей Звягинцев при ответе на какой-то вопрос заметил, что советское ходовое выражение «Ты меня уважаешь?» превратилось в «Ты меня оскорбляешь!». Печально, да, суровое время. В этой логике в образовании главный вопрос – «Ты меня понимаешь?». Через понимание и мышление мы строим (или храним, кому как нравится) связность общества. Наше предназначение в сопоставлении и обобщении позиций, а не в их сепарировании или единстве. Общее возникает, когда люди обсуждают и договариваются, а не выбирают что-то одно из двух по-своему правильных.

Замечательное, глубокое кино. Рекомендую.