Все записи
20:02  /  29.08.13

4246просмотров

«Отважные герои» в форменной одежде

+T -
Поделиться:

Привычный вопрос в начале каждого учебного года: Что нового будет в системе образования? Какие новые гадости уготовят чиновники? Что ещё станет платным?

Отвечая на него, мы в последние годы говорили о каких-то инициативах ведомства, подкреплённых впрочем мнением экспертного сообщества: о школьных стандартах, о применении информационных технологий, профильном обучении, подушевом финансировании или новой системе оплаты труда.

Однако за последний год ситуация заметно переменилась. Не то чтобы инициатив никаких не стало, но источник их появления существенно изменился. Судите сами: единый учебник истории, обязательный ЕГЭ по литературе или физике, запрет американцам усыновлять детей-сирот, ограничение на занятие педагогической деятельностью бывшим осуждённым, введение школьной формы – всё это пришло не из образовательного ведомства. Чаще всего от депутатов или лиц, приближённых к законодателям. В любом случае, вряд ли можно сказать, что эксперты над этим хорошо поработали.

С другой стороны, мы так долго ждали общественной поддержки в отношении образовательных инициатив, что пора бы радоваться её появлению. Но, как говорится, ничего нет хуже осуществившейся мечты. Общественная поддержка рождается в муках, со всеми характерными издержками производства.

Давайте посмотрим на события, связанные со школьной формой:

  1. Осенью 2012 г. в школе с. Кара-Тюбе на Ставрополье запрещают ходить в девочкам в хиджабах.
  2. Это событие становится поводом для бурных обсуждений в Думе относительно того, стоит ли как-то регламентировать требования к одежде обучающихся.
  3. К моменту принятия нового закона «Об образовании в РФ» в декабре 2012 г. в нём уже появляется статья о новых школьных полномочиях по установлению требований к одежде.
  4. Параллельно с этим Роспотребнадзор, не оставаясь безучастным, также издаёт инструктивное письмо, где подчёркивается вред от носимых головных уборов: «Ношение детьми и подростками головного убора в помещении во время учебных занятий и занятий физической культурой, а также несопряженного по своему функциональному предназначению с оптимальными параметрами окружающей среды и микроклимата является причиной различных заболеваний, а также может снижать зрительную способность ребенка и приводить к негативному изменению угла периферического зрения». С точки зрения чиновничьей казуистики – изощрённейший текст, чего стоит только упоминание «угла периферического зрения» (письмо Роспотребнадзора от 9 ноября 2012 г. № 01/12662-12-23).
  5. В январе-апреле 2013 г. федеральное министерство издаёт рекомендации и отслеживает, чтобы в каждом регионе появились документы по требованиям к одежде. Такие документы появляются, что практически полностью исключает хиджабную истерию в каждой школе (http://минобрнауки.рф/документы/3236).
  6. К августу 2013 г. в каждом регионе приняты положения, обеспечивающие определённые требования к одежде: начиная от классических «белый верх», «чёрный низ», и заканчивая регламентацией фасонов одежды.
  7. Дальше, собственно, и начинаются издержки политического производства. Оказывается, что «требования к одежде» и «школьная форма» - вовсе не одно и то же. Требования могут быть достаточно рамочными, общими, учитывающими различные возможности приобретения родителями школьной одежды. Те же синие брюки могут быть куплены у разных производителей. А вот форменные брюки, да и форма вообще – лишь у некоторых производителей, согласно достаточно жёстким требованиям к пуговицам, качеству шерсти, фасону и пр. Вот, например, такие требования к форме одежды военнослужащих: http://www.офицеру.рф/?task=content&id=310
  8. Союз камвольных предприятий – производителей военной формы начинает действовать: посещает разные чиновничьи мероприятия, заседания Общероссийского народного фронта, привлекает лоббистов, в том числе военных, героев России.
  9. 27 августа 2013 г. Общероссийский народный фронт уже проводит круглый стол, где обсуждает вопрос введения государственного стандарта школьной формы и её единых образцов, а также соответствующий новый законопроект. https://twitter.com/Remorenko_Igor/status/371843253428965376/photo/1
  10. 10.  По моим сведениям такой законопроект в Думе уже имеется, осталось дождаться начала осенней сессии. Ещё одно небольшое возмущение.  

Так за 10 шагов пусть и дискуссионная, но заслуживающая внимания общественная инициатива стала бизнес-проектом. Про хиджабы уже особо никто и не вспоминает.  На первый план вышел хорошо продаваемый стандарт  школьной формы. Нетрудно догадаться, какие производственные мощности по пошиву одежды будут задействованы в первую очередь.

Ждут ли подобные метаморфозы каждую новую общественную инициативу? Надеюсь, что нет, с развитием политической жизни появится и нормальный консалтинг, будут заказы на исследования, экспертные работы. Возможно даже будет востребованным формирование инициатив с помощью интернет-технологий. Остаюсь оптимистом.

Но вот что интересно. Значит ли происходящее, что у ведомства нет никаких своих инициатив? Нет, они есть и даже, несмотря на недавно принятый новый закон, их немало, но по сравнению с общеполитическим трэшем, зубодробительным характером заявлений, накалом избирательной атмосферы, продуманные образовательные инициативы почти незаметны. Ну кому интересна специальная поддержка слабых школ, инновационного движения, развитие электронных образовательных ресурсов, дошкольный образовательный стандарт или новации в сфере повышения квалификации учителей?

Всё это практически не ущемляет чьих-либо свобод, а значит уныло и скучно. «Нет конфликта, нет и сказки», - как говорила одна маленькая девочка. Или, как замечательно звучит в песне Андрея Макаревича «Мы отважные герои… только нас не замечают… Только нас не замечают из-за разницы в размерах,и поэтому прощают, очень маленьких, но смелых». (http://www.bards.ru/archives/part.php?id=8472).

 

 

 

Комментировать Всего 11 комментариев

Игорь, насколько я заметил из практики общения с одной реальной школой, тема школьной формы их там как раз заботит минимально – скорее, они разделяют обычное отстраненное недоумение, которое демонстрирует общество в целом в ответ на законодательные инициативы такого рода. Так что, возможно, "маленькие но скучные" все же имеют шанс на внимание общественности - по крайней мере, школьной.

Это вряд ли. Интересно то, что провоцирует, задевает права и пр. Время сейчас такое. Я помню как в феврале в Англии был огромный общественный интерес к  конине в замороженной лазанье. Скандал. Вряд ли бы это возбудило наше общество. По крайней мере сейчас. Метрика другая.

Игорь, спасибо! Хоть, как Вы говорите, и нет интриги, мне стало дико интересно про дошкольный образовательный стандарт. Значит ли это, что будет определенный набор требований к знаниям дошкольников перед поступлением в школу? У нас тут пару месяцев назад была большая дискуссия о том, нужно ли вообще дошкольное образование, и каким оно должно быть. 

Эту реплику поддерживают: Татьяна Сергеева, Алена Рева

Татьяна, спасибо, что прислали ссылку. Мне кажется, что отношение общества к этим вопросам (и школьная форма и подготовка в школе) - ходит по кругу. Я на своем веку уже три круга застала - нужна форма, не нужна форма, готовить к школе, не готовить к школе, тестировать, не тестировать и тд. Что же касается темы статьи, так что ж - свобода так свобода! - я бы разрешила хиджабы и спокойно ждала, когда в школу явятся старшеклассники - поклонники Летающего Макаронного Монстра с дуршлагами на головах... Мир сегодня так тесен и взаимопроникающ, что ни одной площадки не стоит упускать для обучения следующего поколения  иронии. Иначе нашему миру просто не выжить.

Эту реплику поддерживают: Татьяна Хрылова, Алия Гайса

Дошкольный стандарт

Скорее будет описан набор навыков. Что ждать от дошкольников? Что школа ждёт от дошкольников? Пока всё это занаучено. Но со временем формулировки уточнятся, сделаются проще.

общественная инициатива стала бизнес-проектом.

Это не удивляет.

Хотелось бы знать отношение работников министерства к  слову "педагогика". Если это наука, то зачем министерству нужны общественные инициативы людей далеких от этой науки?

Чьи-то меркантильные интересы по поводу школьной формы легко заслоняют и отодвигают на задний план интересы детей и более важные вопросы в системе образования.

По данным Левада-центра почти половина населения страны не удовлетворены системой образования. А на повестке дня вопрос - чем отличается понятие "требования к одежде" от понятия "школьная форма". 

Вы правы, но без различения этих понятий трудно отделить педагогическую целесообразность от всего остального. Вырабатывать требования к одежде педагогически целесообразно - это формирует чувство общности, осознание идентичности, заботу о менее состоятельных и пр. А носить навязанную сверху форму (хотят навязать каждой школе по решению региона), - педагогически вредно. Обратные эффекты. Тем не менее, не только органы исполнительной власти (министерство) принимают решения. Есть и законодательная власть.

Эту реплику поддерживают: Татьяна Сергеева

Тема со школьной формой упирается в вопрос, кто будет контролировать.

Была в моей практике история, когда в одном банке хотели, чтоб сотрудники соблюдали дресс-код. И директор по персоналу решил: наймем человека, который будет ходить по банку и проверять правильно ли сотрудники одеты.

"Хорошо, а вот есть у нас управляющий директор, который любит носить одежду в стиле смарт кэжуал, - спросили его - что, этот наш смотрящий подойдет к нему и скажет, мол, проследуйте в программу "Снимите это немедленно?"

Директор подумал и ответил: "Тогда мы разделим коллектив на блатных и неблатных".

Судьба банка, кстати, сложилась печально

Вот, а могло быть куда лучше, если бы этих банкиров хорошо учили в школе:) 

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

Слава Всевышнему, у меня больше нет детей-школьников. В последние дни, проезжая большие плакаты "Школьный базар" или читая в инете рассказы родителей о мытарствах со школьной формой, я вслух радостно произношу: "Меня это уже не касается". УРА! 1 сентября перестало быть для моей семьи каким-то особенным днем.

У нас как всегда решение серьезных, затрагивающих все общество вопросов начинают с отвлекающего маневра, не имеющего отношения к сути дела. Даже для бездетных людей совершенно ясно, что с образованием в России сейчас не гут. Так давайте школьной формой займемся - форму сделаем, все остальное само собой решится. Да-а-а, щас. Милицию и армию уже 10 раз переодели, а воз и ныне там...

Лично мое частное отношение к школьной форме негативное. Я не вижу в ней положительных сторон. Социальная уравниловка - нет, у детей будут отличаться обувь, сумки, верхняя одежда, гаджеты и машины забирающих их родителей. Принадлежность к конкретному образовательному учреждению - тоже нет, форму вводят по регионам. Некоторые школы и раньше имели собственную форму или отличительный элемент одежды (жилет с эмблемой, например). Красота и привитие делового стиля - не уверена, т.к. красивые образцы стоят недешево, и их как правило не утверждают. Умение же стильно одеваться прививается не ношением одного вида одежды, а как раз комплектацией костюма из большого набора предметов с сохранением требуемых норм.

При том, что в разных зданиях школ в разное время года детям разного здоровья, комплекции и возраста может быть жарче-холоднее, введение общей формы не представляется мне разумным. Разумнее сделать следующее: создать приложение к Уставу школы с подробными рекомендациями:какие брюки/юбки/блузки/рубашки/украшения/обувь/прически и т.д. допустимы в школе, а какие - нет.

Самый главный вопрос, который меня мучает: а если ребенок не имеет школьной формы (родители не хотят покупать или денег нет или еще что), то его не допустят к занятиям? При обязательном среднем образовании в РФ?

Во-первых, конечно, одежда может быть разной:  повседневной, парадной или спортивной. К какой какие требования предъявлять сейчас решает школьный совет. Однако, если пройдёт законопроект про форму - никаких решений со стороны советов. Как регион решит, так и будет. Родители будут закупать у регулярных поставщиков школьной формы. В этом и разница между "требованиями к одежде", определяемыми школьными советами, и стандартами "школьной формы", задаваемыми на региональном уровне.

Во-вторых, что касается наказаний за не соответствующий внешний вид. Сейчас должна решать специальная дисциплинарная комиссия - считать ли это нарушением. Может и не допустить к занятиям. В случае с хиджабами так и было. Школа, не допустившая к занятиям, выиграла суд. В случае принятия единой школьной формы - не знаю кто будет решать.

Новости наших партнеров