Все записи
11:07  /  30.05.15

9297просмотров

Мария Ивановна и Единый учебник

+T -
Поделиться:

 

Мария Ивановна не следила за разговорами про единые учебники. Ей в учительской некогда. У неё в этом году параллели 7-8 классов, 30 часов нагрузки, не до того. Одних тетрадей проверять по 2-3 часа каждый день. Лишь однажды, готовясь к урокам, краем глаза заметила в телевизоре эмоциональную даму, убедительно ораторствующую про единую страну, единое пространство, единое содержание, единые учебники. Ну да ладно, им там виднее. Время-то сейчас непростое.

К новому году на заседание районного методического объединения учителей математики пришла заместитель заведующего райотдела и рассказала о переходе на единые учебники. В феврале все должны будут пройти курсы в институте повышения квалификации, а с сентября начать работать. Приедут авторы новой учебной литературы, методисты и всё объяснят. Времени немного, ну да ведь им всю страну объезжать. Самое странное, конечно, что теперь не будет отдельно Алгебры и Геометрии, будет единый учебник по Математике. И сейчас, конечно, такие есть, но Мария Ивановна привыкла работать по Мордковичу (Алгебра) и по Погорелову (Геометрия). Теперь нельзя будет. Теперь какой-то важный Яруконов с группой авторов, ну да ладно, разберёмся как-нибудь.

Февраль. Собрали всех в институте повышения квалификации. Пришёл местный министр, сказал о том, как Народный фронт обеспокоен разваливающимся единым образовательным пространством, как страна в непростое время удерживает позиции лидера на мировой арене, как много делает губернатор для поддержания достойного уровня оплаты труда учителей… Сам он историк, про математику не очень понимает, сказал и уехал. Потом вышел молодой человек из группы Яруконова. Видный такой, из Москвы. Сказал, что математика – это часть нашей национальной идеи, что благодаря математике мы смогли освоить космос, что сейчас именно от учителей математики зависят успехи Сколково, многополярный мир и это самое лидерство на мировой арене… Особо подчеркнули, что учебники теперь хорошо иллюстрированы, из них исчезли Микки Маусы с Гарри Поттерами (вроде бы и раньше не было), но появились Чебурашки с Колобками и, самое главное, портреты выдающихся отечественных учёных-математиков. Ну и хорошо.

В перерыве раздали сами учебники. Странные, конечно. Задачи непривычные, вроде как из разных книжек быстро насобирали. Хотя в целом очень похоже на материалы одного популярного издательства. Будем разбираться. И Алгебра, и Геометрия, всё в одном, увесистый томик для 7-9 класса. Обещали, что будут переиздавать и разобьют его на маленькие части, каждая в расчёте на полугодие - проявят заботу о снижении веса школьных ранцев. После обеда, прошедшие обучение в Москве местные методисты, распределили учителей на группы и прорешали задачки из нового учебника. Методические подходы, конечно, не всем понравились, ну да надо как-то пристраиваться. В ответ на возмущение учителей, ведущих углублённую предпрофильную подготовку, обещали привести комплект из дополнительных учебных пособий, дополняющих единый учебник. Там, мол, и будут задачки для углубления. Ещё продемонстрировали сайт, где выложены все материалы учебника группы Яруконова. Всё в электронном виде, красочно, с картинками. Намекнули, что если кому закупить учебники к 1 сентября не успеют, закупка-то огромная, сами понимаете, - можно для начала пользоваться электронной версией. Задавать детям задачки согласно страницам сайта. Вечером показали новую перспективную разработку. Единый электронный ридер – там залиты все электронные единые учебники. Пока, мол, разработка пробная, но к осени обещали всех научить пользоваться. Как бы то ни было, планы уроков придётся изрядно переписать. Мария Ивановна и сама не любит всё время шпарить по одному конспекту – скучно это. Ну да ладно, справимся как-нибудь.

Говорят, методисты по математике хорошо провели курсы повышения квалификации. Сложнее было у историков, где один из авторов зачем-то сосредоточился на списке исторических источников, которыми теперь пользоваться воспрещается, - нет их ни в учебнике, ни в пособиях, да и идентичность эту гражданскую у молодого поколения не формируют. Конечно, многие учителя, научившиеся пользоваться разными источниками, сильно возмущались, потому как непонятно всё это. История без дискуссий – странно. Педагоги литературы устроили истерику, когда им объяснили, что каждое произведение из обязательного списка должно быть отражено в качестве темы урока и проверяться это будет тщательно. И если раньше некоторые по тихому манкировали изучение «Повести о Ерше Ершовиче», то сейчас зубрить придётся. И негоже, если дети знать ничего не будут ни про Белугу Ярославскую, ни про Сёмгу Переяславскую, ни про Осетра Хвалынского. А, не дай бог, если учитель фантастику с детьми разбирать захочет или приключенческий роман вне школьной программы – отклонение от тем единого учебника, непорядок. А ведь именно в учебнике всё разумно дозированно рассчитано, федеральными методистами учтено и научно обосновано. Больше всего проблем оказалось в начальной школе. Там общие линейки учебников окончательно добили все эти мудрёные непонятные программы Занкова-Давыдова-Петерсон. Оно и понятно, группа Яруконова удачно поработала, обеспечив математикой всех с 1 по 11 класс. Также по Русскому и Литературе. Ну и История в начальной школе появилась, раньше не было. Теперь и этим учителям придётся многому научиться. Ну да ладно, разберутся как-нибудь.

Самое странное, конечно, что теперь, фактически, всем математикам придётся работать по единым методикам. Ведь задачи из учебника и способ их решения и задают методику преподавания. Зато для всех обещали сделать единое тематическое планирование и загнать его в электронный журнал. Начальники радуются, что сразу можно будет посмотреть, кто как научился решать квадратные уравнения, одновременно выявлять самые лучшие и самые худшие классы по всей стране. А те учителя, кто необъективно оценивает, ставя много пятёрок, или наоборот всех только на двойки научил – пожалуйте на внеочередную аттестацию.  Многое придётся изменить. То, что Мария Ивановна привыкла задавать на работу по группам, теперь нужно будет изучать фронтально, задачек для групповой работы по знакомым ей темам нет. И наоборот, появились задачки, требующие общего «мозгового штурма», там где раньше этого вроде как и не нужно было. Если раньше Мария Ивановна тратила дополнительное время в курсе Алгебры на повторение операций с простыми и десятичными дробями, то теперь этого делать нельзя – выбьешься из стройной логики единого учебника. Для отличников у Марии Ивановны были подобраны хорошие дополнительные задачки, будут ли они в этих самых единых пособиях из федерального перечня, неизвестно. Сложнее, конечно, с отстающими. Раньше для них Мария Ивановна использовала задачи из других учебников. Однако теперь ими пользоваться запретили. Ну что ж, будем бубнить по единому учебнику. Ну их эти познавательные задачи и дискуссии, занятия с отстающими, главное - пройти все темы и не отступить от базового содержания. Главное, что теперь у всех всё одинаково, все учителя абсолютно в равных условиях. Иногда, конечно, когда на уроке не будет завуча или районного инспектора, Мария Ивановна отступит от забитой в электронном журнале темы урока и отложит в сторону выдающегося Яруконова. Тайком раздаст детям ксерокопии из хорошо зарекомендовавших себя в прошлые годы Мордковича с Погореловым и им удастся в самом деле интересно поработать. Ну а в целом, конечно, придётся шпарить по Яруконову. Обещали, кстати, заснять уроки лучших учителей и показывать их через интернет. А в классе скука, мухи дохнут, обыденно и неинтересно. Дети, правда, сильно уж не опечалятся, уткнутся в свои гаджеты и будут переписываться или в игрушки играть, ну да лишь бы не шумели. И неважно, что никто так в мире не делает, зато всё по учебнику, зато единое образовательное пространство, зато у всех одинаково. Ладно, Мария Ивановна и к этому привыкнет. Чего ж не сделаешь ради лидерства на мировой арене…

 

 

Новости наших партнеров