Все записи
10:29  /  22.10.14

1676просмотров

Монастырь Самье в Тибете

+T -
Поделиться:

Кора - это обход вокруг священного места по часовой стрелке. Именно по часовой стрелке, так как более старая тибетская религия бон (в основе ее лежат шаманские традиции) все свои ритуалы проводит против часовой стрелки. Кору мы совершали медленно и печально, так как опасались больших физических нагрузок на высоте и не знали сколько нам предстоит идти.  В этот день с нами шло совсем мало людей - три или четыре бодрых бабушки, которые нас легко обгоняли.

У местных женщин широкое смуглое лицо, темные глаза, почти у всех две длинные черные косички с вплетенными яркими ленточками и, обязательно, полосатый передник. Они очень активные, куда-то быстро и по-деловому идут, решительные, многие быстро и громко говорят. Мужчины выглядят загадочными, неторопливыми, сдержанными. У них такие же смуглые лица, черные густые волосы, у многих они длинные и собраны в хвост или короткую косичку. Нам показалось, что люди в Тибете очень похожи на индейцев Центральной и Южной Америки. Сразу вспомнились такие же добрые коричневатые широкие лица, обрамленные густыми черными волосами, темные одежды с цветными нарядными вставками или вышивками.

Кора нам на радость оказалась совсем небольшой, метров 500, и уже скоро мы зашли на территорию монастыря. Тут же наше внимание привлекли ритмичные удары и песня. Оказалось, что чуть больше десяти мужчин и женщин, стоя на втором этаже строящегося здания, дружно притоптывают и в такт поют ритмичную, вероятно, какую-то народную песню. Они делали, как в старину, плотный утрамбованный земляной пол! В наше время увидеть строителей, так дружно работающих под песню, было совершенно неожиданно.

Как известно, монастырь Самье считается самым старым в Тибете. Монастырский двор, как нам показалось, был заполнен хаотично разбросанными постройками. Однако гид объяснил, что все здания и ступы стоят в строго определенных местах, а если посмотреть сверху, будет видна геометрически выстроенная мандала. В книгах о Тибете мы читали, что последние часто используют и для защитных магических действий: внутрь их, как в ловушку можно заманивать демонов. Видимо для первого буддистского монастыря в Тибете это актуально, так как история упоминает о  сложностях такого рода при его постройке.

Мистичности монастырю добавляют и несколько печей (санбум), стоящих в самом его центре. Из них валит белый густой дым со специфическим горьковато-смолистым резким запахом. В Тибете считается, что с дымом все просьбы и молитвы легко поднимаются к небу, также дым отгоняет и злых духов. В печи бросают ветки растения Джунифер (англ.). Окуривание в монастырях издавна кроме оккультного назначения, носило и прагматический характер - дезинфекция воздуха в местах скопления большого количества людей.Первое краткое знакомство с монастырем закончилось, и мы пошли ужинать в монастырскую столовую.

Как полагается, перед едой мы собрались помыть руки и заодно посетить туалет. Понять где женская комната, а где мужская без гида было невозможно: на обоих дверях были нарисованы похожие тибетские иероглифы. Далее вместо привычных белых сидений нас ожидало даже не азиатское отверстие в полу с упорами для стоп, нет! Это был один желоб, проходящий через все кабинки. Туалетной бумаги не было и в помине. С этой роскошью мы встречались лишь в отелях. Скромный обмылок и влажные салфетки, которые мы предусмотрительно захватили с собой и вот уже все правила гигиены соблюдены и можно начинать трапезу.

Мы приготовились уже ничему не удивляться и кушать в большом, открытом мелкому дождику зале с каменными столами и скамьями, в котором за деньги могут есть и жители деревни, и монахи. Но, о чудо, появилась деловая местная женщина, достала из-под фартука ключ и нас пригласили в гостевой зал. Это помещение впечатляло: расписные  массивные столики, невероятной красоты яркий потолок, диваны, покрытые пестрыми шерстяными накидками. Большинство национальных столов в Тибете - деревянные, невысокие и сделаны в виде прямоугольной коробки, поэтому сидеть за ними не совсем удобно и некуда поставить ноги. Росписи на дереве - это орнаменты из диковинных цветов, вариации на тему вечного узла, драконы и другие замысловатые фигуры. По ярким цветам и блестящему лаку они чем-то издалека напоминают хохлому.

Нам сразу предложили бесплатный чай: или черный Липтон,  или зеленый с жасмином. Мы выбрали последний. Избалованные чайными клубами в Москве, мы наблюдали местную "чайную церемонию" - официантка из железной коробки отсыпала каждому немного заварки в стеклянный стакан и потом из большого китайского термоса налила в него кипяток. Приходилось терпеливо ждать пока все чаинки осядут на дно и горячий стакан можно будет взять в руки.

В Тибете мало топлива, поэтому для его экономии горячую воду хранят в ярких китайских термосах. В них часто подают уже заваренный чай и в них же могут принести на стол типичный тибетский чай с молоком и маслом яка.Помня рекомендации турфирмы о профилактике горной болезни, мы старались в первое время кушать немного и совсем не заказывать мясо. Одно блюдо из первого ужина нам запомнилось лучше других. В меню значилась кукуруза, но вместо початков нам принесли уже лущенные кукурузные зерна с жареными кедровыми орешками, причем не в качестве украшения, а в честном соотношении 1:1. Невероятно вкусно, просто и полезно.

Короткий, но медленный путь в отель, и мы готовы лечь в кровать. Спать на высоте особенно в первые дни тяжело: раз в час или два просыпаешься, сложно опять заснуть, каждый раз собираешься с духом, чтобы перевернуться на другой бок и погасить одышку, а также поминаешь не добрым словом "питьевой наказ" гида, вставая очередной раз ночью.