Страстная пятница у православных, песах у евреев, а страдаю почему-то я. 

И Павел Лобков, которого задержали за этот потрясающий костюмчик. 

Недавно я столкнулась с двумя полярными позициями. Одна моя подруга, биолог, говорит мне, что её психотерапевт поздравил её с христианским праздником. Прислал открытку в фейсбуке. Её это возмутило, и она мне говорит - "Человек науки, а мы говорим, что психология - это наука, не может быть религиозен, это патология".  

Другая моя знакомая буквально на следующий день спрашивает - черт, почему эта женщина увела мужа у своей подруги? Она что, не боится Бога?

Я задумалась. Казалось бы, они обе из одной социальной группы - одного возраста, высшее образование, живут в москве, читают примерно одни и те же книжки, не замужем, доход выше среднего, автомобилистки, любят путешествовать по Азии. Однако, посмотрите, какое разное отношение к вере.

Пока я думала об этом, поняла, что вообще мало кто обсуждает тему религии, бога, веры не на уровене академических дискуссий/образовательных и научпоп публикаций, а так сказать, в миру. Small talk такого серьезного разговора не предполагает, а для обстоятельной беседы тема слишом скользкая, особенно в свете несколько лет назад обнажившися чувств верующих.

Недавно с изумлением я узнала, что довольно близкий мне человек считает меня мусульманкой, хотя я ей не являюсь ни разу, но он по умолчанию когда-то так решил, что раз я татарка, то я мусульманка, а обсуждать такие вещи, в общем, не принято.

А всё это безумно интересно - в свете, например, растущей по всему миру исламофобии, в усиления позиций РЦП и проблем с избранием нового Далай-Ламы. Конфессии напрямую влияют на нашу жизнь, а мы как-то слабо в ответ рефлексируем.

Современные верования зачастую носят причудливый характер. Иногда я прихожу на йогу - там помимо физкультуры вовсю читают мантры, прочищают чакры и медитируют на божественный свет зачастую даже примерно не представляя себе ни философской, ни религиозной подоплеки этих действий.

В ресторанах который год во время великого поста представлено роскошное постное меню - что само по себе оксюморон.

То есть церковь/мечеть/дацан/синагога и др. вполне существуют как социальные институты - транслируют/постулируют определенные ценности, правила поведения, регулируют отношения. 

Но реально кто во что по-настоящему верит - остается загадкой.