Все записи
16:09  /  14.04.17

11423просмотра

Между Пасхой и Песахом // о месте религии в нашей жизни

+T -
Поделиться:

Страстная пятница у православных, песах у евреев, а страдаю почему-то я. 

И Павел Лобков, которого задержали за этот потрясающий костюмчик. 

Недавно я столкнулась с двумя полярными позициями. Одна моя подруга, биолог, говорит мне, что её психотерапевт поздравил её с христианским праздником. Прислал открытку в фейсбуке. Её это возмутило, и она мне говорит - "Человек науки, а мы говорим, что психология - это наука, не может быть религиозен, это патология".  

Другая моя знакомая буквально на следующий день спрашивает - черт, почему эта женщина увела мужа у своей подруги? Она что, не боится Бога?

Я задумалась. Казалось бы, они обе из одной социальной группы - одного возраста, высшее образование, живут в москве, читают примерно одни и те же книжки, не замужем, доход выше среднего, автомобилистки, любят путешествовать по Азии. Однако, посмотрите, какое разное отношение к вере.

Пока я думала об этом, поняла, что вообще мало кто обсуждает тему религии, бога, веры не на уровене академических дискуссий/образовательных и научпоп публикаций, а так сказать, в миру. Small talk такого серьезного разговора не предполагает, а для обстоятельной беседы тема слишом скользкая, особенно в свете несколько лет назад обнажившися чувств верующих.

Недавно с изумлением я узнала, что довольно близкий мне человек считает меня мусульманкой, хотя я ей не являюсь ни разу, но он по умолчанию когда-то так решил, что раз я татарка, то я мусульманка, а обсуждать такие вещи, в общем, не принято.

А всё это безумно интересно - в свете, например, растущей по всему миру исламофобии, в усиления позиций РЦП и проблем с избранием нового Далай-Ламы. Конфессии напрямую влияют на нашу жизнь, а мы как-то слабо в ответ рефлексируем.

Современные верования зачастую носят причудливый характер. Иногда я прихожу на йогу - там помимо физкультуры вовсю читают мантры, прочищают чакры и медитируют на божественный свет зачастую даже примерно не представляя себе ни философской, ни религиозной подоплеки этих действий.

В ресторанах который год во время великого поста представлено роскошное постное меню - что само по себе оксюморон.

То есть церковь/мечеть/дацан/синагога и др. вполне существуют как социальные институты - транслируют/постулируют определенные ценности, правила поведения, регулируют отношения. 

Но реально кто во что по-настоящему верит - остается загадкой. 

 

 

Комментировать Всего 1 комментарий

Если позволите, не по существу, а в связи с затронутой темой. Мне попались результаты, опубликованные Pew Research Center сравнительно недавно, в 2012 году. Всего последователей иудаизма 0,2%, христианства – 32, ислама – 23. Буддизм, также включаемый в четверку мировых религий, исповедуют 5% жителей планеты. Однако   индуистов в три раза больше.  Сложим эти проценты, уже выходит 75. Вместе с поклонниками прочих культов сумма составляет 84% (эта цифра мне что-то напомнила).

Оставшиеся 16%, а это около миллиарда человек, не исповедуют никакой религии. Правда, в тексте отмечено, что эти люди, может быть, всё-таки верят во что-то своё, но просто не хотят говорить об этом. Видимо, исследователи не могут поверить в то, что люди могут ни во что не верить, но, как профессионалы, считают себя обязанными честно привести полученные цифры.

Так вот, большинство из этого миллиарда сосредоточено вовсе не там, где можно было бы ожидать, во всяком случае, по преобладающему в нашей стране мнению. То есть, не на Западе, а совсем даже наоборот. Но это следует из доклада не напрямую, а из перечисления стран, где больше половины населения неверующие. Таких стран названо шесть, но наиболее многонаселенные из них – это Южная Корея, Япония и (внимание!) Китай. Половина их населения в сумме составляет более 800 миллионов человек.

И, Вы знаете, эти безбожники неплохо развиваются!