Все записи
12:18  /  19.10.13

9490просмотров

Про мертвого бомжа и веру в Бога

+T -
Поделиться:

 

От дома до школы — три минуты вдоль коллектора теплотрассы. Люки коллектора были открыты. Тут мы, школьники, прятались от дождя, учились курить и играть в карты. К старшим классам интерес к теплотрассе пропал, мы просто ходили мимо.

Зимой там поселился бомж. Каждое утро он торчал из люка коллектора и смотрел на вереницы сонных школьников. Он ни с кем не разговаривал, ничего никогда не просил. Просто смотрел. Мы прозвали его Космонавтом.

Пару месяцев над ним смеялись, дразнили и кидали в него снежками. А потом привыкли. Кто-то сказал, что его зовут Саней, но мы продолжали звать его Космонавтом.

Однажды утром он исчез. У коллектора собралась толпа. Пацаны щелкали семечки и по-деловому рассказывали друг другу истории со смертельным исходом.

Девочки кривились, делали вид, что им страшно и противно, но не уходили. Говорят, что бомж напился, провалился в люк и сломал шею. Люки закрыли.

Человек не знает, зачем он родился, зачем живет и тем более зачем умирает. Мы знаем тех, кто точно родился не зря. Мы знаем, что с уверенностью так можно сказать только про небольшую горстку людей за всю историю человечества. Не потому, что остальные люди недостойны — просто мы ничего о них не знаем. Вот жил этот Космонавт и умер. Что изменилось в мире? Кто его вспоминает? А кто вспомнит меня?

«Глубочайшую потребность человека составляет стремление покинуть тюрьму своего одиночества», — писал Эрих Фромм. А самая чудовищная мука одиночества — это бессмыслица. Крайняя, невероятная глупость — жить в мире, не имеющем смысла. Целую жизнь человек заваливает пропасть этой внутренней черной дыры всем, что попадет под руку: работой, детьми, семьей, развлечениями, активным отдыхом, хобби, творчеством.

Иные говорят, что для того же люди придумали и религию. Во всех крупных религиях человеку объясняется, что смерть — это не конец. Но это не решает проблемы. И никогда не решит. Ведь человеку очень хочется не только верить, что смерть — это не конец, но и точно знать, что после смерти с ним и всеми его близкими случится что-то хорошее. А это уже другой вопрос: как жить здесь и сейчас? Тут многие религиозные институты дали слабину. Они подчинили вечную жизнь строгому прейскуранту. Будет клиент исполнять правила — получит райское наслаждение. А будет нарушать — получит муки вечные. Memento mori.

Христианство для многих тоже вписывается в такую схему. Кто хочет получить карманного Христа, тот его получит. Такие люди думают, что Рай и Царство небесное — это одно и то же; что Бог — это любовь, но при этом Он должен жестоко карать грешников (Он вообще много чего должен); что главное — это десять заповедей, но вспомнить они смогут от силы четыре. Они очень огорчаются, когда узнают, что даже для самых отчаянных грешников Бог не придумывал вечных мук. И многие из них искренне не понимают, зачем нужна Церковь.

Это нормально, ведь вера не обеспечивает нас ответами. Она только дает возможность их получить. Когда человек начинает познавать Бога, он совершает массу открытий. Но это непросто, потому что первое, что делает Бог, — начинает вмешиваться в нашу жизнь и заставляет думать нас о том, как мы живем здесь и сейчас. Memento vivere.

Очень многие боятся таких отношений с Богом. Ставят Его в самый дальний угол и отдаются в руки религиозной дисциплины. А себя ставят в строгие рамки правил, которые без Бога утрачивают всякий смысл. Более того, они истово проповедуют такую веру. Даже становятся церковным активистами — жонглируют цитатами из Апокалипсиса. Они проявляют колоссальную выносливость, стоя в гигантских очередях к мощам. Весьма изобретательны на митингах у абортариев, провокационных выставок и гей-клубов. Все что угодно они могут оправдать промыслом Божьим.

Это в духе времени, когда всякое дело превращается в перфоманс, а слово — в призыв. Они всегда на передовой церковной жизни. Всякая их выходка попадает в twitter крупных СМИ.

Это не ново. Так было всегда и со всеми, кто пытался договориться с Богом о сферах влияния. И вновь мы слышим слова церковных функционеров, которые они сплевывают, как арбузные семечки в Бирюлево: «Наказание должно быть особенно жестким, неотвратимым, демонстративным».

И все-таки хочется верить, что пьянчуга Космонавт благополучно добрался до Небес. И там его ждал не Страшный суд и не порицания за никчемную земную жизнь, а единственный вопрос, который Бог задаст каждому: «Любишь ли ты Меня?» В ответ на этот вопрос соврать не получится. А изумленно развести руками и сказать: «Я ничего о Тебе не знал!» — будет большой нелепостью.

Комментировать Всего 22 комментария
Это нормально, ведь вера не обеспечивает нас ответами. Она только дает возможность их получить

Спасибо, Андрей!

Очень в униссон с моими мыслями. 

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik

Скажите, пожалуйста, а зачем Богу нужно, чтобы мы его любили?  Более того, получается он нас для этого создал?  

Вон в соседней колонке г-на Чхарташвили мужчин удивляет тот факт, что не все женщины их "любят".  Предположения высказываются, в т.ч. что с женщинами что-то плохо, раз так.  Нмв странная концепция - требовать от других, чтобы тебя "любили".  Да и, кстати, невозможно заставить себя кого-либо полюбить точно так же каки заставить кого-либо полюбить себя.

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

а зачем Богу нужно, чтобы мы его любили?

насколько я понимаю, богу нужно, чтобы мы любили всех, не только его.

зачем? как сказал Козинцев (правда, по другому поводу): "...чтоб не скотинели" )

Потому что жить в тесной связи с нелюбимыми - это ад. И всемогущество Бога в этом отношении - миф. Он, действительно, никого не может заставить себя полюбить

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik, Евгений Бабушкин, Сергей Кудаев

скажите честно, так часто проходя, по дороге в школу, мимо коллектора с бомжом, Вы хоть раз ему принесли что-то поесть или попить?

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

В тексте честно сказано, то Космонавт был объектом всеобщего презрения. Никому и в голову не приходило его кормить. И мне тоже

"... а единственный вопрос, который Бог задаст каждому: «Любишь ли ты Меня?» "

Всегда интересно послушать человека, который точно знает, какой вопрос Бог задаст каждому.

Также интересно узнать, как Бог поступает с теми, кто ему отвечает: "Нет, я тебя не люблю".

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

Я думаю, это очень правильный ответ. Было б здорово, если б вы продумали его до конца.

Об этом можно говорить бесконечно, ведь мы никогда не сможем проверить эти слова. Наверное Елизавета права. Таких Бог оставляет. 

Эту реплику поддерживают: Александр Водяной

Пожалуй, "оставляет в покое" и "оставляет" это немного разное...

Эту реплику поддерживают: Ирина Громова

абсолютно разное. Трудно в коротком комментарии это пояснить. Про покой хорошо написал М. Булгаков, но это только жанровая находка. А у  Бога два пути и не более. 

"Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь" (Втор 30:19)

А то, что Он не донимает Своей опекой нас (ныне живущих), то я не могу сказать, что Он таким образом оставляет в покое. Он, скорее, соглашается на ту меру открытости, какую Ему оставляет человек. 

Андрей, у меня вопрос. Эти заметки здесь - попытки неофита создать лирическую литературу о боге или трансляция полученных Вами богословских знаний, адаптированная для какого-то определенного слоя читателей? Вопрос не праздный, я человек православный и хочу определить для себя степень доверия к заявлениям и размышлениям, которые Вы адресуете здешнему обществу.

Елена, неофитский восторг у меня прошел много лет назад. А о собственной компетенции говорить трудно. Со стороны должно быть виднее. 

Я вижу в этих записках - проповедь. Затем и пригласил этого замечательного автора на "Сноб". Проповедников нынче мало, всё больше инквизиторы.  А сколько в проповеди восторга и сколько ликбеза, судить сложно.  

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров

Евгений, мне показалось, что здесь скорее размышление на тему картинки сегодняшнего мира. Проповедь - нечто иное, на мой взгляд. А то что вы пригласили Андрея сюда мне нравится, спасибо.))

У каждого человека свои отношения с Богом. Не могу понять, как видение одного человека может (должно) вызывать "степень доверия"? Это не банк, не страховая компания. Это вера. Вера автора. У каждого человека свои отношения с Богом.

Владимир, соглашусь, у каждого свои отношения с богом и верой. Но у каждой религии свои каноны, а у Андрея образование богословское, вот мне и захотелось узнать - будут ли тексты основаны на законах православия или это частное видение автора. Мне это важно, признаюсь, сама с ходу не могу разобрать.))

Вспоминается из Нового завета: "Всякий возвысивший себя да будет унижен" Именно этот стих с продолжением вспоминается при чтении этой статьи.

Спасибо!