Все записи
11:01  /  3.02.14

3462просмотра

Патриотизм и семья – слова однокоренные

+T -
Поделиться:

Вчера, как и многие, смотрела на «Дожде» марафон "Любить Родину", где в течение всего дня пытались найти определение, что такое родину любить и рефреном звучал вопрос, как научить детей патриотизму. Может, стоит как в Советском Союзе или, как это принято сегодня в США - заставлять детей учить Гимн России? Ведь текст поменялся и никто его не знает. Вечные антагонисты власти Навальный и Быков уверяли, что патриотизм превратился «в фетиш», которым «забалтывают пустоту» - на чем воспитывать детей? Вот и героев нет, уверяла народ народная Лия Ахеджакова. Дескать, когда-то вот существовал госзаказ на положительного героя, и с тех пор моя любимая артистка положительных героев ненавидит. В общем, все как обычно.

Не в первый раз мне доводится слышать от либеральной публики, что слово «патриотизм» годится главным образом только для замшелых собраний партийных активистов. Дескать, там любят болтать о патриотизме, деля между этими разговорами о прекрасном, государственные деньги.

Полагаю, что и факты имели место быть. И слово «патриотизм» для многих действительно не имеет силы. Очень жаль, что такое стало возможным. На мой взгляд, это признак потери не только связей и доверия между согражданами, но и утрата личностного потенциала. Есть такая детская игрушка с огромным символическим смыслом - матрешка, в которой каждая фигурка олицетворяет собой одно из тел человека. Начиная с самой маленькой, которую можно назвать личностью, следующая, побольше – это ближний круг (семья), затем - родственники (род), сообщества, с которыми мы связаны… одна из самых крупных матрешек может быть названа телом народа. Наличие всех фигурок делает матрешку целостной. Так и целостным и сильным может быть только тот человек, который ощущает себя во всех своих телах. Потеря человеком одной из составляющей в этой самоидентификации лишает его силы.

Недавно я услышала в репортаже по телевидению, что женщины – гастарбайтеры из Средней Азии, рожающие в Москве, бывает, оставляют своих детей в роддомах. Но вот их община, узнав об этом, изыскивает возможность вернуть ребенка на родину, в большую семью. Выискиваются какие-то родственники, готовые брошенного малыша усыновить. Вот это, собственно, и есть ближний круг человека, который служит основой для включения ребенка в большую семью рода, затем народа. Малыш, прикрытый со всех сторон этими кругами, чувствует себя сначала защищенным, а затем, повзрослев, способным защищать своих более слабых сограждан.

У меня есть одна знакомая семья. Отец трудится в Москве, а остальная семья: мама, бабушка и ребенок - в теплой стране у моря. Когда-то на семейном совете решили, что так будет лучше для здоровья малышки. Девочка, которая русскую речь слышит только от родных, имеет перед собой тем не менее довольно четкий образ Родины. В свои четыре года она с гордостью заявляет о том, что она русская, сама выступила с инициативой водружения дворе дома на флагштоке российского флага. Она как-то по-своему пытается сообщать миру о своей принадлежности к России, ей это нравится, ее это усиливает. Как-то раз, она увидела в магазине галстук, и потребовала его ей купить, потому что он был как у Путина. Мне рассказывали историю, как она пришла в гости в арабскую семью, а по телевизору в это время шел какой-то матч. И заиграли гимн России. Девочка встала сама и потребовала от остальных взрослых и детей, чтобы те тоже встали. Надо отдать должное, взрослые подчинились требованию малышки, уж очень она была убедительна в важности соблюдения этой процедуры. Я спросила у ее родителей, зачем вы так ее воспитываете? «Понимаете, - сказали мне бабушка, - во-первых, нам кажется, что это надо прежде всего ей самой. Мы, конечно, ей рассказываем (по мере её восприятия) о нашем народе с его богатейшей историей побед человеческого духа и веры. Мы сами много говорим между собой о России, о смыслах жизни. Издалека ведь все видится как-то по особому. Возможно, она сама, хоть и такая маленькая, но уже видит себя и осознает частью великой нации. Что-то может впитано ею от предков через гены и историческую память, хранящуюся в сердце каждого из нас. В общем, мы рады, что это все в ней есть. И нам кажется, что благодаря чувству патриотизма, этой любви к своему народу, она сама становится сильнее. По крайней мере слово «русская» звучит у нее по-настоящему, со всеми правильными акцентами и смыслами. А во-вторых, мы ничего в ней не воспитываем, и ничему ее не учим, а просто ее очень любим и все вместе по-настоящему скучаем по своей родине».

Этим, наверное, все сказано. Без чувства патриотизма в себе невозможно быть целостной личностью. Его отсутствие в человеке – признак деградации, сужения границ личности, потери самоидентичности. Надо ли говорить – что культивирование этого чувства в личности важно не только для государства, но и для каждого из нас? Поэтому, наверное, надо и говорить о патриотизме, и флаги вывешивать на зданиях школ, и гимн петь по утрам. А еще больше – говорить с ребенком об истории своего народа. Пусть сначала через историю своей семьи. Пусть о трудностях, ошибках, но еще и о радостях, преодолении, героях и чаяниях. Мне кажется все это крайне важным. А вам?

Комментировать Всего 7 комментариев

Как считаете, стоит ли различать Родину и Отечество? Я к примеру, рожденный в России, чувствующий духовную связь с Польшей в первую очередь (и готовый защищать ее в том числе и от русских, не дай Бог), могу ли называть Родиной Россию? А Польшу Отечеством? 

Или, признав за отечество другую страну, я теперь к России никаким боком? Кроме второго паспорта и строки " место рождения"?

Александр, у меня к Вам вопрос... А занимаются ли в Польше историей участия советских военнослужащих в действиях Польской Армии во время войны, и сразу после? У меня был родственник, служивший в больших чинах, и награждённый массой высших польских и других восточноевропейских наград... Он мне несколько раз принимался рассказывать о тех временах, но так толком ничего и не рассказал, видимо, мал я был... Временами пытаюсь найти о нём хоть что-то, но пока не встретил в сети даже его имени...

Приветствую, Сергей

Занятия Историей Второй Мировой - это такой национальный спорт в Польше.

Советские военнослужащие оставили свой след в истории Armii Ludowej, которая котируется не особо. В отличии от Krajowej.

Кто может конкретно для вас поискать, я не знаю. Что-то типа клуба памяти? Так не готов ответить.   

Практический вопрос - патриотизм должен определяться страной рождения (и взросления) или страной проживания? Я, например, родился в СССР, был воспитан в том духе, что и Эстония, и Грузия, и Украина - тоже моя Родина. И я как-то не готов поменять свое более широкое восприятие Родины на территорию лишь РСФСР.

Сергей, Вы наверное не до конца меня поняли. Я ведь не зря рассказала историю девочки, которая живет далеко не в России, но считает себя русской, встает при исполнения гимна и настояла, чтобы во дворе развевался российский флаг. Эта девочка вряд ли что-нибудь знает о бюрократии и паспортах. Не важно, где ты родился и паспорт какого государства у тебя в кармане - где твоя Родина и твое Отечество знаешь наверняка и без этих бумаг.

Не.....ну если мистическая связь...."кровь и почва" - тогда другое дело. Тогда и обсуждать нечего. :)