Все записи
16:26  /  23.05.14

6279просмотров

О мальчиках в юбочках

+T -
Поделиться:

Недавно прочла новость о том, что французских мальчиков обязали прийти на занятия в юбочках - так воспитывали у них толерантное отношение к девочкам. Я обсудила это с моим хорошим знакомым, солистом балета в прошлом.

 

Балетная среда — среда особая: много «доступной» телесности, много прикосновений, много эмоций, много чувств. К тому же и о мужчинах балета ходят множество разных слухов. Поэтому мне было очень важно услышать, что об этом скажет именно он. В отличие от других мужчин, которым я, безусловно, тоже задавала этот вопрос, он не стал сразу крутить пальцем у виска, что, де, они там за рубежом совсем уже с жиру бесятся. «Ты знаешь  - сказал он мне, —  безусловно, такой поступок учителей будет иметь на этих мальчиков большое влияние. Как любое другое насилие со стороны взрослого. Ведь, судя по всему, сами мальчики такого желания – надеть что-то из девчачьего гардероба - не изъявляли. А значит взрослые сами придумали и сами осуществили акт насилия. Хотя бы поинтересовались, как дети к этому относятся».

 

И он же рассказал мне о себе, своем детстве и друзьях. Рассказал, что в пору полового созревания мальчишки не прочь были рядиться в женские одежды. Им это нужно для «знакомства» с противоположным полом, вернее с теми новыми ощущениями, которые обязательно появляются у мальчика в этот момент из-за игры гормонов. Так что и женские лифчики надевают на себя, и вообще женские вещи рассматривают с удовольствием... Но все это делается либо в одиночестве, либо в очень узкой компании, сопровождается грубыми « мужскими» шутками, ерничанием и соотвествующей случаю лексикой. Когда эта же, по сути своей, акция превращается в публичную (как в примере с французскими школьниками), она, уже теряет ту первоначальную цель, и приобретает уже другую. Какую? Организаторы хотят, чтобы ребенок постарался заглянуть внутрь себя и подумал над тем, ошиблись ли в роддоме с его полом акушеры или нет... Тем самым взрослые кладут на плечи детей свою взрослую и пока непонятную им задачу. 

 

Я порой вспоминаю интервью актрис советского периода. Самых ярких, тех, что называют в народе «бой – баба». Например, Нонны Мордюковой. Очень часто можно прочесть в их откровениях: было дворовое детство, лазили по деревьям, прыгали с заборов, лезли в чужие сады за яблоками и т.д., явно демонстрируя мальчишеский тип поведения. И если еще глубже начинаешь смотреть их биографию, выясняется, что родители их, когда ждали в семье прибавления, то чаяли родить мальчика...

Вот девочка росла и делала все такое, чтобы оправдать ожидания родителей – стать похожей на мальчика. Здесь впору вести разговор о той программе, которую родители (взрослые) невольно закладывают в своих детей. Хорошо, что не нашлись взрослые, которые  стали потом внушать этим девочкам, что они – недоделанные мальчики. Другое дело, что у той же Нонны Мордюковой была очень сложная личная жизнь — не от этой ли демонстрации мужского типа поведения?

Каждый родитель должен понимать одну крайне важную вещь - Ваша кроха делает все, чтобы ощутить вашу любовь. Я вспоминаю, как моя малышка, которая едва к тому моменту начала ходить, принесла мне однажды тапки, когда увидела, что я пришла с работы без сил. Для меня это было настоящим потрясением. Боже мой, думала я, это она уже проявляет заботу обо мне! Какие же они потрясащие, этот маленький народ. Они бесконечно любят нас и хотят взаимности. Они не ждут подвоха. Они не понимают наших взрослых игр. Поэтому в общении с ними, особенно на трудные темы, нужна искренность и какой-то особенный такт.

 

Привожу рассказ одной мамы. Ее четырехлетний сын стал с большой неохотой ходить в детский сад. Дома ведет себя прекрасно, как идти в сад, то начинаются хитрости – живот болит, спать хочется утром и т.д. А перед самым уже детским садиком начинает канючить, а то и вообще истерить «Не пойду я в группу!» Стали выяснять причину и шаг за шагом получили следующую картину. За несколько дней до этого воспитательница, когда он отказался есть кашу на завтрак и заплакал, сказала ему: «Будешь реветь – сейчас юбочку Анину надену и все тебя девочкой Валей звать будут!» (Мальчика зовут Валентин). Ребята услышали и подхватили: «Девочка Валя! Надень юбочку!» Ребенок воспринял такое отношение к себе как трагедию. Он не стал дома расстраивать маму и рассказывать ей, как его опозорили. Он изворачивался несколько дней, придумывал все, чтобы только не встретиться со своими обидчиками. И юбочка, которую французские педагоги пытаются сделать предметом «дружбы» полов, выступает в качестве предмета «позора». Задумались ли бы об этом дети без подсказки взрослого воспитателя?

 

Так как я уже много лет занимаюсь темой «Детство», я в курсе разных «нововведений» в воспитании детей и все время натыкаюсь на одни и те же «грабли» родителей и учителей. В связи с этим у меня появилось размышление на эту тему.

Наши представления о детстве зачастую достаточно ограничены. Например, мы довольно редко задумываемся над тем, что это - состояние души. Нет, мы говорим об этом, но больше в каких то явно лирически окрашенных тонах, в пафосных местах и не вдаваясь в суть. А суть проста: детство – это способность взрослого человека поддерживать в себе самом интерес к окружающему миру. Это постоянное детское восприятие, меняет отношение человека к самому себе и своему месту в этом мире. Ему интересно жить. Он не устает жить. Это, если хотите, и приближает человека к Богу. Мы же, люди, в большинстве своем циничные, всезнающие и горделивые от осознания своей взрослости. Мы — единственные, знаем, как надо действовать нашим детям. Мы учим и поучаем...

Отсюда мой главный вывод – дети могут помочь нам избавиться от всего чуждого в нас. Для этого нам надо научиться слышать детство в себе. Это часто понимают старые люди. Не потому что они «выжили» из ума, а потому что как в Библии они стали мудрыми, они «стали как дети». У них появилась потребность жить осмотрительно, жить духовно.

Отсюда еще один вывод, сам процесс обучения детей нуждается в некой корректировке – мы не поучаем, а обучаемся вместе. Тоже самое и с процессом воспитания – он должен носить обоюдный характер. Кстати, как замечают социологи, дети практически всегда безошибочно делают выбор в пользу меньшего зла, особенно в ситуации, когда надо делать выбор самостоятельно.

Мне кажется, что если бы мы, взрослые, стали чаще задумываться над этими простыми истинами, ситуаций, о которых мы говорили выше просто бы не было. Детям не надо внушать нашу взрослую толерантность, они толерантны по своей детской природе!

Напоследок мне вспоминается переписка с одним зарубежным журналом, где редактор, пытаясь отрецензировать мою статью о воспитании мальчиков и девочек, написала: «Почему Вы пишите о том, что современные мультфильмы не учат мальчишек мужественности? Почему это только мальчиков надо учить мужественности? А девочек? Где Ваша толерантность?» На мой ответ, что мне лично не нравятся ни амазонки древние, ни амазонки нынешние... редактор еще раз призвала меня переписать текст, который в его нынешнем виде будет, по ее словам – «неприятен большинству читателей».

P.S. Статью я править не стала.