Все записи
12:25  /  11.06.14

3807просмотров

Наша территория детства

+T -
Поделиться:

В ходе обсуждения прошлого поста, меня попросили подробнее рассказать о нашем проекте «Среда, дружественная детям». Попытаюсь сейчас кратко обрисовать, что мы делаем. В основе проекта лежит идея слома самого восприятия детства. Мы уверены, если не начать воспринимать ребенка как полноценного члена общества - не начнутся и глобальные изменения, которые в конечном итоге позволят человечеству не только сохраниться, но и сделать шаги вперед в своем эволюционном развитии. Силу влияния среды, в которой растет ребенок, сложно переоценить. Она даже физиологические характеристики человеческого организма, заложенные природой и генетикой меняет, если этого требует выживание. Всем известны случаи детей маугли, продемонстрировавших неповторимые способности в обонянии, скорости передвижения, лазании по деревьям...

Я зачастую вижу, что мы сами загоняем себя в тупик, не желая сделать акцент на более важных направлениях. А детство и есть одно из самых важных и перспективных направлений нашей государственной политики. Немного истории: в 2008 году мы впервые в России провели  форсайт-исследование «Детство 2030». Эксперты поставили задачу – создать условия благополучного будущего для наших сегодняшних детей. Одним из результатов проекта стала дорожная карта, представившая важнейшие сферы, решения и усилия в которых смогут привести общество к благоприятному сценарию развития. Это демография и миграция, культура и творчество, градостроительство и среда обитания, семья и родительство, образование, здоровье и экология, бизнес для детства, социальные лифты. Прогнозировались, в частности, появление сообществ ответственных родителей; исчезновение языковых барьеров, пространственных и возрастных ограничений на получение образования, профессии, работы. Были определены и зоны социального напряжения для России – временные интервалы, на протяжении которых, по мнению экспертов, могут происходить значительные изменения в структуре общества.

К 2014 году некоторые прогнозы Дорожной карты стали реальными событиями, часть из них удалось предупредить, некоторые развернуть в позитивную сторону. Так, например, за три неполных года нам удалось объединить 4-тысячное сообщество неравнодушных родителей на идеях просвещенности, создания и сохранения среды благополучной детям. Сегодня наши родители инициируют конкретные проекты, события, праздники, сами организуют безопасный и содержательный детский отдых, участвуют в семинарах, тренингах по развитию и воспитанию не только своих детей, но и себя. Многие из них реализуют уже свои проекты – «Безопасный дом», «Умная книга», «Организация развивающей среды», «Школы грудного вскармливания», «10 рэперов в круге» (организация творческого досуга молодежи в городских дворах), «Семейный детский сад», «Поселок дружественный детям» и многие другие. В представлениях значительной части наших родителей, ребёнок - не что-то повседневное, маленькое, не способное что-то решить и требующее поэтому бесконечного контроля, а полноправный член социума. Уже с середины ХХ века начал зарождаться новый стиль воспитания — помогающий. Когда родители прислушиваются к чувствам ребенка, ценят близость с ним. Как показала практика, люди, воспитанные в таком стиле, обычно вырастают добрыми, искренними, хорошо знающими себя, творческими, адекватными и спонтанными. Они не страдают от депрессий и неврозов, у них сильная воля, они не склоняются перед авторитетом и легче, чем другие выдерживают прессинг.  Но это только ростки.

А что в основном? В этом плане интересны исследования психолога Ивана Забаева. Например, родители, может быть, и любят детей, но ведут себя так, что это можно легко поставить под вопрос, поскольку часто минимизируют время пребывания с ребёнком. Как показывает официальная статистика, родитель в среднем тратит на разговор со своим ребенком-подростком 15 минут в день. И, что еще более странно — значительной части родителей не о чем со своим ребенком поговорить, кроме того, сделал он уроки или нет. Еще один распространенный факт: ребёнок всегда (в любом своем возрасте) есть нечто незавершенное. Нет отношения к ребенку как к равному себе. А наши родители (я имею в виду тех единомышленников, собравшихся вокруг проекта «Детство») активно опровергают навязываемые им стереотипы прошлого о том, что воспитание ребенка требует больших жертв, мешает карьере, путешествиям, общению с друзьями, а усыновление приемного малыша - это уже просто героизм. Вот эти вторые родители для нас (как практиков и исследователей темы) очень важны. Хотя мы понимаем, что эти родители требуют серьезной работы. Потому что зачастую, они, как и любые фанаты своего дела, могут оступаться и делать что-то по родительскому наитию, тогда как есть наука, способная им помочь. Плюс, как и любая крайность, такой подход может быть опасен для детей. Да, подобное разделение на типы родителей несколько грубо, но ведь в будущем, как считают футурологи, различие между этими родителями будет только нарастать. Соответственно, появляется дополнительная задача для государственников – как эти два лагеря родителей соединить, причем на пользу всему обществу. 

Когда мы только брались за проект, то прекрасно понимали, что невозможно объять необъятное. Тем не менее, вы же понимаете, не будет серьезных изменений в сфере сложившихся отношений общества к детям, если мы не увидим положительные изменения в наших ключевых сферах, влияющих на детей. Например, в сфере образования, здоровья детей, в области культуры, бизнеса детских товаров, градостроительства и т.д. Мы же не можем игнорировать такие явления как усиливающаяся миграция населения, демографический спад, новые формы брачных отношений... 

Поэтому начиная любой проект в рамках нашей программы, мы сначала разрабатываем теоретическую часть, а практическую уже переносим на разные регионы страны, где начинаем отслеживать те возможные явления, которые он вызовет в данных сферах. При этом мы не замыкаемся в себе, а приглашаем к себе ученых и практиков из-за рубежа. Взаимодействуем с организациями как с научными, так и общественными. При этом нам даже удается формировать международную повестку дня (с 2012 года мы реализуем международный проект «Generation2030», являемся членами международной ассоциации «Eurochild»). Ещё несколько слов о практической части нашей программы, о самих наших проектах. Пожалуй, особенностью их является то, что все они не появляются из «ниоткуда». Здесь тоже присутствует некая логика и (впрочем, как и во всей программе) «правда жизни». Во-первых, мы всегда идем от желания общества и готовности его к изменениям. Во-вторых, мы объединяем представителей самых разных структур власти, общества, организаций с целью консолидации усилий по формированию дружественной среды. В третьих, мы работаем по новым технологиям форсайта. В четвертых, у нас всегда проработана методологическая часть проекта. Последний компонент очень важен для распространения и тиражирования опыта.   

Мы ведем много проектов, нам это удается потому, что работаем в сотрудничестве с увлеченными людьми и опять же, повторюсь – есть четко проработанная методологическая база помогает нам действовать в соответствии с заданным алгоритмом.  

Взять хотя бы заинтересовавший проект «Создание городской среды, дружественной детям». На первом этапе здесь кое-что зависит от административного ресурса, ведь надо собрать большое количество родителей и предпринимателей для панельных дискуссий. Это очень важная часть работы, потому что позднее надо выработать какие-то стратегические моменты развития конкретного края. На этих панельных дискуссиях мы сразу же исключаем из разговора слова-симулякры. Разговор идет по делу. Мы – рядом: с советом, с помощью, с наглядностью, с расчетами, данными исследований (в том числе, и теми, что мы добыли по этому краю). Но сначала люди честно, без утайки, разговаривают все вместе о том, чем и как живут их дети. И сами приходят к решению, что и зачем им надо изменить. Причем, на эти собрания они приходят с детьми. Дети тоже участвуют, особенно, старшие. Одновременно с этими панельными дискуссиями мы читаем курс лекций перед активом города и всеми желающими. Раздаем брошюры, помогающие решить проблемы родительства и т.д. Мы приводим самые последние данные ученых о том, что происходит сегодня в сфере. Параллельно, мы работаем с местной администрацией, показывая ей те наработки, что мы в течение нескольких лет собирали из разных уголков нашей страны и из-за рубежа. Только после выявления всех отрицательных сторон жизни какого-то конкретного города, мы, опять же все вместе, начинаем нащупывать пути развития их родины, в которой комфортно и взрослым и детям. Один из самых успешных проектов в этом направлении «Пространство детства – современность и будущее» реализуемый в Тульской области на 43 площадках (муниципалитеты, культурные центры, общественные объединения родителей и другие).  Или проект «Семейный дом» –. он появился в одном небольшом городке опять же в Тульской области, где долгими зимними вечерами люди не знали другого досуга, кроме как просмотр передач телеканалов. Прошло почти два года. И изменения налицо. Шли они по нарастающей. Сначала все праздники население небольшого городка стало отмечать вместе. И пьяных на этих праздниках сразу же почти не стало. Администрация свои сабантуйчики для своих перестала делать, а празднует вместе с народом. Затем от праздников перешли к каким-то более длительным по времени мероприятиям и проектам. Какие-то семьи стали объединяться для ведения бизнеса. Потом стали думать об экономическом развитии города. Все это происходило не сразу, а постепенно и естественно.  

Теперь объясню, зачем им оказались нужны мы? Мы – это их связь с внешним (в том числе и столичным и зарубежным миром). Конечно, нам иногда не хватало ресурсов, но мы старались все время быть рядом. Взаимодействовали с фондами, вузами, научными школами, чего-то им постоянно выбивали, искали для них. Если это было трудно нам, мы находили это в соседних регионах. Иногда доходило до странного. Оказывалось, что то, что им нужно – рядом, в соседнем регионе. И так появлялись какие-то совместные дела, соседские. Например, подростков из Тулы и Тульской области мы подружили с подростками из  Смоленска, Смоленской области. В основе дружбы - желание ребят принимать реальное участие в жизни родного города. .По итогам такой дружбы в городке Ельня Смоленской области ребята реализуют проекты «Парк Ельни – культурный центр города», «Экологический десант Ельни» и другие. Каждый раз после таких удач, мы чувствуем себя счастливыми. Мы приезжали в этот регион через какое-то время и нам с гордостью показывают то, чего не было в этом районе раньше. Причем, эти изменения стали проявляться даже во внутреннем убранстве городов. Исчезали убогие плакаты «Все лучшее детям». Вместо этого мы видели указатели, куда можно поехать с детьми и что там можно увидеть. Эти места обозначались указателями «Территория детства». 

Разумеется, мы были бы не мы, если бы не проводили в жизнь мероприятия федерального значения, которые могут существенно помочь в развитии темы «Детство». В 2012 году совместно с компанией «Е-Паблиш» мы запустили всероссийский портал «Виртуальный детский сад». В результате, специалисты пользуются материалами портала для подготовки и проведения занятий, досуга для детей, а также для проведения интересных родительских собраний, совместных мероприятий. Родители, (особенный спрос, кстати, у пап!) могут скачать конспекты интересных игр и занятий с детьми, и самостоятельно провести их. Сегодня на портале более 12 тысяч конспектов, материалов для такой работы. В 2013 году мы создали всероссийский интернет-ресурс «Просвещённые родители», направленный на оказание информационной, консультационной и методической поддержки; просвещение родителей в вопросах ухода за ребенком, его развития и образования; поддержания атмосферы взаимопонимания и взаимного доверия в отношениях между родителями и детьми, внутри семьи. Сейчас на портале сотни лучших практик по развитию и воспитанию детей. Эксперты, родители постоянно участвуют в рейтинговании, экспертизе таких практик.  

И, наконец, наш последний проект — «Детская премия», способный сохранить будущего ребенка женщине, которая по тем или иным причинам хочет отказать ему в рождении. Мы предлагаем государству выплачивать деньги забеременевшей женщине с момента зачатия ею ребенка. Этот проект призван помочь женщине выносить здорового ребенка. Нужно многое сделать в развитие темы «Жизнь ребенка до родов». И здесь мы тоже идем, ломая стереотипы. Ведь пока будущая мать считает, что плод это всего лишь часть ее тела, она может сделать с ним все, что хочется ей. А это не так. 

В качестве послесловия. Прежде чем написать этот пост, я долго думала, что именно рассказать, какие истории и поняла, что, наверное, сейчас опять увлекусь и начну вас уводить в частности. А вы ведь ждете каких-то очень точных рецептов, которые могут изменить среду вокруг детей глобально. Так вот здесь рецепт один – найти в своем городе (селе, районе) людей, КОТОРЫЕ ХОТЯТ ПЕРЕМЕН. И начать с ними менять общую жизнь. Иногда таким толчком может стать какая-то иногородняя команда людей. Например, таких как мы. Но, предупрежу сразу,  это должны быть люди, способные заражать полезными идеями других и воплощать их в жизнь.

Комментировать Всего 5 комментариев

Спасибо! Интересный и благородный проект. 

Желаю вашей организации удачи и достигнуть многого. 

Эту реплику поддерживают: Marianna Kateneva, Tatiana Neroni

Уважаемая Алина!  Спасибо за такой большой и подробный материал в ответ на мою просьбу рассказать о Вашем проекте поподробнее.  Я постараюсь ответить подробно, чуть позже, сейчас поджимает время.

Вы делаете очень важное дело.  Если бы я жила в России, я бы к Вам постаралась присоединиться делом...  Из-за рубежа это, само собой, очень сложно, но, как всегда, "возможны варианты", напр., помощь в работе с городами(областями)-побратимами, т.к. описываемые Вами проблемы безопасности детей и отношения к ребенку как к полноценной личности - вненациональны.   Как Вы, наверное, знаете, я переводчик и юрист, правда, моя лицензия юриста покрывает только штат Нью-Йорк и один и федеральных округов, куда этот штат входит.  У Вас есть планы международных связей?  Желательно, конечно, чтобы такие связи были вне политики... 

Алина - плюс одна оговорка.  Я понимаю Ваши доводы, что нерожденный ребенок - "не просто часть тела матери" и согласна с ними.  Однако, нерожденный ребенок все же находится внутри тела матери до родов, и беременность и роды сопряжены с существенными рисками для здоровья и жизни женщины, даже при современном уровне медицины.  Поэтому желание женщины в сохранении ребенка или не-сохранении - должно превалировать над другими соображениями, нмв.  Всегда. 

В остальном я согласна с Вашей позицией - причем она значительно более прогрессивна по этому вопросу, чем у движения "право на жизнь" в США - здесь только качают права эмбриона и плода на жизнь, без обсуждения экономических проблем, с которыми сталкивается беременная женщина, т.е. не идет речь, какие экономические стимулы государство должно создать, чтобы обеспечить здоровье этого ребенка до рождения и как позаботиться о судьбе этого ребенка после рождения.  Обеспечение такой женщине медицинского ухода и нормального дохода, который бы обеспечил женщине нормальную, спокойную беременность, с питанием и витаминами в США не сильно продвигается сторонниками "права на жизнь", т.к. понятно, что подобные меры лягут на плечи налогоплательщиков. 

И хорошо бы еще было, чтобы на женщину не производилось НИКАКОГО давления в ту или иную сторону для принятия подобного решения - только консультации (по ее выбору) и помощь, если она ее захочет.

 Хорошо бы еще гарантировать трудоустройство по рождении ребенка и гарантировать матери, что ребенок попадет в руки достойных родителей, а не в детдом - т.е. подыскать родителей до родов.

Также больной аспект подобной темы - что, если у беременной женщины это не первый ребенок?  Как ей решиться оставить ребенка и отдать его в чужие руки, если у этого ребенка в семье остается брат-сестра?  Нужно, наверное, законодательно проработать и подготовить общественное мнение для поддержки идеи "открытого усыновления"?  Чтобы женщине было позволительно участвовать в жизни ребенка, чтобы братьев-сестер не разлучали...

Вопросов много...

Эту реплику поддерживают: Marianna Kateneva, Наталья Самсонова

Алина, я еще раз перечитала Ваш материал.  Задачи, которые Вы на себя взяли, грандиозны.  Мне интересно, как достается финансирование под эти идеи.  Конечно, точка опоры на имеющиеся ресурсы и нахождение единомышленников в городе, где Вы живете - наверное, самое верное решение.  Тем не менее, городок может "не поднять" финансово площадки и организационные мероприятия, связанные с обеспечения досуга и безопасности детей... 

Как Вы организуете финансирование - финансирует ли Вас государство, включая местные муниципалитеты, хотя бы частично.  Много пожертвований?  Я понимаю, что такие программы начинаются как подвижничество, на основе энтузиазма небольшой группы людей.  Но на энтузиазме долго не проедешь...

Есть связи с подобными программами в США?

США - проблемная страна в плане признания равноправия личности ребенка.  Здесь ведь до сих пор не ратифицировали пакт о правах ребенка.   Причем сопротивляется ратификации этого международого соглашения, как ни странно, религиозное лобби родителей, обучающих своих детей на дому.

Сколько раз приходилось слышать от клиентов-родителей в судебных делах, где дети представлены специальными авдокатами по назначению, что адвокаты не слушают детей, не доносят до суда желания ребенка-клиента, иной раз действуют без консультации с ребенком и явно против не только желания ребенка, но и его интересов.  При этом такие адвокаты практически неподсудны, т.к. у родителей нет права давать отвод такому адвокату, а ребенок не может этого сделать в силу того, что у него нет дееспособности, необходимой для такого действия по закону...

Вот и получается замкнутый круг.

С другой стороны, "помогающее родительство" и уравнивание ребенка в правах со взрослыми - интересная идея, но все же нужно отдавать себе отчет о реальной дееспособности ребенка и о его реальном уровне понимания.  Можно как угодно представлять себе фикцию, что ребенок во всех отношениях равен взрослому, но всем же понятно, что это не так - психологически, эмоционально, интеллектуально, физиологически не так.

Также развитие досуга детей должно идти рука об руку с организацией трудоустройства для родителей с зарплатой, на которую можно прожить с семьей.  Если родитель разрывается на трех работах или в поисках работы, чтобы прокормить того же ребенка - ему будет точно не до досуга.

Поэтому как ни взгляни, от проблем, затрагивающих все общество, никуда не денешься...

Эту реплику поддерживают: Алина Радченко

Дорогая Татьяна, спасибо за Ваше глубокое внимание к теме, подробный отклик и предложение своей помощи! Это особенно приятно. Постараюсь последовательно ответить на все вопросы.

Общественная программа Детство с 2012 года транслирует свои идеи на международной площадке «Generation 2030» ( http://g2030.com/ ). К тому же мы являемся членом международной организации «Eurochild» и тесно взаимодействуем с международной организацией Альянс Цивилизаций (ООН) – в том числе принимаем участие в мероприятиях и конкурсах. Но и это еще не все. В настоящее время возрождается сотрудничество в рамках созданной еще в 90-е годах Российско–американской организации "Юные учителя здоровья". Ее основал российский педиатр Михаил Лазарев совместно с американскими педиатрами и педагогами. В частности, в 1997 году наши эксперты выпустили серию русско-английских буклетов, написанных российскими и американскими школьниками  “Школы здоровья — школы побратимы”.

Еще раз благодарю за Вашу поддержку и предложение международного сотрудничества. Надеюсь, его история будет долгосрочной и продуктивной. Общественное обсуждение темы "Жизнь до рождения» запланировано на осень. Так что есть время подготовиться, пригласить к обсуждению самых разных экспертов. Присоединяйтесь в нам!

Хотела бы отметить один важный момент, а именно формирование в обществе отношения к ребенку как равному. Разумеется, если мы используем в качестве критериев оценки те, которые позволяют человеку побеждать в существующем социуме, то, по отношению ко взрослому, ребенок не может быть равен ни интеллектуально, ни физически. Но ведь при этом и преимущества  ребенка мы не признаем. Мы их даже не замечаем. В частности, возьмем такой показатель как способность к обучению. Любому трехлетнему ребенку доступно изучение иностранного языка на уровне носителя за 3-4 месяца, когнитивные способности детей до 7 лет на порядки превышают способности взрослого. И это лишь единичные  примеры... А это как раз те преимущества, которые становятся актуальными в современном мире. Поэтому мы и ведем речь об уважении Личности ребенка такой, какая она сейчас. И предлагаем стать внимательнее к его внутреннему миру, его инициативам, интересам, возможностям. Еще недавно очевидным была "недочеловекость" женщин, инвалидов. Пора принять в наш равный круг и детей.  Сегодня в России, в большинстве развитых стран мира эти идеи только декларируются. В реальности с детьми продолжают «играть» в общественные и экспертные советы, детские парламенты, и не спрашивают, не слышат, не слушают, не принимают во внимание их точку зрения.

Что касается финансирование наших проектов, то оно складывается из нескольких источников: бюджетных  - это участие в государственных конкурсах, грантах, муниципальных, частных инвестиций и пожертвований.

На мой взгляд, сегодня необходим альянс цивилизаций как раз вокруг Детства. На такой основе смогут родиться общие для мира идеи, появиться дискуссионная международная площадка для стран, представители которых могут влиять на общественное мировое мнение, будет сформирована мировая интерактивная Дорожная карта действий в интересах детей. Это если вкратце.

Эту реплику поддерживают: Tatiana Neroni