Все записи
12:15  /  27.10.14

4733просмотра

Новый дом и дети в нем

+T -
Поделиться:

Многие родители, ожидая прибавления в семействе, затевают ремонт. И это правильно: у новорожденного обязательно должен быть свой угол, а лучше - своя комната, красивая и безопасная.

Сегодня к услугам заботливых родителей - самые разнообразные технологии по обеспечению безопасности детей. Моя мама и мечтать о таком не могла, когда снимала меня, двухлетнюю, с крыши дедушкиного сарая. А сейчас существуют целые системы страхующих перегородок, которыми можно оборудовать всю квартиру. Причем эти конструкции мобильны, их можно варьировать в зависимости от интерьера или ситуации.

Существуют заглушки для розеток, чтобы ребенок не засовывал туда пальцы или металлические предметы. Есть замки для холодильника, фиксаторы для ящиков, накладки для острых углов, экраны для каминов и кухонных плит. Все эти вещи разработаны таким образом, чтобы не испортить интерьер дома. А ребенок, в свою очередь, не испортит ни стен, ни мебели.

К сожалению, бывает так, что наличие этих приспособлений - единственное свидетельство того, что в доме растет ребенок. В остальном ничто не напоминает об этом.

А бывает наоборот: весь дом в розовых рюшечках, а комфорт и принципы безопасности вовсе не продуманы.

Но чаще всего люди руководствуются стандартными шаблонами. При выборе обоев для ребенка - девять из десяти предпочтут "в цветочек" или "с детскими рисунками".

А как попытаться сформировать в доме образовательную и развивающую среду для ребенка? Я полагаю, что детскую комнату нужно оборудовать сразу и для младенческого возраста, и на вырост. Можно выбрать обои, на которых легко рисовать. Нейтральный цвет - чистая доска для художественных экспериментов ребенка. Он может рисовать сколько угодно, а вы никогда не расстроитесь, что испорчено дорогое покрытие. Кроме того, часть стен можно сделать мягкими - для безопасности подвижных игр. Также хорошо было бы предусмотреть разнообразные крепления для спортивных снарядов.

Важно приучать ребенка к самостоятельности с самых ранних лет - в том числе и на уровне быта. Если у ребенка будет свой умывальник по высоте его роста, то ему не придется каждый раз просить помощи у взрослого. Например, такие детские умывальники я видела в аэропорту Сингапура. То же самое касается выключателей и прочих предметов интерьера. В идеале даже мебель лучше подобрать под рост ребенка. Существуют такие мебельные конструкторы: мягкие кубы, которые скрепляются липучками. Из них можно смоделировать интерьер для ребенка любого роста. Это вовсе не каприз дизайнеров: масштаб окружающего пространства чрезвычайно важен для человека. Был такой эксперимент, когда взрослых людей поместили в комнату, где вся мебель была увеличена в таких пропорциях, чтобы имитировать интерьер, каким его воспринимает пятилетний ребенок. Взрослые люди выдержали в такой обстановке всего несколько дней и вскорости заболели. Теперь представьте, как эти масштабы подавляют маленького ребенка.

Мы можем заранее продумать, каким может быть пространство, где будет находится ребенок. Малыши - по натуре исследователи от самого рождения. Они могут подолгу лежать и разглядывать какой-нибудь предмет. Правда, маленький ребенок видит все иначе. Радиус зрения новорожденного составляет около 30 сантиметров. Ребенок может видеть лицо человека, который держит его на руках, а более отдаленный обзор у него отсутствует. Кроме того, он обращает внимание на овальные фигуры, поскольку они напоминают ему человеческие лица. Потом ребенок может заинтересоваться мобилем с яркими контрастными фигурками, иллюстрированными книжками с четкими рисунками. Однако психологи не рекомендуют сразу заполнять потолок комнаты изображениями. Лучше делать это постепенно.

Вспоминаю, как моя дочь, будучи трех месяцев от роду, заметила люстру на потолке. Я объяснила, что это такое, показала, как включается и выключается свет. Иногда таким образом мы играли "в прятки". А через некоторое время, заметив бра в спальне, дочка попыталась сказать: "люс..." Я стала ее поправлять: мол, это бра. Но малышка настаивала и в результате довольно четко произнесла: "люстра".

Дети гораздо умнее, чем мы думаем. Даже в самом раннем возрасте они способны не только повторять за нами какие-то слова, но и соотносить их смысл с реальностью, находить аналогии, делать выводы. Поэтому я категорически против "сюсюканья" в качестве языка воспитания. Моя дочь преподала мне хороший урок: если хочешь результата в воспитании, то общайся с ребенком на равных.

Безусловно, этот процесс должен быть гармоничным. Не следует мучить новорожденных развивающими тренингами. Следует помнить, что некоторые дети способны к взаимодействию только в течение короткого времени. Другие могут задействовать не более одного органа чувств одновременно. Излишняя настойчивость в занятиях с грудным ребенком может привести к перевозбуждению, и это плохо скажется на его психике. Если ребенок перевозбужден, то это видно по его реакции: он может начать зевать, отводить глаза в сторону, выгибать спину, отворачиваться или плакать.

Психологи рекомендуют прикрепить к стенке колыбели небьющееся зеркало. Дети обожают смотреть на свое отражение. Они не сразу научатся узнавать себя, но с интересом наблюдают за движением.

Значительную часть своей жизни младенец проводит на полу. Необходимо позаботиться о грамотном покрытии. Хорошо, если оно будет мягким и легко чистящимся, а рисунок - приятным для ребенка. Неплохо зарекомендовал себя пробковый пол. Он легко моется, полезен с ортопедической точки зрения, смягчает падения, а кроме того надежно хранит тепло - даже в том случае, если ребенок пролил жидкость или описался.

По статистике, отсутствие ковра в детском саду в два раза уменьшает количество заболеваний. В свое время, исходя из этих соображений, я убрала ковер из гостиной. Вернуть его я решила в тот день, когда моей дочери исполнилось десять месяцев. Именно тогда она сделала свои первые самостоятельные шаги. Возможно, это просто совпадение; а возможно, малышка почувствовала мягкую страховку и решилась попробовать.

Главное, о чем следует помнить: интерьер должен, прежде всего, работать на развитие ребенка. Ведь стоит детям немного подрасти, и все предметы мебели будут задействованы в играх, превращаясь в разнообразные "пещеры", "берлоги" и "подводные царства". Такие развлечения - это не просто забава, а важнейший инструмент развития.

Часто у молодых родителей не хватает финансовых возможностей для обустройства детского пространства, и здесь встает вопрос, каковы приоритеты. Прежде всего следует уделить внимание экологичности материалов, принципам безопасности и эффективности развития ребенка. В идеале - нужно учитывать дизайн и стиль. Но, к сожалению, мастера интерьерного дела не слишком интересуются данным направлением. Даже в лучших журналах, где я видела статьи по обустройству детской комнаты, не пишут о том, как оборудовать квартиру или дом в целом. Возможно, спрос на эту услугу только зарождается, и в перспективе предложение будет расти.

Поэтому следует заранее продумать гармоничное сочетание детских и взрослых интерьеров. Рекомендуется, по возможности, стилистически объединять пространство, чтобы у ребенка не было ощущения границы между его миром и миром родителей. Психологически это обеспечит дополнительное чувство единства семьи.

Развитие ребенка во многом зависит от развития взрослого. Невозможно пробудить у детей интерес к знанию, если родитель сам в этом не заинтересован. Следует не учить, а создавать такие условия, когда дети сами захотят учиться. Поэтому идеальный формат организации интерьера - это дизайнерское решение, направленное на взаимодействие между родителями и детьми.

Мой совет дизайнерам: разрабатывать не просто интерьеры для детских, а такую архитектуру пространства, в которой заложена идея сотрудничества родителей и ребенка.