Все записи
10:06  /  8.01.15

4582просмотра

Работа над ошибками

+T -
Поделиться:

Каждая эпоха имеет свое отражение в истории прежних времен.

То, что происходит в России сегодня, не более чем повторение старых, хорошо известных сюжетов. Они разыгрываются на новый лад, с учетом современных реалий, но в сути своей остаются неизменными. Потому что неизменным остается мышление русского человека, то есть наш с вами взгляд на мир.

Бунин отмечал, что незадолго до революции возникло ощущение: из жизни ушла красота. И это обстоятельство стало предвестником тех страшных событий, которые довелось пережить России в XX веке. Нам сегодня, в XXI веке, важно не пропустить момент, когда возникает этот тревожный симптом. Тем более, что тенденция уже обозначилась: мы становимся все более равнодушны к обустройству нашей жизни в целом. Каждый думает только о собственном комфорте, а всякое общественное начинание воспринимается в штыки, по принципу "тебе что, больше всех надо?"

Извечный русский конфликт "западников" и "славянофилов" прекрасно адаптировался к новой эпохе. И ладно бы, обсуждали пути развития - это дело хорошее, полезное. Но де-факто, как и много лет назад, все превращается в бессмысленную драку. Люди делят мир на "черное" и "белое"; всех окружающих соответственно на "чужих" и "своих", после чего идут "стенка на стенку".

При этом они очень похожи, эти люди из противоборствующих лагерей. Никто из них не стремится к созиданию, никто не хочет изменить себя. Все хотят решать вопросы по готовым формулам.

Либералы довольствуются внешним заимствованием западных идей. Даже, собственно, и не идей - просто образа жизни. Ну точь-в-точь, как Смердяков, который жалел, что французы не сумели покорить Россию в 1812 году. Тогда бы, по соображениям Смердякова, мы ходили бы в лакированных сапогах. Это в точности повторяет логику популярного в интернете рассуждения о том, что было бы неплохо Гитлеру победить СССР, тогда бы "пили сейчас баварское".

Патриоты справедливо критикуют такой подход. Но могут ли они предложить что-то взамен? Складывается впечатление, что нет. Кроме туманных рассуждений об "особом пути" и "особой духовности" - ничего. Забавно, но даже в советское время, когда атеизм был государственной идеологией, нам было что предложить миру в духовном плане. У нас была Большая Идея, которая могла конкурировать даже с религиозными концепциями на уровне мировой философии. Сейчас - ничего подобного, мы не то что Большую Идею не можем родить; мы даже затрудняемся сформулировать, в чем суть нашей национальной политики. А между тем, если уж мы говорим о русской духовности, то имеет смысл вспомнить рассуждения Святителя Феофана - как раз о войне 1812 года, но совершенно с другой стороны. Он говорил, что нашествие французов было карой небесной, а смысл ее был именно в том, чтобы "отучить нас от французской жизни".

Сейчас тоже немало разговоров о засилье иностранной культуры. Прежде всего, американской. Но тут, как и в случае со Смердяковым, дальше "лакированных сапог" дело не идет. Мы заимствуем только внешние проявления, перенимаем те культурные коды, которые не требуют от нас усилий. Мы хотим смотреть американское кино, слушать американские песни, жить в американских домах... А вот работать, как американцы, мы не желаем. И не просто работать, а вкалывать - годами. И не в одиночку, а всей страной, сообща.

Вот и снова повторяется сюжет из прежней эпохи. Если французы в 1812 году пришли на нас с войной, чтобы отучить нас от французской жизни; то США в 2014 году объявили нам экономическую войну - чтобы отучить нас от болезненного пристрастия к американской культуре. Теперь уж мы точно не станем жить лучше с точки зрения потребительского комфорта, но может быть, и в самом деле хоть о чем-то задумаемся.

Преодоление кризиса - хоть экономического, хоть идеологического - невозможно без коллективных усилий. Мы должны объединиться, осознать себя в качестве единого организма. Но вместо этого мы замыкаемся в рамках своих интересов, заботимся только собственном благосостоянии.

И это тоже было предсказано задолго до наших дней. Опять-таки у Достоевского в "Дневнике писателя" есть такой пассаж: "...у нас наступила какая-то эпоха всеобщего "обособления". Все обособляются, уединяются, всякому хочется выдумать что-нибудь свое собственное, новое и неслыханное. Всякий откладывает все, что прежде было общего в мыслях и чувствах, и начинает с своих собственных мыслей и чувств". Полтора века прошло, а ровно этими словами можно охарактеризовать то, что происходит с нами нынче.

История России - жестокий учитель. В свое время мы не вняли предупреждениям Достоевского, Святителя Феофана, других мыслителей. Деградация общественного сознания в XIX веке привела к кровавой драме века XX.

Нынче на дворе совсем другая эпоха, но проблемы все те же. И предупреждения неизменны, и уроки неизбежны. Совсем не хочется повторять кровавый путь отцов. Настало время работы над ошибками.

Новости наших партнеров