Все записи
10:13  /  21.02.15

4119просмотров

Радость детского труда

+T -
Поделиться:

Недавно в Совете Федерации обсуждали вопросы семьи и детства. Затронули важнейший вопрос, который, к сожалению, давно уже не обсуждался. А именно: что происходит с трудовым воспитанием детей и подростков?

Прямо скажем, ничего хорошего не происходит. Тема как таковая отсутствует в актуальной повестке дня. В наше время считается, что дети не должны заниматься физическим трудом - ни дома, ни в школе.

На мой взгляд, это глубоко ошибочный подход. Корни этого явления очевидны: реформа системы образования в 90-х годах стремилась избавиться от всех призраков прошлого. Трудовое воспитание ассоциировалось с заблуждениями советской эпохи. Поэтому и его "сбросили с парохода современности".

Между тем, воспоминания об этом элементе советского детства у многих людей исключительно положительные. Мои близкие родственники - муж и жена, которые познакомились еще детьми, в летнем трудовом лагере. Недавно отпраздновали тридцать пять лет совместной жизни.

Одна моя тетя рассказывала, как она приехала к дочке в лагерь на выходные. Девочка показала ей руки в мозолях. Тетя разволновалась, схватила ребенка в охапку и потребовала, чтобы муж немедленно отвез их назад, в город. Дяде пришлось приложить немало усилий, чтобы девочка осталась в лагере. И как оказалось, не зря: польза от трудового воспитания была ощутимой. Как минимум, дочка перестала разбрасывать вещи по дому и начала ценить организованный подход в быту.

В том лагере была железная дисциплина, существовала система бригад и подрядов. А в конце детей ждало вознаграждение: на деньги, которые они получили за работу, школа купила автобус.

Так почему бы не возродить такую практику в современной системе образования? Во многих странах есть нечто подобное. И даже отпрыски королевских особ нередко проводят каникулы, работая на ферме, например. В США или Японии старшеклассник на подработке в свободное от занятий время - дело обычное.

У меня тоже был опыт самостоятельного заработка в юные годы. Тогда я собирала лекарственные травы и получала за это небольшое вознаграждение. Удовольствие было двоякое: во-первых, я чувствовала, что делаю важное дело - помогаю больным людям; во-вторых, у меня появлялись собственные средства на карманные расходы. Впоследствии я проводила опрос у себя в фирме: когда сотрудники заработали свои первые деньги? Оказалось, что все успешные менеджеры получили опыт первого заработка в юном возрасте.

Казалось бы, какой родитель не желает, чтобы его ребенок добился успеха? И вместе с тем, мы стараемся оградить своих детей от физического труда. Нам кажется, что это нечто обременительное и утомительное, более того - даже вредное для подростка. И волей-неволей мы транслируем своему ребенку подобное отношение. Дети растут с осознанием того, что труд не может приносить радость. А потом, уже во взрослом возрасте, они мучаются на нелюбимой работе, но им даже в голову не приходит что-то изменить. Ведь любая трудовая деятельность воспринимается как утомительная повинность, которую человек вынужден терпеть ради пропитания. С такой психологией будет сложно добиться успеха в профессии, да и в жизни тоже.

Строго говоря, это касается не только физических занятий. Современная школа в принципе стремится минимизировать усилия ученика. Дети редко учат наизусть стихи и почти вовсе перестали учить прозу. Действительно, процесс "зубрежки" довольно утомителен - однако результат того стоит. Школьник не только тренирует память, но и дисциплинируется, приучается делать усилие, работать над собой. Навык этот полезен и во взрослой жизни - ведь всякая, даже самая интересная работа подчас требует каких-то рутинных действий.

Виной всему - родительская гиперопека. Мы живем в эпоху, когда внешний мир ассоциируется с угрозами, от которых нужно непременно защитить нашего ребенка. Мы внушаем ему: опасно ходить по улицам без родителей; опасно оставаться дома одному. Мы сами боимся и передаем это ощущение своим детям.

Однако это не только вопрос безопасности. Нередко бывает так, что нам проще самим сделать что-то за своего ребенка. Ведь мы постоянно спешим и поэтому вечно торопим своих детей: быстрее делай уроки, быстрее собирайся, быстрее одевайся... Отец не хочет ждать, пока сын решит задачку по математике, и сам подсказывает ему ответ; мать не хочет ждать, пока дочка соберет одежду, и сама начинает ее одевать. Таким образом, дети утрачивают самостоятельность даже в самых элементарных вещах.

Другая моя тетя рассказывала, как во время войны ухаживала за маленьким братом и сестрой. Сидела с ними дома, следила за ними, готовила им еду. Тете тогда было пять лет, брату и сестре - по три года...

И не удивительно, что у этой моей тети выработался правильный подход к трудовому воспитанию. Помню, как она организовала для детей целую биржу труда в игровой форме. Я работала "дворником" - подметала подъезд; брат работал "почтальоном" - бегал с мелкими поручениями. А потом в импровизированной "кассе" появлялось "окошечко" для выдачи денег. Мы с братом получали "зарплату" и даже расписывались в "ведомости". Со временем к нам присоединились и другие ребята. Они приносили справки от родителей, что выполнили какую-то работу по дому и получали деньги на карманные расходы в том же "окошечке".

Помню, что нам было весело и интересно. Помню невероятную радость от труда и вознаграждения.

Так почему же мы лишаем этой радости наших детей сегодня?

Комментировать Всего 1 комментарий

«Виной всему - родительская гиперопека. Мы живем в эпоху, когда внешний мир ассоциируется с угрозами, от которых нужно непременно защитить нашего ребенка. Мы внушаем ему: опасно ходить по улицам без родителей; опасно оставаться дома одному. Мы сами боимся и передаем это ощущение своим детям».

Это очень, очень важная тема. И она гораздо больше и страшней, чем родительская гиперопека. Это вообще не разговор о детях и родителях, это разговор о государстве, которое перешло в стадию «левиафана», то есть бога, воплощенного в тело народа, и отбирает у своих клеток, то есть у людей, права.

Например, право защищать свои честь и достоинство, право быть хозяевами в собственном доме, право воспитывать детей так, как считают нужным родители. Когда государство чрезмерно усиливается, люди начинают бояться оступиться, шаг вправо, шаг влево – предмет для обстрела общественным мнением, опирающимся на законы. И вот вместо разума жизнью людей начинают править образцы.

А образцы принято брать с кого-то! И лучше не у нас, поскольку: где те отечества отцы, что нам принять за образцы?!

В своем отечестве ни пророков, ни образцов нет. Поэтому их надо брать на Западе, у вождей европейской демократии.

И мы уверенно катимся в демократическую нордерацию, и скоро органы опеки начнут и у нас отбирать детей у родителей.

Пора задуматься о том, что есть здоровый образ жизни и здоровое воспитание. А значит, и что такое здоровье человека и какого ребенка считать здоровым.

Нашего государству усиливает внутреннее давление на  своих граждан, и они оказываются в постоянном стрессе от страха нарушить какой-то из запретов. А стрессы ведут и к психическому и к физическому нездоровью.

Родители должны получить большие права в отношении собственных детей. А учителей и воспитателей пора начать учить тому, как работать с детьми. К сожалению, именно те люди, которые у нас оказываются работающими с детьми, очень плохо понимают ребенка и очень мало умеют. Зато они все хотят власти и пользуются ею.

Мы заигрались в игры демократии, и в нашем стремлении быть демократичнее Европы, мы скоро станем машиной по угнетению одой частью общества другой ее части.

Для начала стоило бы провести глубокое и честное исследование того, что разумно и здорово в воспитании детей, а затем того, что творят с нашей педагогикой и, вообще, образованием. Мне, если честно, кажется, что именно в этих ведомствах совершается сейчас главное предательство России.