Все записи
10:10  /  10.03.15

3660просмотров

Постмодернизм в песочнице

+T -
Поделиться:

Детская литература переживает не лучшие времена. Давно уже нет писателей уровня Самуила Маршака или Агнии Барто. На полках детской литературы - прекрасно изданные, но совершенно пустые тексты. Авторы либо гонят конъюнктуру, либо тешат какие-то свои психологические комплексы, которые вовсе не интересны и не полезны для маленьких читателей. Кажется, все забыли о главной заповеди, которую, если верить преданию, сформулировал Корней Чуковский: "для детей нужно писать так же, как для взрослых, только лучше".

При советской власти детских писателей всячески пестовали и опекали. На эту ниву перебрасывали лучшие ресурсы - в том числе, и из "взрослой литературы". Например, Виталий Бианки начал писать для детей по рекомендации своего наставника. А сейчас складывается впечатление, что детская литература проходит по остаточному принципу - и с точки зрения государственной поддержки, и с точки зрения авторов, которые считают это легкой халтурой.

Между тем, дети остро чувствуют фальшь. И если книга написана неискренне, то очень сложно скрыть это от маленького читателя. Кроме того, ребенок не понимает, как можно читать ради того, чтобы "убить время". Мы, взрослые, с удовольствием практикуем легкие жанры, поскольку изначально согласны с тем, что "чтиво" это не всерьез. Дети не приемлют подобных компромиссов: им нужен серьезный диалог с автором, серьезный - не в смысле поучений, а в смысле искренности. А с этим сейчас в литературе дефицит.

В кинематографе ситуация аналогичная, если не хуже. Хороших полнометражных кинофильмов мы давно не видели, что же касается мультипликации - там царит негласный закон всеобщего стёба. Впечатление такое, что авторы делают мультики не для детей, а для знакомых взрослых. Режиссеры и художники как будто подмигивают через экран: вот, мол, мультик состряпали, вроде бы детский, а смотрите, как мы ловко тут втиснули аллюзию, а здесь использовали скрытое цитирование... Эдакий постмодернизм в песочнице.

При этом надо понимать, что кинематограф гораздо сильнее влияет на восприятие, чем литература. И здесь нужно подходить к вопросу чрезвычайно тщательно и деликатно. Даже классика жанра не застрахована от ошибок. Один юный зритель мультсериала "Том и Джерри" под влиянием увиденного постирал свою морскую свинку и пытался повесить ее сушиться на веревочке. Если дети верят очевидным трюкам, то как же они воспринимают такие неочевидные вещи, как авторская интонация и стилистика?

Например, мне очень нравится мультик "Маша и медведь". Остроумная девчонка, обаятельная хулиганка - ее любят и взрослые, и дети. Но можем ли мы быть уверены, что малыши адекватно воспринимают специфический юмор этого мультфильма? Скорее, можно быть уверенным в обратном. Не все разновидности юмора доступны детскому сознанию. Многое из того, что мы считаем сарказмом, маленькие зрители воспринимают буквально.

Кто-то скажет: не нравятся современные книги и мультфильмы, так читайте детям классику, смотрите старое кино. Возражение резонное, но считать это универсальным рецептом нельзя. Известен случай, когда детей попросили проиллюстрировать стихотворение Пушкина: "Бразды пушистые взрывая летит кибитка удалая..." Рисунки были самые невероятные - "бразды" оказались маленькими животными, "кибитка" - космическим кораблем. Другой подобный случай я наблюдала лично, когда мы с дочкой смотрели мультик "Федорино горе". Мне пришлось объяснять ей, что такое "кочерга".

В общем, классику никто не отменял, но все-таки искусство должно, в том числе, отвечать запросам современности. И если целая область литературы и кинематографа не выполняет эту задачу, то это тревожный звоночек. А учитывая масштаб явления - это уже не звоночек, а просто-таки набат.

Корень проблемы - в отсутствии уважения. Авторы не воспринимают маленьких читателей и зрителей как равных. И это касается не только творчества.

Наше общество еще не готово принять идею, что ребенок - это полноценная личность. Мало кто способен общаться с детьми на должном уровне, без снисходительного тона и слащавого "сюсюканья". Конечно, дети не понимают и не чувствуют многие вещи, которые хорошо воспринимает взрослое сознание: сарказм, стёб... Постмодернизм, опять же.

Но кто сказал, что причиной тому - неполноценность детской личности? Кто сказал, что дети глупее нас?

Быть может, как раз наоборот... Во всяком случае, государственная политика взрослых по стратегии развития детства - большим умом не отличается. Чиновники озабочены распилом средств, а не воспитанием будущего поколения граждан России. И неудивительно: судя по всему, их собственные дети и внуки не планируют жить в нашей стране.

Похоже, российским детям придется самим подумать о своей судьбе. Тем более, что их родители, кажется, вовсе разучились думать...

Комментировать Всего 1 комментарий

На самом деле известный факт - детская литература один из сложнейших литературных сегментов. Получается у единиц.

Эту реплику поддерживают: Гузель Махортова