Все записи
12:57  /  1.04.15

5815просмотров

Следуйте за своим ребенком

+T -
Поделиться:

Есть мнение, что раннее развитие приносит ребенку вред. Такой точки зрения придерживается, к примеру, нейропсихолог А.В. Семенович. По мнению эксперта, преждевременная нагрузка на детский интеллект может сравниться с ранним половым опытом, который только травмирует ребенка.

Аналогия яркая и в чем-то справедливая, однако согласиться в целом не могу. Такое общее правило игнорирует индивидуальные особенности разных детей. Если вопрос полового опыта действительно привязан к объективным факторам физиологии, то в сфере интеллектуального развития подобные категорические тезисы не работают. Примечательно, что сама А.В. Семенович признается: она начала читать в возрасте двух-трех лет, поскольку так было принято в интеллигентной среде, к которой относилась ее семья.

Среда действительно важна для воспитания ребенка. Известен, к примеру, обычай индейцев племени юрок, которые стимулируют развитие ног у младенцев. С самого рождения ноги малыша остаются свободными, а на двенадцатый день ему начинают делать особый массаж. Канадские эскимосы уже в возрасте семи лет легко решают задачи на пространственное мышление. С другой стороны, известны истории про детей-маугли в Индии, которые приобретали повадки животных, среди которых воспитывались.

В наше время ребенок развивается в окружении разнообразных электронных приборов. Сенсорный экран становится основным источником получения информации. При этом мы жалуемся, что дети теряют интерес к печатному слову. Хотя было бы правильней спросить: откуда в таких условиях вообще может взяться подобный интерес?

Но было бы неправильно ассоциировать компьютер с леностью ума. В Индии провели интересный эксперимент, который получил название "отверстие в стене". На внешней стороне одного из зданий в трущобах Нью-Дели был вмонтирован компьютер с бесплатным доступом в Интернет. Уже через несколько часов дети из бедных семей собрались поглазеть на чудо техники... И сумели освоить методику работы в Интернете самостоятельно всего лишь за несколько часов! Им не потребовался инструктор, они обошлись без переводчика - единственным движущим мотивом был интерес. Вряд ли взрослый человек, который никогда не видел компьютера, смог бы так быстро разобраться с этой новинкой. А дети - смогли.

Иногда складывается впечатление, что взрослые судят о ребенке по себе. Но послушайте: если мы давно уже закоснели в своих рамках и стали "ленивы и нелюбопытны", то дети - совсем другое дело. Это нас нужно заставлять, чтобы мы учились или выполняли свои рабочие обязанности; а ребенок сам рад учиться, а впоследствии и пробовать себя в работе. Нам нужно только подобрать правильного учителя, ну и разумеется, не забывать о том, что главным источником знаний должны стать мы сами.

Моя подруга решила следовать этому принципу. Для начала ей нужно было определить, что по-настоящему интересует ее дочку - еще до того, как она научится говорить. Мама предлагала ей разнообразные занятия и следила за ее реакцией. Наибольшее стремление малышка проявила к игровым практикам. Со временем она заинтересовалась окружающим миром и стала постоянно проситься на ручки, чтобы получить доступ к обзору пространства. Казалось бы, вечная тема: "не позволяйте детям постоянно сидеть у вас на руках, отучайте их от этой привычки..." Но моя подруга решила, что важнее поддержать любознательность дочки, и постоянно носила ее на руках.

Со временем обнаружились интересные нюансы. Мама заметила, что дочку интересует не просто игра, а именно игра в естественных условиях природы. Девочка с увлечением изучает лягушек в поле и ракушки на морском берегу. И это положительно влияет на формирование ее характера: она растет спокойным, вдумчивым ребенком. Интерес к природе стимулировал ее интеллектуальное развитие, и она тянется к общению не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Любопытно также языковое воспитание. В семье работает няня-китаянка, и девочка уже свободно говорит по-китайски. При этом специальных уроков не предусмотрено: язык выучили между делом, во время походов на рыбалку. Точно так же, в непринужденном бытовом общении, девочка освоила английский и арабский. Теперь она посещает китайскую, английскую и арабскую школу, где с удовольствием общаться с детьми - носителями языка.

Моя подруга не забывает и про уроки музыки. При этом она ломает сложившиеся шаблоны, к которым мы привыкли. Ведь у нас всегда считалось, что не каждый ребенок обладает способностями к таким занятиям. В музыкальную школу детей отбирали специально, и далеко не каждый мог претендовать на зачисление. А вот, например, в Японии - игра на музыкальных инструментах входит в общеобразовательную программу. Считается, что это укрепляет координацию слуха и моторики рук. Подруга решила следовать японским стандартам и не ограничивать ребенка в стремлении к музыке. В результате девочка уже играет на нескольких инструментах.

И все это - без принуждения и без зубрежки, без тех ужасов "обязаловки", которая многим отравляла детство.

При этом нельзя сказать, что моя подруга пожертвовала собой ради воспитания ребенка. Она работает, занимается общественной деятельностью. "Обязаловка" не должна отравлять жизнь - ни ребенку, ни родителю. Это вопрос добровольного выбора в системе приоритетов. Для моей подруги воспитание представляется не как утомительная обязанность, а как важнейшая творческая миссия.

И дочка перенимает эту концепцию от матери. Шестилетняя девочка становится зрелой личностью, имеет свое мнение, на равных общается со взрослыми. Она может обсуждать с мамой серьезные темы - не как ребенок, но как собеседник. При этом в ней нет заносчивости, которая свойственна вундеркиндам. Она обычная девочка, которая может играть в самые обычные "догонялки" с другими детьми, а во время игры подбежать к няне и спросить у нее что-нибудь по-китайски.

Кто-то скажет, что моей подруге просто повезло. Мол, не у всех есть возможность нанимать репетиров-иностранцев и учить детей в иноязычных школах. Действительно, это не каждый может себе позволить. Но вот прислушаться к своему ребенку и понять его истинный интерес, создать для него уютную и радостную образовательную среду - это может и должен сделать каждый родитель.

Слушайте своих детей. Доверяйте им. Следуйте за ними, и тогда они сами укажут вам путь.