Все записи
11:53  /  17.04.15

7140просмотров

Капустник с сексуальным подтекстом

+T -
Поделиться:

Не хотелось мне писать по поводу скандала с "пчелками" в Оренбурге. Во-первых, ситуация тут ясная: скандал раздут искусственно. Во-вторых, если уж рассуждать о нравственной составляющей, вполне очевидно, что курсы эротических танцев для несовершеннолетних - это нонсенс (по этому поводу у меня была статья про стрипдансинг). В-третьих, также бесспорно, что массовая культура у нас пребывает в плачевном состоянии, и эпизод с "пчелками" всего лишь следствие, а вовсе не причина.

Так что же интересного может быть в этой истории? Пожалуй, это тот самый случай, когда любопытен контекст, а не сюжет. Ведь в скандале с "пчелками" как в капле воды отразились не только все болезненные точки нашего общественно-политического дискурса, но и проблемы морали и такта.

Прежде всего, это вопрос об оскорблении символов. Напомню, что изначально скандал разразился из-за окраски костюмов, в которой кто-то усмотрел намек на георгиевскую ленточку. Именно это стало исходной точкой сюжета, а тема сексуальной распущенности включилась потом. И вот какая двойственная ситуация тут складывается. Вроде бы очевидно, что полосатая окраска подразумевает пчелок, и не несет в себе никаких оскорбительных намеков на символ Великой Отечественной войны. Понятно, что дизайнер не имел намерения высмеивать священные цвета... Но можно ли поручиться, что он вообще не думал про георгиевскую ленту? А что, если думал - но только в положительном, а не в отрицательном ключе? Я сомневаюсь, что костюм был действительно сделан с намеком на символ ВОВ. То есть это была либо провокация, либо просто глупость, недостаток вкуса и такта. К сожалению, совсем не редкость для нашего современного общества. 

Далее, тема сексуальной свободы, определения этических и юридических рамок. Посмотрите, как активно обсуждаются вопросы морального облика публичных персон. Вспомните недавние скандалы с публикацией интимных фото знаменитостей. И который год уже продолжается дискуссия о правах сексуальных меньшинств. В демократическом обществе есть стабильный принцип: делайте что хотите у себя дома, но держитесь в рамках, когда речь идет о публичном пространстве. Точно такая же ситуация и с оренбургскими "пчелками": проблема не в том, что какие-то родители вырядили своих дочек в сомнительный наряд; проблема в том, что это было публичное действо, которое стало достоянием широкой общественности.

И тут мы переходим к третьему, ключевому моменту - вопросу о публичности. Представьте, что вы собрались в тесной дружеской компании и устроили капустник. Пошутили, посмеялись, возможно, даже на грани фола - ничего страшного, "все свои". Но каким-то образом видеозапись этого вечера попала к посторонним. И кто-то решил сделать из этого театральную постановку. Оформил с вами договор, выкупил авторские права - юридически все безупречно. Только вот спектакль не удался. Оказалось, что посторонней аудитории ваши шутки непонятны, а местами даже вовсе оскорбительны. Получился скандал, кто-то пошел жаловаться, историю разнесли журналисты, дело дошло до прокуратуры... Нет, быть может, юмор ваш и в самом деле был не таким удачным, как казалось в тот вечер; быть может, вы действительно наговорили глупостей... Но разве дело заслуживает такого резонанса?

 

Так и в данном случае. Некие родители считают, что их дочь-подросток может вульгарно крутить разнообразными частями тела. Это их право, это их дело. Глупость безусловная, опять-таки, отсутствие вкуса и такта. Но тут, как говорится, дело семейное. В конце концов, речь идет не про младшую группу детского сада, а про старшеклассниц, которые уже находятся в "возрасте согласия". Зрелище прискорбное: подростковый организм разжигают гормоны, а родители не смогли или не захотели рассказать своим детям о чувстве меры. И прокуратура тут совершенно ни при чем.

 

А вот школа эротических танцев для несовершеннолетних - это уже совсем другой вопрос. Тут уже дело не семейное, а общественное. Из плоскости личных границ мы переходим в публичное пространство, а стало быть, рамки дозволенного сужаются. В этом нет никакого ханжества или попытки "удушения свобод"; это просто здравый смысл и логика общественных отношений.

 

Известен афоризм Окуджавы: "Чувство меры и чувство ответственности не присущи унылой посредственности. Сладость жертвы и горечь вины ей несвойственны и не даны". Давайте не путать демократию с анархией, а прогрессивные взгляды - с первобытными оргиями.