Фух! Ну и неделька, скажу я вам. Гребенщикову стукнуло 60, на Красной площади обнаружили огромный чемодан, биткоины пробили границу в $1000.

Я говорил, что в редакции я сижу на новостях? Я и раньше ими интересовался, но в последнее время через меня проходит просто чудовищное количество инфы.

Вообще, должен вам сказать, новости как формат недооценены людьми – читатели больше тяготеют к репортажам или, тьфу-тьфу-тьфу, колонкам. От колонок вообще - иногда вреда больше, чем пользы. Это такой жанр для ленивых – вот тебе информация (сырье), вот тебе размышления (полуфабрикаты), а вот – готовый вывод (подавать под кисло-сладким соусом).

Новости же созданы для тех, кто сам стряпает свою точку зрения. Правда и здесь ухищрения есть – я хоть и новичок, а уже немного разобрался в ремесле.

И поэтому Гребенщикова, чемодан и даже биткоины у меня на этой неделе затмила Латвия.

Итак, давайте-ка состряпаем новость. Сначала нам нужен заголовок (жаргонизм «заг» я не люблю – напоминает «зигу»), он будет такой: ПРЕМЬЕР ЛАТВИИ УШЕЛ В ОТСТАВКУ, да не просто так, а ИЗ-ЗА ТРАГЕДИИ В ТОРГОВОМ ЦЕНТРЕ.

Читатель говорит «о как» или даже – «воу-воу!». И читает дальше, а дальше – первый абзац, в котором мы расскажем, что же произошло. Ну вот, например:

«Премьер-министр Латвии имярек принял решение уйти в отставку в связи с трагедией в рижском ТЦ Maxima, где в минувшее воскресенье из-за обрушения крыши погибло более 50 человек».

Так-так! Но дальше возникает вопрос – а почему он так поступил? Тут мы раскрываем важные подробности, которые формируют более-менее полную картину:

«Премьер заявил об уходе со своего поста после совещания с президентом страны и сказал, что берет на себя политическую ответственность за случившееся в торговом центре».

Кто-то скажет: «ой, какой мужественный поступок», кто-то подумает: «фу, президент какашка, принес в жертву своего министра». Прелесть в том, что это мнение составил сам читатель, а не условный Иван Давыдов (колумнист такой) вместо него. За это я и уважаю новости - это чисто журналистский продукт, информация без оценок.

Но есть все-таки подвох, есть лайфхак для редактора! – это бэкграунд, фон, на котором представляется событие. Бэк придумывается журналистом, и за это я уважаю новости еще больше. Бэкграунд позволяет подсветить новость с определенного угла – это Храм Христа со всех сторон одинаково белый и намоленный, а событие – конъюнктурно. И поэтому бэком можно влиять на общественное мнение.

Для новости про Латвию можно придумать нейтральный бэкграунд, например:

«Трагедия в Риге произошла вечером 21 ноября и унесла жизни 54 человек».

Можно надавить читателю на сострадание:

«Трагедия в ТЦ Maxima стала самой крупной в новейшей истории страны, в Латвии был объявлен трехдневный траур, и люди до сих пор продолжают приносить цветы и свечи на место гибели своих сограждан».

Но иногда бэкграунд – это то, что чувствует новостник, когда узнает о событии. Я вспомнил известие про взявшего на себя ответственность политика, потому что мой бэкграунд состоял из четырех слов:

«Казань. Крымск. Саяно-Шушенская ГЭС».

Сволочи.