Все записи
14:26  /  2.12.15

4359просмотров

После драки

+T -
Поделиться:

Десятки людей прислали мне горячие слова поддержки в связи с предыдущим постом "Ударила своего одноклассника", разжигающим и призывающим к насилию, и сказали, что именно толерантность и миролюбие привели к тому, что европейцы не могут сегодня защитить себя. В связи с этим я решила сделать то, чего никогда не делаю, - пояснить, что автор хотел сказать своим предыдущим текстом.

Вообще-то я против драк. Я за мирное решение любых вопросов. Но, как мы все прекрасно помним, даже мама Малыша, считавшая, что любой спор можно решить словами, а не кулаками, не нашлась, что ответить, когда Малыш изложил ей содержание спора: 

 — Кристер мне сказал: «Я могу тебя отлупить». А я ему ответил: «Нет, не можешь». Ну скажи, могли ли мы разрешить наш спор словами?

В нашей культуре - и, как следствие, в школьной системе ценностей - нет многих вещей, которые позволяли бы решать эти вопросы мирным путём. Их нет не потому что учителя плохие - их нет по определению. Это проще проиллюстрировать сравнением, предложенным моей подругой Ольгой Антоновой, живущей с детьми в Англии. Она взяла те случаи, о которых я рассказываю, когда мне и моей дочери пришлось отвечать ударом в ответ на унижение, и сказала, что в Англии, если бы один ребёнок намеренно доводил другого, решение проблемы могло бы быть только одно: пойти и сказать об этом учителю, потому что это называется bullying behaviour, и там это - смертный грех, за который пропесочат так, что мало не покажется. "И это будет, - пишет моя подруга, - не наше стандартное бессмысленное и не долетающее до детей "как тебе не стыдно, Иванов", а серьёзный разговор о недопустимости делать больно другому человеку - эмоционально больно. Дети есть дети, они иногда обзываются, могут не принять в игру, могут сказать что-то обидное, но за задранную юбку здесь мальчик пойдет объясняться к директору сам, потом вместе с родителями, потом будет писать извинительное письмо девочке вместо большой перемены, а затем ещё в течение какого-то времени будет иметь беседы о том, как строить отношения, и за его поведением будут присматривать. Ещё и родители, кстати, извинения напишут. И школа непременно свяжется с родителями пострадавшего ребёнка и расскажет о том, какие меры были приняты, чтобы поправить ситуацию, чтобы ребёнок не чувствовал себя униженным и чтобы такое впредь не повторилось. Тут детей не оставляют разбираться с такими ситуациями одних. Никогда. И они довольно быстро учатся соблюдать границы".

Я обеими руками за то, чтобы решать все вопросы цивилизованными методами, чтобы не отвечать физическим насилием на эмоциональное, если для этого выстроена целая система -но у нас её нет. Поэтому нам и нашим детям приходится защищать собственное достоинство куда более примитивными методами. Да, мы на другой ступени развития. Да, у нас другие представления. Возможно, они мне не очень нравятся, но я здесь живу, поэтому мне приходится уметь отстаивать здесь то, что я считаю одной из своих личных главных ценностей. Потому что у нас два главных отличия от Запада в этих вопросах:

1) В нашей культуре неприемлемо обратиться за помощью к "старшему по званию" - в данном случае учителю, потому что ты тут же прослывёшь ябедой, это будет расценено как слабость и неумение постоять за себя. К тому же в западной культуре взрослый - союзник ребёнка, а у нас довольно часто наоборот.  

2) У нас вообще нет понятия "эмоциональное насилие", потому что если бы оно было, то многократно изнасилованным был бы каждый первый (причём половина - у себя дома). Поэтому нет и адекватной системы мер против него. 

Если бы такая система была, я бы была её горячим сторонником. Но это тот самый случай, когда правило "начни с себя" не работает. 

Добавлю, что с Антоном, героем моей истории, которому я влепила сырком между лопаток, мы потом несколько лет прекрасно общались - точно так же, как одноклассник моей дочери, которого она стукнула, уже забыл об этом и дружит с ней. Мы обменялись воспоминаниями с моими такими же драчливыми подругами и хором поразились тому, что наш агрессивный отпор неоднократно становился началом большой и светлой дружбы на много лет.

Потому что мы отстаивали своё достоинство, и нас начинали за это уважать. 

 PS В воскресенье, 6 декабря в 13.10 я на радио "Эхо Москвы" в программе "Родительское собрание". Будем говорить о иерархии и равноправии в детско-родительских отношениях. 

Комментировать Всего 1 комментарий

Не говоря уж о том, что многие из таких поступков мальчиков продикторваны как раз своим интересом к определенной девочке.

И удар по голове пеналом - гораздо меньшая травма, чем вызов родителей к директору.

Очень важно было бы понять мотивацию, но дети этого часто не умеют. А навредить можно сильно - и бездействием, и несоразмерным ответом.