Все записи
18:30  /  30.04.14

2922просмотра

Back to the USSR паровозами РЖД

+T -
Поделиться:

В жизни бывают странные совпадения. Вот только вчера на сайте navalny.com появился материал о том, как В. Якунин, президент Российских железных дорог, и близкие ему люди зарабатывают деньги на продаже билетов через приложения, получая на счёт кипрского офшора по 350 рублей с каждого билета стоимостью от 2500 до 3500 руб, и вчера же мне приспичило заняться покупкой билетов в Питер.

Как ста разными способами переплатить за билет

Я внимательно изучила статью Навального и комментарии к ней и нырнула с головой в интернет – проверять информацию. И действительно, оказалось, что купейные билеты до Питера, которые на основном сайте по продаже билетов РЖД pass.rzd.ru фигурируют по цене 3092 руб. (так же и на сайте Московского железнодорожного агентства, которое, если верить Навальному, суть то же самое), в фирменном приложении РЖД для ios «ЖД Билетлы» внезапно начинают стоить 3442.3 рубля – там так и написано: 3092,30+350. За что и почему 350, не указывается. Удовольствие поехать на нижней полке прибавляет к начальной стоимости ещё 281 – и билет, который на сайте стоит «от» 3092 руб, уже стоит 3723,5.

Одна радость от приложения – переплатив 350 руб. за билет, вы купите электронный билет и не должны будете оплачивать доставку. Мне стало интересно, и я пошла искать все возможные варианты. Так вот, если вы закажете билет по телефону, то доставка будет стоить – внимание! – ну, кто больше? ВОСЕМЬСОТ рублей!

Врагу не сдаётся наш гордый варяг, и я пошла – так, больше для общего развития, потому что глазастый Навальный уже углядел, что это суть одна контора, - узнать, сколько стоят те же билеты на сайте tutu.ru. Увы! Те же билеты (номинал которых 3092) стоили 3427.

Есть ещё старый добрый другой вариант, которым пользовались наши бабушки и дедушки: забронировать билеты по телефону, заплатив сверху по 268,5 ЗА МЕСТО, и в течение суток смотаться в кассы и выкупить.

Наконец, есть единственный правильный (не считая личной явки в кассы без предварительной брони) способ не платить сбор: заказать электронный билет на официальном сайте РЖД pass.rzd.ru.

Поняв это, я радостно потёрла ручки и, задавшись благородной целью не заплатить ни копейки сервисных сборов в счёт шубохранилища, отправилась обходить якунинскую гениальную обдираловку.

 Новости с официального сайта

Сайт pass.rzd.ru сразу порадовал прекрасным. Например, я несколько раз натыкалась на фразу, что, мол, если заказывать билеты на поезд, помеченный значком «%%», то тебя ждут невероятные скидки, и я таки пошла посмотреть на этот аттракцион неслыханной щедрости.

Выдав мне список вечерних поездов на Питер, сайт предложил, в числе прочих, и такой «скидочный» поезд. В списке он смотрелся просто прекрасно – если на другие поезда цена купейного билета была в основном 3092, то на скидочном поезде она составила… 3527! Такой, знаете, очень знакомый и очень русский ход: задрать цену и после этого объявить скидку с тем, чтобы окончательная цена была такой же, как первоначальная.

Я похихикала над этой дешёвой разводкой, выбрала нужный поезд и, закатав рукава, приступила к оформлению. Во-первых, за раз невозможно оформить более четырёх билетов – а мне надо было шесть, но что делать, ради экономии в 4200 (а именно столько составляет сервисный сбор ios-приложения на 6 билетов туда и обратно) можно было и повозиться.

На стадии выбора места система предлагает схему вагона, где, как при покупке билетов на концерт, занятые места закрашены одним цветом, свободные другим. (Есть ещё кодировка мужских, женских, инвалидных, но я их не рассматривала.) Я со вкусом выбрала места (чтобы не рядом с туалетом, но и не очень далеко), система их одобрила, и я, высунув язык от усердия, принялась тщательно переписывать номера паспортов, фамилии, даты рождения четырёх человек, но на стадии места рождения застопорилась. На кой чёрт РЖД моё место рождения? Что, есть какая-то вероятность, что к поезду придёт человек с такими же, как у меня, именем, фамилией, датой рождения и номером паспорта, и нас с ним различат только по городу, где мы родились? Впрочем, чему я удивляюсь – спасибо, что не спросили место работы.

Наконец все четыре поля на четырёх человек были заполнены, по каждому в низу страницы система написала «Данные пассажира введены корректно», и я нажала продолжить. Ой! Сайт думал недолго: он просто и безыскусно написал мне: «Мест нет». Как нет? Как так нет? Ты же, сволочь, только что показал мне эти места как свободные и позволил мне ввести их номера в систему, а ещё они свободны на твоём же сайте mza.ru!!! – завопила я в пустоту – в пустоту, потому что возможности позвонить кому-либо, решающему проблемы с интернет-заказом, как это принято в любом, даже самом занюханном интернет-магазине, нет в принципе. Ну нету у них формы обратной связи. Есть телефон, где можно забронировать билеты (за 268 руб. с билета, ну вы помните) или заказать доставку (за 800 – это вы точно не забыли), и всё!

Ещё один маргинальный вариант

Вспомнив все заковыристые обороты родного языка, я отправилась обходным путём – на не ржд-шное приложение для ios TicketNow, упоминавшееся в комментариях к посту Навального. Оное приложение, в отличие от родного, по словам разработчика, гораздо проще для пользователя и – что самое главное – заказывает билеты напрямую через сайт pass.rzd.ru, не взымая тот самый пресловутый сервисный сбор. Не пожалела 66 руб. за приложение, скачала. Тут меня ждал сюрприз: на входе появился грустный смайлик и сообщение следующего содержания: «Внимание! Временно невозможно прохождение электронной регистрации для билетов, купленных через приложение. Будьте внимательны и заблаговременно распечатывайте билеты в терминалах». Поскольку я, к сожалению, не очень внимательный человек, поскольку я вообще не понимала, о каких терминалах идёт речь и, наконец, поскольку в форуме по приложению часто сообщалось о ситуации, когда РЖД через приложение деньги за билет снимало, а билет не продавало (деньги потом, правда, возвращало), я решила, что придётся мне потратить 28 рублей на дорогу и съездить в центральные железнодорожные кассы. В конце концов, это даже интересно, чем РЖД удивляет клиента в нашу эпоху, когда космические корабли бороздят и так далее.

Back to the USSR!

Оказалось, что РЖД действительно удивляет, да ещё как. Касс уже нет, здание закрыто с сентября, предлагается развернуться и идти в кассы на вокзалах. Ближайшие были на Ярославском, ну я и пошла, вся такая весенняя, не подозревающая, что меня ждёт.

А ждало меня родное, давно забытое! Два душных длинных помещения с окошками, к каждому из которых стояла недлинная, человек в 5-7 очередь, но у меня заныло под ложечкой от дурного предчувствия: я-то помнила, как эти 5-7 человек обслуживались по часу и дольше! Предчувствие оправдалось на все сто. Естественно, в первые же три минуты оказалось, что там, где мало народу, или стоят мёртвые души («за мной занимал молодой человек, потом женщина в зелёном пальто, а передо мной ещё мужчина с веником»), или скоро будет перерыв (перерывы у каждой кассирши свои, по 15 минут, в соответствии с расписанием). Помыкавшись и приняв мудрое решение встать куда угодно, я встала, заняла очередь в ещё одной унылой цепочке рядом, и, ощущая в себе всё растущее раздражение, огляделась по сторонам. Первое, что я увидела – это бегущая строка на информационном табло: «Добро пожаловать в мир равных возможностей!» Что характерно, эта надпись сменялась другой: «Температура воздуха +31 градус». Больше ничего информативного там не было, даже времени, что, кстати, странно, потому что многие, кто стоял в кассы, собирались потом бежать на поезд. То есть «равные возможности» в понимании РЖД – это необходимость постоять часок-другой при температуре +31. В этом смысле они действительно равные, как и то, что сесть равно некому – стульев-то нет. А они должны быть, потому что над каждым окошком висит табло электронной очереди – естественно, неработающее!

Каждый покупатель, прорвавшись к окошку, устраивался плотно и надолго: даже если ты заранее знал, куда и в какой день ехать (на оба эти вопроса сходу отвечали далеко не все), дальше начиналось: купе или плацкарт? – верхняя или нижняя? – а рядом есть? – в этом вагоне нет – дайте другой – в другом только верхнее? – как вы себе представляете, я поеду в одном вагоне, а ребёнок в другом? – женщина, я ничего не представляю, я просто говорю, что мест нет – а если ехать на следующий день? – там тоже нет – тогда посмотрите до другой станции – там есть – а сколько стоит? – столько-то – ой, нет, тогда не надо, давайте лучше который смотрели раньше – наличные или карточка – давайте документы. Затем длинная пауза: кассир тыкает пальчиками в клавиатуру, клиент, затаив дыхание, ждёт: не дай бог помешать, сбить! Ещё отправят тебя в Астрахань вместо Архангельска, или дадут не на ту дату, или не в тот поезд, вариантов-то миллион! А сбоку прут, не переставая:

- Девушка, вы возврат делаете?

- Отойдите от кассы!

- Я стоял! Я отходил!

- Мужик, отойди.

- Мне просто спросить!

- Тут всем просто спросить. Мужик, отойди по хорошему…

В общем, один клиент – это 10-15 минут. А если ему не один билет? А если ему, заразе такой, ещё и обратный надо?!

Через два человека очередь передо мной встала намертво. Мужчина в красной куртке пробыл у окошечка уже и 10, и 15 расчётных минут – и ни взад, ни вперёд. Пару раз он оборачивался, чувствуя испепеляющие взгляды на своей спине, и, извиняясь, говорил:

- У меня тут просто сложный случай…

Со сложным случаем всё объяснилось довольно просто: мужчина ехал в Крым. Оказывается, в Крым нынче путешествуют в объезд Украины, и то ли там поезд как-то съезжает с рельс и крадётся лесами, то ли людей пересаживают в автобус, потом там ещё звучало что-то про паром… В общем, нашу очередь мужчина парализовал на полчаса. Дарю РЖД идею: коль скоро Крым сегодня – такое сложное направление, ну откройте вы отдельное крымское окошко со звонком, по которому будет подходить продвинутый администратор и оформлять билеты!

В соседней кассе, куда я тоже заняла (передо мной ещё две мёртвые души, причём про одну из них сначала сказали, что она после меня, вот обидно-то), тоже разворачивалась своя драма. Женщина, просто сдававшая билеты (тоже непонятно: рядом касса возврата, но нет, возвраты вроде берут везде) – это всего минут 10 – сменилась женщиной, сдававший часть билетов из группы. На пятнадцатой минуте её тихо возненавидели, потому что она непрерывно общалась с кассиршей, и разговор был такой:

- Так… Сергей Сергеевич Иванов едет, оставляйте… Клара Ивановна Петрова едет, она жена Сергея Сергеевича, куда он без неё-то… А вот Мария Петровна не едет. Нет, не Кузнецова, сейчас… Пупкина.

Далее Марию Петровну с церемониями вычёркивали, выдавали даме на подпись какие-то бумажки, забирали их обратно, потом выдавали снова, и переходили к очередному Сергею Сергеевичу.

Наконец – барабанная дробь – бесконечный список закончился, женщина передо мной проскочила за какие-то ничтожные десять минут, и вот я у окошечка. За мной стоял дедушка, с которым мы сдружились за время стояния, и я ободряюще ему подмигнула:

- Не переживайте, я быстро – я даже знаю номер вагона и места, куда мне надо.

Дедушка недоверчиво покачал головой, но промолчал. Я бодро сунула свои документы и отбарабанила: дату, направление, номер поезда, время отъезда, номер вагона и предполагаемые места (вы же помните, что я благодаря интернету знала, какие свободны, какие нет). И девушка начала медленно… нет… мееееедленно вбивать нас в свой компьютер, без конца задавая дурацкие уточняющие вопросы: а вот тут вроде мест нет… нет, вроде есть… вам обязательно именно эти места?

- Девушка, - сказала я, - мне любые, чтобы целое купе и два рядом.

Попутно выяснилось, что девушка в кассе тоже не всемогуща и больше четырёх билетов за одну операцию оформить не может. Поэтому мы играли в эту игру четырежды: 4 билета туда, ещё 2 туда, 4 обратно, 2 обратно. И каждый раз надо сполна рассчитаться, естественно.  

Дедушка сзади тревожно спросил:

- А вас сколько едет?

- Шесть, - тихо сказала я, чувствуя себя последней сволочью. Мужества сказать, что мы будем покупать ещё и обратные, у меня не хватило.

- Оооо! – простонал дедушка. – Зачем я за вами встал!

Впрочем, выбора-то у него не было: он занял и в соседнюю кассу тоже, но там через десять минут должен был начаться перерыв, и даже тётеньке, непосредственно в этот момент покупающей билеты, сказали, что обратные ей до перерыва не продадут, чем привели её в состояние тихой истерики.

Единственный раз я отвлекла девушку по собственной инициативе, спросив её:

- У вас на сайте написано про скидки при раннем бронировании, при выкупе всего купе, сколько они составят?

- У нас больше нет скидок.

- А почему на сайте тогда везде информация о скидках?

- Это вопрос не ко мне, а к РЖД.

- А… - начала было я, но, наткнувшись на её взгляд, замолчала. И правда, чего это я.

…Ну ладно, купила я эти билеты, оформление заняло полчаса. Плюс пятьдесят минут я простояла в очереди. Уже когда уходила, наблюдала очередной акт драмы:

- Я хотел бы вернуть билет (молодой человек, простоявший, как и я, 50 минут: новый он купил, побежал возвращать старый в кассу возврата, а ему сказали: идите и верните там, где купили новый. Ну вот он и пошёл).

И далее, уже уходя, я услышала:

- Девушка, вы шутите, что ли?! Почему только личная явка? Это моя мама! Я, я ей покупал билет на свою карту, вот, посмотрите! Она сейчас в больнице!

Тут у «девушки» неожиданно заработал громкоговоритель, то и дело вырубавшийся (тоже вот проблема), и она рявкнула на весь зал:

- Несите справку из больницы!

Сволочи! Если вы продаёте билеты без личной явки, так почему же вы требуете непременной личной явки при сдаче билета?! Где логика – про гуманизм и не говорю?!

Прощальный изящный штрих от РЖД: билеты мне выдали в фирменном конвертике с очередными рекламными призывами: «Из дома в поезд по электронному билету! Покупайте билеты на pass.rzd.ru! На 5% дешевле – купе, СВ и люкс!». Сбоку была вручную поставленная печать: «Скидка НЕ действительна».

Я бежала, теряя туфли и рассудок, и в голове у меня уже была написана эта статья, от начала и до конца.  

*   *   *

«Добро пожаловать в мир равных возможностей!» Это многообещающее и социально справедливое приветствие, оказывается, приобретает совсем другой смысл, если оно висит в кассах Российских железных дорог. Оказывается, в понимании РЖД равные возможности – это духота, полуторачасовое ожидание, хамское отношение к клиентам – и речь даже не о кассирах, они, как правило, огрызаются в ответ на агрессивное поведение замученных пассажиров, - а хамство как подчёркнутое пренебрежение: никто не утруждается подумать об удобстве пассажиров, ни об этих несчастных кассиршах. Когда я вышла на свет, на солнце, я вдруг поняла: мир равных возможностей в понимании РЖД – это Советский союз. Это такой махровый-премахровый совок с давкой у окошка кассы, с тётками на взводе за этими окошками, постоянно готовыми к хамству и отпору, с духотой, с озлобленными людьми, готовыми прибить за попытку влезть без очереди, с идиотскими внутренними правилами (почему возвращать билет может только тот, на кого он оформлен, почему это не может сделать тот, кто покупал его на свою карту?), с не менее идиотскими требованиями к оформлению документов, которые удлиняют ожидание, с плохо подготовленными сотрудниками, которые впечатывают имя и фамилию двумя пальцами, глядя на клавиатуру. Это чисто советская монополия, которой, слава богу, нет в авиаперевозках: тебе надо ехать? – будешь стоять, никуда не денешься, и молча проглотишь хамство, и пропустишь тех, кто понаглей. Или переплачивай не известно за что при покупке через интернет. Это и полузабытая советская лексика («Вас тут не стояло!», «Я занимал!»), и чисто советское заискивание перед всемогущей продавщицей (тоже давно этого не видела): не дай бог её разозлить – поедешь на боковушке возле туалета, а то и вовсе придерётся к какой-нибудь мелочи и прогонит прочь!

В понимании РЖД равные возможности – это равная необходимость стоять в очереди всем без разбору – беременным, пожилым – да, в этом отношении мир РЖД, безусловно, предоставляет абсолютно равные возможности: стульев в кассах нет. Но ведь на самом-то деле возможности как раз неравные: если есть возможность заплатить за доставку, если есть смартфон, если лишние 350 и более руб. для тебя не проблема, то не надо тебе тут давиться. А если нет – извини: будешь стоять, как скот, и ждать, пока тебе выкинут из окошечка вожделенный билет. И если РЖД так явно демонстрирует эту социальную несправедливость, то постыдились бы хотя бы размещать такие бессовестные лозунги.

Такой же наглый, путающий чёрное и белое лозунг я видела только однажды: «Почта России – без очередей в любую погоду!» Это отдельный и долгий разговор о том, почему наша почта в 21 веке доставляет корреспонденцию хуже, чем в 19.

У них, кстати, с РЖД черт сходства пугающе много.

Но это уже совсем другая история. 

Комментировать Всего 9 комментариев

Господи, как же тоскливо! И ведь сейчас многие радостно бегут, спотыкаясь, в то самое "светлое" пошлое,  от которого пытались судорожно избавиться немногим более 20лет назад. 

Знаете, в последнее время и так настроение не очень из-за того, что я всё чаще узнаю приметы того времени, при котором жила-то всего ничего. Вся эта вдруг вернувшаяся лексика: "мы все как один осуждаем"... "мы выражаем глубокую озабоченность"... "требуем найти и наказать"... "растлевающее влияние на молодёжь"... все эти возвращающиеся ГТО... эти выездные визы... и этот оазис совка сегодня меня в каком-то смысле добил. Я шкурой, нутром вспомнила, что было вот так, и увидела, что оно и осталось так же. На фоне того, что сейчас происходит, это выглядело как-то даже символично.   

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

А я помню ту эпоху очень хорошо, я - ребенок 70-80х. И тогда морально  страдала от безнаказанного хамства работников торговли,  службы быта,  транспорта. 

Еще мне не ясна одна вещь : я правильно поняла, что для приобретения ж/д билетов нужно предоставлять паспортные данные? Для чего? И давно это ввели ? Даже в СССР такого не было.  

Я тоже морально страдала, тем мне сейчас страшнее, что я, оказывается, очень даже хорошо помню, как надо вести себя в подобных ситуациях, и навыков тех не растеряла. Вот что ужасно.

Ввели впечатывание номера паспорта довольно давно, думаю, с первыми терактами. Не помню точно. Особых неудобств это не создаёт, если они не начинают кочевряжиться, требуя, например, личной явки или оригинала документов всех участников поездки - такое часто бывало поначалу, сейчас вроде поспокойнее. Но процесс удлиняет, это точно. 

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

"...мне сейчас страшнее, что я, оказывается, очень даже хорошо помню, как надо вести себя в подобных ситуациях, и навыков тех не растеряла. Вот что ужасно..."

Что-то типа, "Мужчина! Да не вы, а вон этот, в куртке. Вы здесь не стояли. А я говорю,  не стояли! " ))))) или "Женщина в полосатой шапке была за мной, она занимала, чтобы деньги снять. А что, сапоги еще не выбросили?" (спрашивается с волнением в голосе)))  А сколько будут давать в одни руки? Да?! Надо дочку позвать, чтобы дали две." 

Ну, и как это все можно перевести на иностранный язык? )))) 

Насчет паспортов... Неужели царит такая наивность, что террористы будут использовать СВОИ паспорта и что подобная "перепись населения" предотвратит теракты?  Или можно же купить билет по паспорту, а поедет совсем другой человек. 

Красота... У меня подобный опыт был пару лет назад, когда я - не по собственной инициативе, а выполняя просьбу - посетил отделение Почты России с целью отправить посылку. Итог: два часа в духоте, напрочь выбитая нервная система.

Да! Именно! У нас на почте до сих пор выпиленное вручную в оргстекле окошко и сломанная ручка, привязанная верёвкой. Ценники, написанные от руки... какая-то странная литература, как в деревенской лавке... Грымза в окошке, которая непрерывно уходит пить чай... Из трёх окошек работает одно... Из 10 писем доходят 7-8... Заповедники, блин... 

Примечательно еще и то, что посетителей подобных заведений тоже как будто разморозили после 30тилетней крио-консервации. Ответ, вероятно, в том, что люди будущего предпочитают все же покупать билеты посредством iPhon-ов, а посылки отправляют экспресс-почтой. Я попал в переделку с Почтой России только потому, что злосчастная посылка была последним звеном в хитрой эмигрантской схеме: купи на Amazone задешево и по цепочке знакомых передай из Вашингтона родственникам в Тамбов. Поэтому – Почта России. Хлебнув почтового дерьмица, я предупредил человека, попросившего меня об этой услуге, чтобы больше он ко мне с просьбами не обращался. Ваш случай, конечно, тоже исключительный: расследование есть расследование.

Эту реплику поддерживают: Ксения Кнорре Дмитриева

Да, это очень меткое наблюдение! Действительно, людей в такой ситуации будто расконсервиловали, но! Я замечаю и за резкое обострение навыков той эпохи: руки-ноги-голова будто и ждут момента, чтобы начать делать правилные в таких ситуациях движения. Это-то и пугает: может, вся психика настолько испорчена, что только и ждёт момента, когда наступят "те" времена, чтобы наконец начать функционировать в нормальном для неё режиме. 

Почту России терпеть не могу. Несколько раз писала им гневные письма. В ответ получала, что "они сожалеют". Не прощу письмо моей семилетней дочери, которое она летом отправила своей учительнице (из одного конца Москвы в другой) и несколько открыток - я просила друзей присылать моим детям открытки из разных стран. Ну и так, по мелочи. 

Какое это расследование - это просто иллюстрация в красках к тому, о чём пишет Навальный.

Эту реплику поддерживают: Artem Sarafanov