Все записи
16:43  /  28.11.14

1749просмотров

Свет и тепло "Жёлтого окошка"

+T -
Поделиться:

В чёрной-чёрной комнате, на чёрном-чёрном полу, перед чёрными-чёрными стульями конструкция из блестящих трубок. На конструкции натянуты струны, на них - жёлтые шары. Это то гараж, то тренажёрный зал, то лаборатория, то внутренний мир героя. Вокруг неё то бегает, то медленно ходит, то перелезает через неё человек - её создатель, автор пьесы, режиссёр, автор музыки и актёр спектакля "Бозон Хиггса, или Трудно быть Гогой", руководитель, режиссёр и актёр Мариинского театра "Жёлтое окошко" Пётр Зубарев. 

...Для меня эта история началась на кухне, где мы болтали за чаем с замечательным путешественником Володей Севриновским - ну как болтали: рядом лежал диктофон, я брала интервью. Володя побывал в каждом из 83 субъектов Российской федерации и написал об этом книгу. Не путеводитель, а книгу о нравах, обычаях, особенностях, и главное - о людях, которых он встречал. Об этих людях он в основном и рассказывал. Был среди этих портретов и создатель интерната для медвежат-сирот Валентин Пажетнов - "дед", был и Пётр Заборщиков, убеждённый коммунист, который в своём селе Варзуга сам с сыновьями за свой счёт восстанавливает храмы. Был и Пётр Зубарев. О нём Володя сказал так: 

- Когда я увидел его спектакль, я всё бросил и полетел за ним в Сибирь. Это абсолютно штучный человек. 

Поэтому когда Володя сказал, что Пётр прилетает и даёт в Москве один моноспектакль, я собралась и пошла, не задаваясь лишними вопросами. Факт бросания всего и полёта за режиссёром героя моего интервью в сибирский городок Мариинск, безусловно, стоил того, чтобы посмотреть.

Я не могу сказать, что не вылезаю из театров - хожу раз месяца в три. Честно говоря, может, и ходила бы чаще, но не нахожу "своё". Я зритель простых вкусов: я или верю, или не верю, или смеюсь и плачу, или остаюсь равнодушной и зеваю в рукав в ожидании антракта. Мне не надо, чтобы "оригинально" - мне надо, чтобы я что-то почувствовала, чтобы я прожила эти два часа не с хорошими актёрами или персонажами, а настоящими живыми людьми с их историями, мыслями, сомнениями. 

Вчера я, кажется, даже не дышала, пока шёл спектакль о физике-ядерщике Георгии Гогарине, которого друзья называют Гогой. Гога пытается разгадать бозон Хиггса и на этой почве начинает слышать голоса. Психиатр говорит, что у него эндогенный психоз, йог предлагает почистить канал сахасрары, батюшка выгоняет бесов, а Гога тем временем налаживает контакт со своими голосами и обнаруживает, что это голоса тех частиц, из которых он состоит. Частицы считают его своим создателем и постепенно начинают поклоняться Великому Гоге... Спектакль о человеке и боге, о религии и вере, о любви и верности себе, о творце и его воле, о страхе и силе.

Местами убойно смешно, местами до слёз грустно. Пётр легко и в одну секунду становится то женой героя, то самим героем, то "врагом всего сущего Даниилом Борисовичем" - начальником Гоги, то мачо, то подругой. Причём именно становится, причём его герои - узнаваемые, я видела пару-тройку своих знакомых... 

Я без зазрения совести рассказываю всё как есть, потому что шансов у московского зрителя увидеть этот спекталь крайне мало. На фестивали "Жёлтое окошко" не зовут, в Москву Пётр приезжает не часто, организовывает ему площадку и зрителей исключительно на собственном энтузиазме Владимир Севриновский.

Но вы на всякий случай запомните это имя: Пётр Зубарев, театр "Жёлтое окошко", город Мариинск. Думаю, вы о нём ещё услышите - во всяком случае, я приложу к этому усилия.