Только что зарегистрировал блог на "Снобе"... Для лучшего знакомства решил поставить интервью-беседу, где есть мои главные мысли...Надеюсь, петербургская ирония будет понята!!! Я такой как я есть без прикрас. В дальнейшем буду разговаривать, в основном, моими фотографиями и комментариями к записям!!! А теперь интервью :)

 

Фотохудожник Александр Водяной живет в Санкт-Петербурге. Фотохудожник со стажем более 15 лет, организатор собственных выставок.  Основал союз творцов «Санкт-Андерграунд». Главная творческая задача – показать, что возможно «плясать не от того, кто заказывает музыку», а от творца.

 Творцов очень мало, - считает Александр. Полностью искренних творцов, не идущих на нездоровые компромиссы, еще меньше. А потому творцы имеют право просто творить, искренне, вдохновенно. И уже затем их проекты предлагаются заказчикам. И Может найтитсь созвучный этому творцу заказчик. При этом Александр предлагает отойти от традиционного «все здорово, но переделай вот так, так и так». Продукт творчества – словно ребенок. Он хорош таким как есть. Заказчик либо принимает его, либо ищет другого творца.

 Александр Водяной меня как журналиста заинтересовал своей бескомромиссностью и искренностью.

 Вспомнилась история про Махатму Ганди, к которому пришла женщина, и попросила запретить ее ребенку есть много сладкого. Махатма Ганди попросил женщину прийти через неделю. Ровно через неделю он сказал ее сыну  «Не ешь много сладкого». Мама мальчика спросила, почему же нужно было ждать неделю. На что Ганди ответил: «Неделю назад я сам ел сладкое. И в моих словах не было бы истины».

 Александру Водяному я верю. Он разрешил сделать честные снимки о том, как он живет и творит.

 А живет он в общежитии, зарабатывает на жизнь, работая по ночам сторожем в бане. Именно эта бескомпромиссность заставляет верить, что есть в искреннем творчестве что-то такое, по сравнению с чем материальные блага меркнут и отходят на второй план.

 А теперь искренний и пронзительный фоторепортаж о жизни бескомпромиссного фотохудожника. Я веду его прямо из сердца Петербургского Андерграунда, что невозможно не заметить на фото.

 

- Александр, у любого фотографа есть просто фотографии, а есть то, что отражает творчество? Какие фотографии отражают именно твое творчество?

 

- Давать четкие определения – это дело не мое, а критиков. Я бы никак не определял суть моего творчества. Не люблю штампы. Люди, которые занимаются творчеством, если они искрении,  не ставят цели стать кубистом, авангардистом или еще кем-то. Просто человек делает то , что ему близко. Просто выражает душевное состояние, мысли, которые в нем сейчас находятся. И я еще не настолько стар, чтоб «забронзоветь» и подвести итоги творческого пути (улыбается).

 - Как давно ты занимаешься фотографией? И кто оказал наибольшее влияние на формирование тебя как фотохудожника.

 Фотографией занимаюсь, наверное, лет с 18. Первый фотоаппарат мне купил отец. И до сих пор папа поддерживает меня своей мудростью и любовью.

 Один из любимых фотографов Робер Дуано, французский репортер. Мне кажется, в его творчестве фотография проявляет свое истинное значение. На мой взгляд  фотографию от других видов искусства отличает, прежде всего, это моментальность, моментально выхваченные из жизни моменты. Есть много очень хороших фотографов. Например, мне близки Анри Кортье Берссон, Юджин Смит, Мери Элен Марк, Жозеф Судек, Жозеф Куделка.. В их творчестве фотография имеет свой истинный вид. По моему сугубо личному мнению.

 

Что объединяет всех фотографов, творчество которых тебе близко?

 Искренность: отображение жизни такой. как она есть на самом деле

Каждый творец – нечто большее, чем он сам о себе знает. Творец – это канал для вдохновения. Иногда я сам с удивлением вглядываюсь в результаты моего труда. И только после того, как,  закончена работа над выставкой, начинаю понимать общий замысел. А саму экспозицию. я делаю пользуясь внутренним чуством. Чувствую, что это то, что надо. А вот это совсем не годится.

 

- Александр, я, конечно, не критик, но вижу в твоем творчестве два направления. Некий философский натюрморт и репортажные снимки. Может быть, еще портреты… Как отдельное направление…

 Если под философским натюрмортом ты имеешь в виду тему углубления в себя, отображение внутреннего состояния через некий набор предметов – ты права, моя выставка «Натюрморт- Реминисценция» полностью этому посвящена. Есть и прямо противоположная  составляющая- репортаж, отображенная в выставке «1/90 секунды из жизней». Портреты я пока не выделяю в отдельное направление. Но если портреты этого захотят – они сами в него выделятся. Я уже говорил, что творчество нечто большее, чем сам творец.

 - Что объединяет философский натюрморт и репортажные снимки? Кроме тебя как создателя этих работ?

 Ничего не объединяет. Даже занимаюсь ими в разное время. Как любой человек я сложное существо. Нельзя аналитически препарировать творчество. Приходит озарение, вдохновение, желание сделать определенную работу. И я делаю.

 Репортаж, кстати, у меня поставлен немного с другой стороны. Он не средство для иллюстрации какого то издания. а часть единого целого, философского осмысления жизни.

 - Была мысль включить в натюрморт человека? Ведь в наше время процветающей буржуазии некоторые люди уже менее ценны, чем некоторые вещи? И это я еще мягко выражаюсь…

 Во-первых, менее ценны с чьей точки зрения? С точки зрения людей, которые сами свою жизнь обесценивают, и потому других людей в грош не ставят. Кому интересно их мнение? Мне нет. Я всегда считал, что качество важнее количества. Мнение одного искреннего творца может победить инерцию штампов толпы.

 Во-вторых, натюрморт должен отвечать своему названию "мертвая натура". Хотя я и так расширил понятие натюрморта. Для меня брошенная на улице бутылка может стать натюрмортом. Но человек никогда. Человек может напоминать вещь внешне. Но настоящий фотохудожник видит и то, что внутри. А человек, в каком бы состоянии он ни был, все равно является человеком. Он двусоставен - Божественная душа и тело. Но это уже особая тема для разговора.

 

Если бы у тебя была возможность выбирать как выражать себя в творчестве, если бы не надо было работать сторожем в бане, чтобы зарабатывать на жизнь, высвободили бы силы и время, чем бы ты занимался?

 Наверное, продолжал бы работать в жанре журнального репортажа.

 Я же проработал 5 лет штатным фотокорром в журнале СтройБизнесМаркет, а до этого  фотокорреспондентом в Комсомольской правде в Уфе.

 Но я и так занимаюсь тем, что меня вдохновляет.Сейчас практически готов проект , называется «Зима».  Выполнен в жанре газетно- журнального репоратажа. В контекст его вставлены наюрморты из проекта Натюрморт Ремининсценция и фото сделанные на  железных дорогах Петербурга.

 

В чем главная суть нового проекта?

 Проект сделан в контексте «Остановись, мгновение»...

 Суть внутреннее настроение Творца выразить в образах реальной жизни. В данном случае это железная дорога, люди, ждущие поезда. И кульминация – девушка с антикварным чемоданом, пытающася остановить поезд. Зритель сочувствует ей, потому что понимает, что сделать это не возможно.

 Эту роль, лучше сказать актерскую импровизацию создала – мой друг, актриса Анна Штейн. Я очень ей благодарен. Ее свободная импровизация вносит существенную часть в воплощение замысла проекта.

 Мне в последнее время начинает казаться, что театральное действие, работа актера в театре или кино может быть и в фотоисскустве тоже. Но эта мысль пока в стадии осмысления, пока ничего конкретного. Именно в этом проекте я начала осознавать, что фотографируя человека можно режиссировать.

 Каждый фотохудожник имеет своё виденье  фотографии. Например, Робер Дуано сказал, что у фотографии гораздо больше общего с поэзией, чем с живописью. А я вот пришел к мысли, что мое фотоискусство начинает незримо соединяться с режиссурой.

 

Ты часто говоришь о манипуляции действительностью...Но я не очень понимаю, что ты имеешь в виду?

 Я тоже пока не понимаю.

Иногда приходят мысли, но пока не сконкретизированы. Когда я вышел на железнодорожную станцию, наступил момент, когда пришло осмысление того, что в то время, когда я фотографирую определенные моменты - происходит манипуляция действительностью... Моей действительностью или действительностью объективной – я не знаю. Также как не знаю, а существует ли какая-то действительность, кроме моей. И если да  - то какая она.  Уже затем, когда снимки  готовы, я понял, что технически зафиксированные изображения можно ставить в другой контекст. Я расположил их в другой временной последовательности, чем они были сделаны. И на уровне интуиции почувствовал: «Вот оно! Так гармонично!»

Режиссер в обычной своей работе имеет дело с актерами. В фотографии я имею дело с объективной реальностью. Люди существуют в какой-то своей жизни...А я попадаю в какое то их пространство - то я имею дело с этим пространством. А потом фотографии на выходе – это словно паззлы мозаики, которые я складываю уже по-другому. Это и есть то, что я называю манипуляцией действительностью. И то, что очень сложно объяснить словами.

 

Александр, ты производишь впечатление своеобразного, но в целом очень гармоничного человека. А в своем пресс-релизе написал какие-то депрессивные вещи, что нас ждет апокалипсис...Как это все сочетается?

 Все религии мира – монотеистические,к примеру  Ислам и Христианство.- говорят все о конце света Наблюдая за сегодняшним временем приходишь к мысли, что конец света - объективная реальность.

Я не рассматриваю конец света как нечто трагическое. Жизнь человека не ограничивается земной жизнью. Наша земная жизнь - маленькая искорка. Когда умирает тело, то душа не умирает, а входит в другую жизнь.

 

Вижу у тебя диски с музыкой Шнитке… Тоже очень жизнеутверждающая музыка!

 Да. Шнитке мой любимый композитор. Особенно его концерт для альта с оркестром... Еще мне очень нравится малоизвестный Композитор Василий Лобанов с его концертом для виолончели с оркестром "2. Очень искренняя музыка. Чувствуется, что человек написал одним махом на вдохновении.

 

У тебя нет обиды по поводу того, что ты работаешь сторожем в бане? Не кажется, что творческие люди должны быть защищены, если не государством, то высшими силами?

 Обижаться не на что.Чтоб быть успешным, жить в особняках, надо было выбирать другой путь, например, идти в нефтяной институт. У каждого свой путь. Есть творцы, которые вполне успешны в материальном плане. Но большинство где-то зарабатывают деньги, а творчеством занимаются в качестве хобби. В одном журнале я прочел интервью известного в Америке фотографа, который считает, что в его стране своим творчеством зарабатывают деньги всего шесть фотографов. Остальные работают на заказ.

 Никто не обязан разделять творческие взгляды. Покупать то, что делают творцы.

 Видимо, творчество тех, кто не может зарабывать  деньги, не сориентировано на общественный вкус, вкус большинства. Или СМИ не освещают творчество тех или иных художников. Но это происходит постоянно на протяжении истории. Модильяни, Бах и множество других. Творчество Баха было бы забыто, если бы  его не возродил Феликс Мендельсон. Велимир Хлебников умер от голода, его нашли в одной из деревень. Так что у меня все не так плохо…

Идея моего проекта Санкт Андерграунд как раз и заключается в том, что, может быть, удастся открыть доступ к малоизвестным обществу творцам. Я открыт к общению со всеми, кому эта идея созвучна. И с заказчиками, и с творцами. И со всеми теми, кто выскажет свои идеи по поводу осуществления этого проекта. Пока я предполагаю проводить какие-то совместные выставки, освещать в журналах и в интернете творчество тех людей, которых я вижу как искренних и талантливых творцов.

Очень трудно заявить о своем творчестве, если ты делаешь его именно от души. А не ради заработка. Это сродни тому, чтобы выставить напоказ свою душу. Но творчество  - это дар Бога. И он дан для того, чтобы его отдавать людям…

Вспоминаю свои первые выставки… На первую пришло человек пятьдесят. На вторую даже меньше. Потому, что проходила она в библиотеке днем. И людям было просто неудобно то время, в которое эта выставка проходила. Но в другие дни люди пришли, и это было очень приятно. Что нашлись те, кому мое творчество созвучно, кто что-то открыл для себя.

Именно поэтому я делаю проект Санкт-Андерграунд. Нужно, чтоб люди знали малоизвестных, но талантливых творцов. Мне кажется, что можно выставить все, и единственный критерий  - что человек это делает искренне.

 

Возвращаясь к разговору о новой выставке, которая готовится…П очему именно Зима и Железная дорога?

 

Как я уже говорил, у художника мысли возникают сначала на уровне подсознания, потом конкретизируются. Я очень люблю творчество Бориса Гребенщикова. Одна из моих любимых песен Железнодорожная вода.

Сама идея выставки стучалась давно. И вот, в очередной раз, слушая песню железнодорожная вода, вдруг открылась какая-то дверца, я понял, какими средствами можно передать мой замысел. Форма подачи – железная дорога, поезда, уходящие вдаль, и люди, ждущие поезда. Вот поэтому Зима. Понятней не могу объяснить.

 

Как ты считаешь, реален ли твой проект Санкт-Андерграунд?

 Мне кажется, настоящие творцы имеют право делать то, что им нравится. И это талантливое творчество будет оценено или востребовано. Если его увидят! Потому что очень часто проекты лежат у человека «в столе» в течение длительного времени, никто их просто не видит.

 И это парадокс. Потому что заказчиков много. А по настоящему талантливых творческих людей мало. Поэтому, не сомневаюсь, что Санкт-Андерграунд реален. Вопрос только в том, скольким людям он будет созвучен. От этого будет зависеть его масштаб.

 

- Саша, давай еще вернемся к выставке «Натюрморт ресминисценция», а то я все галопом по Европам задаю вопросы, и тебя с толку сбиваю… Расскажи о ней подробнее.

 Идея возникла с того момента, как начал заниматься фотографией. Мне показалось, что понятие натюрморта можно расширить. Какие -то композиции я делал дома, расставляя предметы. Что -то на улице снимал…

Некоторые снимки сделаны на помойках. Для меня помойка - обратная сторона жизни… Так же как  красивые витрины Невского проспекта - это парадная сторона жизни. Так же помойка -  обратная сторона, кульминация, стоит только  зайти во двор – ты в другом мире. Перед тобой другая сторона жизни – все то, Что стало ненужным, невостребованным, но по-прежнему  несет отпечатки своих хозяев.

Например, в музыке Шнитке тоже отражена изнанка жизни. Он – новатор. Скрипки и виолончели часто звучат у него как бы с изнанки. Возьмем его фортепианный квинтет. В правильном исполнении, в том, как его задумал Шнитке – изнанка и шероховатость. Иногда современные исполнители пытаются это сгладить. Но друзья и соратники Шнитке сохраняют в своем исполнении изначальный замысел.

 

 - Саша, меня осенило, почему тебе нравится Шнитке. В твоих фото я тоже вижу некую недосказанность, шероховатость. Есть простор для воображения… В связи с этим я сейчас задам вопрос, который очень любят умники-журналисты вроде меня, но очень не любят творцы вроде тебя… Вот он, мой вопрос нон-грата! Я нахожусь в твоем пространстве, в комнате, где ты живешь, разговариваю с тобой и вижу несколько «компонентов» твоей жизни. Один - музыка - Шнитке и др. Другой - православие, вера. Третий – Петербург. Четвертый - общение с друзьями. Пятый - андерграунд (обстановка в твоей комнате, твоя работа сторожем в бане и твой проект). Может быть, еще что-то упустила?

 Ну, работал я не только в бане, но много работал, например,  на подворье Валаамского монастыря. Но мне это всегда было в радость, потому что по поводу веры ты права. Жития святых, святоотеческая литература и наконец свершение Божественной Литургии – целебное занятие для души всякого человека. В Вере в Бога я вижу главную основу и поддержку. Если под андерграундом ты имеешь в виду мою непритязательность к материальным условиям жизни – да, есть такое. Я немного не от мира сего. Мои творческие замыслы живут сами по себе. Для них не очень важно где и как я живу…

 Петербург – разумеется. Когда приехал сюда из Уфы, город сразу меня принял, дал мне работу, вдохновение. Петербург – это нечто совершенно особенное.

Друзья, безусловно, важны! Это созвучные мне люди.

 

- Расскажи немного подробнее о друзьях…

 Обычные люди. Что сказать - я даже не знаю. Актеры, художники. Люди, близкие по духу.  Один из моих друзей-  скульптор Иосиф Пушкарев, с которым мы знакомы около 30 лет.

 

- Саш, так вернемся еще к концу света? Почему все так плохо? Что в мире не так?

 

Проблемы  не в мире, а в самом человеке, в его поврежденной природе. Это не какое-то лично мое откровение. Православное Христианство  говорит, что человечество находится в поврежденном состоянии. Включая самых лучших людей… Сейчас в мире пытаются решать в основном, материальные проблемы. В то время как очевидно, что поврежденная материальная составляющая лишь следствие. Следствие нарушенных духовных законов… Нельзя исправить отражение в зеркале, надо делать что-то с тем, что отражается. Творческие люди, на мой взгляд, могут в какой-то степени созидать своим творчеством (и исцелять наш мир восстанавливая недостающую целостность), а могут разрушать … Потому мой проект Санкт-Андерграунд призван поддерживать первых.  Но следует помнить,  что не все, что выглядит пессимистичным, действует разрушающе. Грусть может быть светла! А то, что кажется гламурным и причесанным, навевать тоску и даже ужас… Ну что, сложилась картинка обо мне немного?

 

 - Да, немного сложилась! Можно сказать, ряд вопросов отпал сам собой. Остался всего один. Александр, так что – лучше пойти на компромисс или сторожем в баню?

- Нет никаких компромиссов. Как написано в Новом завете – что общего у света со тьмой… Либо ты творец, созидатель, либо нет! Потому однозначно лучше в баню!

 

 

 

 

 

 

 

[poll id="217" align="left"]