Все записи
11:25  /  6.11.18

559просмотров

Плати налоги как Иисус!

+T -
Поделиться:

   1 декабря истекает срок оплаты налога на имущество. Как тут не вспомнить о способах, которыми можно достать деньги на их уплату? Я задался вопросом: Как бы это сделал Иисус? 

   В этом рассказе Иисус - как главный борец с коррупцией в Римской провинции. Также поговорим о других вещах: о временах, когда нужно было бережно хранить символы язычников в храме и можно было насиловать девочек, если есть деньги и они очень понравились. О личных финансах Иисуса, некомпетентности в вопросах истории денег гениального Тициана, ряде крылатых выражений  и как мог бы потратить деньги Иуда сегодня.

   В этом мире наверно мало вещей, которые напоминают нам о временах, в которые жил Иисус или даже более ранних. К примеру, когда Авраам покупал участок земли для погребения своей любимой жены Сарры, он отвесил оговоренное количество серебра (Бытие 23:14—16). То есть, это действие происходило до обретения популярности монетами. Впоследствии в Библии упоминается, что дескать далекие египетские цари смешивают серебро и золото, получая деньги. Это явно про Лидию, где появились первые монеты в Европе, Африке и Ближнем Востоке и чеканились они из сплава электрум. 

   Получается, что мы добрались почти до середины Библии, и там впервые упоминаются монеты, которые только появились и, судя по сквозящей иронии писавших ее, неведомый и более стремный инструмент торговли и инвестиций чем, например, биткоин сейчас. Осознайте древность этого документа и сколько он всего повидал!

   Помимо удивления технологическому прогрессу устройство общества несомненно поразило бы Иисуса. Чтобы понять как далеко от нас те времена,  стоит лишь сказать, что если брать законы из Ветхого завета (Второзаконие, 22 глава) то человек, который изнасиловал бы девочку лет 14, а затем заплатил ее отцу выкуп в восемь миллионов рублей (50 сиклей) и женился на ней, оставался бы в глазах общества немного оступившимся человеком, гораздо менее виновным чем нынешние Кокорин-Мамаев, а если бы она не кричала, то и вовсе это сошло бы ему с рук, дескать была не против. Как вам такое, бастующие из-за харассмента сотрудники Google?

   Как в таком случае стоит относится к этой проблеме отцам, которым не кажется эта сделка «дочка=деньги и муж» выгодной? Лишь выдавать дочерей замуж еще раньше, ибо тогда насильника замужней девушки ждала смертная казнь. Похожие законы были и у других правителей, тут не стоит удивляться, просто время было другое. У того же Хаммурапи с принципом «талион» (око за око) в случае убийства чьей-то дочери равного по сословию человека, тот просто должен был подождать пока родится дочь обидчика, чтобы убить ее, сам обидчик при этом не подвергался казни.

   Мы достоверно не узнаем как к законам Ветхого завета относился Иисус, не знаем свидетелем каких вещей он становился и что влияло на его решения, какую пищу он предпочитал и одежду. Я искренне уверен, что он понимал архаичность этих старых законов, собственно поэтому он и провозгласил некую новую эпоху, это вытекает из его проповедей, но точно мы не знаем.  

   Как долго бы он адаптировался, оказавшись сегодня рядом с нами, как в песни Наутилуса Помпилиуса: «Мне снилось что Христос Воскрес»? Едва ли он увидел бы что-то знакомое из всего что вокруг. Пожалуй оказавшись в ситуации героя из песни помимо «вина в подъезде» (то есть в петербургской парадной) - я бы нашёл в своей коллекции что-то, что он точно видел. Мы можем быть уверены в том, что он видел эту монету и более того, она в какой-то мере преследовала его до самого Распятия.

 

   Это тетрадрахма Тира, Финикия. В Библии она упоминается трижды, каждый раз косвенно. Первый раз во время описания «чуда со статиром» Евангелия от Матфея (17: 24-27). Тогда, чтобы заплатить пошлину для прохода в городе Капернаум  Петру и Иисусу требовалось по 2 драхмы, на что Иисус сказал Петру поймать в озере рыбу и найти в ней монету в 4 драхмы (то есть тетрадрахму), чего им и хватило чтобы войти в город. Это первое упоминание монеты и единственное, где о ней говорится явно: одна монета в четыре драхмы, с высокой вероятностью местная (других там было очень мало) и не римский динарий. На мой взгляд, вне Библии, это чудо хорошо описано в книге Джона Мак-Артура «12 обыкновенных мужчин», он протестант-кальвинист и видимо когда ядерная феерия наконец случится, то «я конечно сразу в рай, а он не думаю, что тоже». 

   Второй раз монета упоминается косвенно, но это наверно самый примечательный эпизод, который больше всего повлиял на дальнейшее развитие сюжета Нового Завета. Это эпизод, где Иисус выгоняет из храма менял. Для человека мало знакомого с миром денег и финансовых махинаций может казаться не совсем ясным его такая жесткая реакция, дескать: «Ну, обменник стоял у церкви, там всякую валюту меняли, сейчас мало что ли их, ну в церкви стоял, святотатство конечно, но дальше что, как людям из-за рубежа деньги для жертвоприношений менять?»

   Дело в том, что в храме можно было расплачиваться только особыми монетами, вот этими самыми тетрадрахмами Тира, которые:

1) Между прочим, содержат языческие символы, в частности изображение местной инкарнации Геракла (Мелькарта), а также орла - символ династии Птолемеев, которого, кстати, первым поместил на свою монету Птолемей Сотер, что переводится на греческий как «Спаситель». Вот такая неожиданная параллель.

2) И то, что этими деньгами расплачиваются в Господнем храме ещё полбеды, тут же их вдобавок и чеканят. Со всеми старыми языческими символами. Понтий Пилат получил право вновь чеканить только мелкую медную монету - «прут», ту самую «скромную лепту вдовы», которая была дороже жертвы богачей для Иисуса в одной из притч и подарила нам выражение «вносить свою лепту». 

3) Иудея, недавно завоёвана римлянами, что составляет во всей этой истории дополнительное унижение для народа, который избран Богом, освобожден Киром и уж точно не должен платить налоги римлянам.

   И это все - лишь верхушка айсберга. Предприимчивая администрация строила на этом по нынешнем курсам миллиардный (в рублях) бизнес. Светскими римскими монетами купить жертвенных животных было нельзя и принести с собой их было невозможно из-за специальных препонов, типа местного Санэпидемконтроля и т.п. Далее деньги менялись по курсу в 2,5 раза меньшему чем реальный, например, в других городах Средиземноморья, а жертвенные животные продавались ещё в два раза дороже. Несветские деньги оставались в храме и чеканились тоже только в храме. Мы имеем безотходное производство денег из воздуха еще и не облагаемое Римом налогом ввиду как бы неочевидности для них прибыльности. Фактически, посетители храмов, этот, можно сказать церковный налог, переплачивали в 5 раз, а за одну Пасху зарабатывали до 5-7 миллионов долларов на сегодняшние деньги.

   Многие предполагают, что вряд ли бы Иисус мог додуматься до этой схемы ввиду недостатка образования, но его поступки и проповеди говорят о его выдающихся умственных способностях, а еще у него в компании апостолов был бывший налоговик, сын олигарха и два гражданина Рима, то есть было кому подсказать. 

   Теперь вы понимаете праведный гнев, когда в храме Его Отца творят такой наглый богохульственный антинародный развод, прикрываясь Его именем? Фактически, с учетом неуплаты налогов с этих операций в казну Рима, в данном случае интересы Рима и Иисуса в разгоне этой шайки совпадали, но тут были политические нюансы. 

    Едва ли Пилат был не в курсе, видимо он закрывал глаза на махинации в обмен на благосклонность церкви и облегчения ими контроля над вверенной территорией, хотя после событий Распятия, большую часть заработанных таким образом денег он просто конфисковал.

    Священники, которых осуждал Иисус, тоже не сидели сложа руки, стремясь Его дискредитировать, и провели неудачную провокацию с динарием Тиберия. Фарисеи решили задать Иисусу задачу в жанре парадокса: Нужно ли платить налоги кесарю и как это следует делать? Любой ответ в данном случае был бы неверен, сказать «да» значит лишиться поддержки патриотически настроенных жителей Иудеи и признать идолов на римской монете, сказать «нет» - быть обвиненным в государственной измене против Рима. Сам сюжет очень хорошо изображен на картине Тициана «Динарий кесаря» ниже, посмотрите на мимику героев картины, а вот как эпизод описан:

«Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли». Евангелие от Матфея (22,15-22)

    Попросив ее показать Иисус указал на то, что несмотря на языческие символы фарисеи спокойно носят ее с собой и более того берегут как любые деньги, тем самым уже нарушая религиозные законы. Сам Он при этом ее в руки не взял, спросив, что на ней написано. Этим Иисус подчеркнул, что если и держал когда то в руках эту монету, то не предавал значения языческим надписям и письменам. А своей фразой Иисус подчеркнул, что земные дела и отношения с правителями не стоит смешивать с духовными, если правители рисуют себя на монетах, либо своих идолов, это не делает их использование в мирских делах большим грехом.

   С очень высокой вероятностью речь идет о монете Тиберия, где изображен он и его мать в образе Богини. Отчеканили их достаточно много и приобрести сейчас такое чудо можно за 15-25 тысяч рублей в зависимости от состояния. Тициан скорее всего эту монету никогда в жизни не видел, у него изображена, судя по размерам, древнегреческая тетрадрахма. Вот такой прокол от гения.

 

https://www.wikiart.org/en/titian/the-tribute-money-1516

Titian «Tribute money»

 

   Фарисеям не оставалось ничего иного, как подкупить Иуду Искариота, который, кстати, отвечал за деньги и носил ящик для подаяний, и не трудно угадать какими деньгам они с ним расплатились. Теми же тирскими тетрадрахмами из храмовой казны, тут-то они встречаются третий раз. При этом очевидна художественная параллель с упоминавшимся мной в начале Второзаконием, где за гибель раба полагалось платить хозяину 30 серебрянников, ровно столько сколько получил Иуда за Сына Божьего. Понтий Пилат же умыл руки пред толпой, сказав: «Невиновен я в смерти праведника вашего» и подарив нам еще одно распространенное крылатое выражение.

    Что же мог бы купить Иуда на вырученные деньги? Многие журналисты приводят не совсем верные расчеты и выходит как будто это не так уж и много. Возникло устойчивое мнение, что Иуда продал Христа за какие-то копейки. На самом деле это была внушительная сумма, особенно если бы Иуда решил потратить эти деньги в Александрии, где курс был в 2,5 раза выше - на нынешние деньги он выручил бы примерно 100 тысяч евро. Достаточно существенная сумма, но как известно, после его смерти на эти деньги купили землю в пределах города для погребения странников. Купили ее у горшечника, тем самым сбылось предсказание Иеремея: «взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь» (Мф. 27:3–10). Земля называется Акелдама - «земля крови», в 4 веке Онуфрий Великий пришел сюда и отмолил всех странников погребенных здесь. Иуда же, как следует из библейского описания, оказался неприкаянным между раем и адом - на земле.