Все записи
20:27  /  10.02.19

425просмотров

Проза за скобками сказки. Восток. Времена Пророка

+T -
Поделиться:

«Во имя  Аллаха Милостивого и Милосердного.

 От Мухаммеда, пророка Аллаха, Кисре, великому 

правителю Персов. Мир ему, тому кто ищет правду

и выражает веру в Аллаха и Его  Пророков , а также

признает, что нет бога кроме Аллаха и он единственный

 Бог, а Мухаммад Его слуга и Пророк. По велению Аллаха

 я приглашаю тебя к Нему. Он послал Меня вести за собой всех 

людей, чтобы Я мог предупредить их о Его воле и огласить 

неверующим требование. Прими Ислам и ты останешься в 

безопасности в этой жизни и следующей. А если ты не 

примешь Ислам, то ты  будешь отвечать за грехи маги.»

 Письмо Пророка Мухаммеда Хосрову Второму

 Ранее я писал о монете, которую точно видел Иисус, а апостол Петр и Иуда держали в руках. Сегодняшняя монета не менее интересна. С нее началась история правления легендарного человека, следы которого остались на всем Востоке, в Нигерии и Иерусалиме, но я узнал о нем гуляя по Каменноостровскому проспекту в Петербурге; его призвал Сам Аллах и ему писал письмо Пророк. Он породил традицию многих мужчин-мусульман, хотя мусульманином не был; он носил одежду епископа, был женат на христианке и бережно хранил крест на котором был распят Иисус, но казнил переходивших из своей веры в христианство; колдун из нигерийских легенд и герой произведений Омара Хаяма и сказок «Тысячи и одной ночи», а ведь всего этого могло бы не быть, если бы один хитрый бунтовщик не стал чеканить такую же монету как эта:

 

 Это дирхам Хосрова Второго Парвиза. С одной стороны изображён собственно он, с другой символ зороастризма - «вечный негасимый огонь».

 В Санкт-Петербурге в сквере на Каменноостровском проспекте есть памятники Низами Гянджеви, пожалуй самому известному поэту с территории нынешнего Азербайджана. Когда я увидел этот памятник, я решил ознакомиться с его произведениями. Первая его поэма, которую я прочитал была «Хосров и Ширин», средневековая «Ромео и Джульетта», я не буду вдаваться в подробности, лишь отмечу что там Хосров естественно идеализирован. Каким же Хосров на самом деле запомнился историкам и в многочисленных легендах?

 Начало его правления пришлось на междоусобицу, бунтовщик Бахрам, чтобы рассорить правителя отца с сыном Хосровом пошёл на хитрость:

 «принялся чеканить дирхемы с изображением Кисры Абарвиза (то есть Хосрова II Парвиза), сына царя, его портретом и именем. Выбил он для него (Кисры) десять тысяч дирхемов и распорядился дирхемами: тайно они были перевезены, достигли Мадаина (Ктесифона) и распространились среди населения. Стало об этом известно царю Хормузу (Ормизду), и он не усомнился в том, что это его сын Кисра покушается на царствование, и что именно он приказал выбить эти дирхемы.»

Громов Алекс Бертран "Персия. История неоткрытой страны."

Чеканка собственной монеты в то время могла означать лишь одно, чеканящий не признает над собой власти, и соответственно объявляет себя правителем, так делали те же бунтовщики, естественно отец моментально выступил против сына. Сыну нужна была поддержка в борьбе с отцом, и Византия ее ему оказала,но в обмен на женитьбу на отнюдь не христианке Ширин, а Марьям, дочери византийского царя.

 Едва ли эта свадьба еще на одной жене сильно вносила разлад в личную жизнь Хосрова и Ширин, у Хосрова и так был гарем на 3 000 наложниц и единственным преимуществом жен было то, что их он видимо всегда узнавал в лицо и помнил по именам. Собственно в ряде сказок «Тысячи и одной ночи» Ширин упоминается не в радужном цвете, а как хитрая и жадная женщина, а Хосров как сластолюбец. У Низами тактично говорится, что отец Хосрова умер, но умереть ему помог брат, который возвел на престол племянника Хосрова. Едва ли тот сильно был против, а по некоторым версиям - сам приказал казнить своего отца, как и некоторых дядюшек позднее. Тем не менее, сын от Ширин - Марданшах (переводится «Герой-правитель») был любимым сыном Хосрова и он постоянно повторял, что именно тот будет править. Марьям и ее сыну Каваду нет места в романтических рассказах о любви Хосрова и Ширин, но они возьмут свое в прозе жизни.

 Хосров сверг отца и расправился с бунтовщиком, выплатив щедрую благодарность византийцам за поддержку. Оставаясь «маги» и строя зороастрийские храмы, он носил подаренный ему византийским правителем костюм епископа с крестами, а его жены оставались христианками, что не могло радовать знать. Широко известен его ответ на претензию о низком происхождение и христианской вере Ширин, когда он вылил из сосуда теплую кровь (запретное питье у зороастрийцев) и налил туда вино, спросив стал ли теперь сосуд греховным? 

 Тем не менее несмотря на послабления для христиан, Хосров оставался в своей вере и казнил переходящих в христианство, да и отношения с Византией были переменчивы. Однажды, после очередного поражения, ему со своим разбитым войском пришлось отступить на территорию Эфиопии и Нигерии, где он породил множество легенд о себе среди местных племен, многие из которых мало известны за пределами Африки, но они слишком эпичны, чтобы их не упомянуть:

 

Например, в Королевстве Бурга жил правитель-колдун (это же Африка, тут по легенде каждый правитель колдун) Косру (это наш Хосров) и ему было предсказано, что от мужчины который останется в его городе в определенный день будет зачат мальчик (этот сюжет нигерийские рассказчики подсмотрели в библейской истории про Ирода, но тут все не так брутально), который свергнет его и его вера будет правильной, на что Косру приказал всем мужчинам в этот день покинуть город. Всем кроме мужа своей дочери Аминату, который по версии этой нигерийской легенды и стал отцом Пророка Мухаммеда, то бишь по нигерийским легендам Хосров и Пророк Мухаммед дед и внук, что конечно же не так. Далее Хосров долго боролся со своим внуком , его слуги гнались за Пророком и он дошёл до огромного баобаба (это тоже отчасти божественное дерево в африканских культурах, как терновый куст в христианстве) ветви которого развернулись перед нападавшими на Пророка и стали его защищать, и тогда только царь понял, что Мухаммед истинный пророк.

 Естественно это лишь нигерийская легенда, в отличии от реальной истории ниже, повлиявшей в дальнейшем на всех мусульман. Речь идет о письме, которое я вынес в эпиграф, его Пророк Мухаммад написал Хосрову, приведу его ниже еще раз:

 «Во имя  Аллаха Милостивого и Милосердного.

 От Мухаммеда, пророка Аллаха, Кисре, великому

правителю Персов. Мир ему, тому кто ищет правду

и выражает веру в Аллаха и Его  Пророков , а также

признает, что нет бога кроме Аллаха и он единственный

 Бог, а Мухаммед Его слуга и Пророк. По велению Аллаха

 я приглашаю тебя к Нему. Он послал Меня вести за собой всех 

людей, чтобы Я мог предупредить их о Его воле и огласить 

неверующим требование. Прими Ислам и ты останешься в 

безопасности в этой жизни и следующей. А если ты не 

примешь Ислам, то ты  будешь отвечать за грехи маги.»

Хосров на письмо ответил посланникам Пророка следующее: «Жалкий раб пишет свое имя впереди моего, как он смеет».  Еще больше, если верить Омару Хайям, Хосрова разозлило отсутствие печати на письме, что ему показалось дополнительным проявлением неуважения - Хосров тут же приказал повесить послов Мухаммеда. 

 С тех пор  Пророк стал носить на мизинце кольцо с печатью, на котором было написано: «Мухаммед - посланник Аллаха». Носить кольцо стало традицией для многих мужчин мусульман. Кольцо должно быть из серебра, а различными ответвлениями Ислама даже трактуется правильный максимальный вес кольца, кажется, не больше 4,25 грамм. 

 Философские размышления о религии Хосрову наверняка было бы удобнее всего проводить в своей сокровищнице, рассматривая тот самый крест, на котором был распят Христос, он в сокровищнице Хосрова задержался аж на 14 лет и только потом был возвращен в Византию. Сейчас он разделен, его частицы хранятся у всех церквей мира, но наибольшая часть в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.

 Чувствуете масштаб? Удивительный человек, жил между православием и зороастризмом, видел зарождение Ислама, держал крест Иисуса, читал письма от Пророка Мухаммеда, слыл колдуном у африканцев, стал героем романтических поэм и сказок. Как же закончился его путь?

 В целом он правил 37 лет, для сравнения его тезка Кей-Хосров Второй, подаривший Ирану шахский герб с львом и солнцем продержался всего 10, то есть это безусловно заявка на рекорд, но путь его закончился скорбно. 

 Его нелюбимый сын Кавад пришёл к власти после ряда военных поражений отца. Заключил мир с Византией и запер отца в его сокровищнице, где недавно был крест Иисуса и где Хосров проводил время, изучая свое богатство и редкости. Кавад морил отца голодом, сказав что тот может есть золото и другие ценности сокровищницы. Кавад пытал его пять дней, затем привел в сокровищницу всех своих 20 братьев, убив каждого на глазах отца, начиная с любимого Марданшаха, а под конец, медленно продлевая мучения, расстрелял Хосрова стрелами, как святого Себастьяна.

 Убив детей и мужа Ширин, Кавад решил, что самое время предложить вдове своего отца пожениться. В ответ на это Ширин действительно покончила с собой на могиле Хосрова, как описано у Низами. Но от большой ли любви к нему? Или от горя женщины, потерявшей всех детей, все-все что у нее было?