Все записи
11:44  /  24.09.19

887просмотров

Заложники Изумрудного города или почему современная Дороти не вернётся в Канзас

+T -
Поделиться:

 

В «Волшебнике Изумрудного города» все жители города носили зеленые очки, собственно поэтому город и казался им изумрудным, а чтобы жители не могли снять очки - на них были замочки. Радужный мир Instagram и YouTube благо справляется без таких ограничений, ведь Оз был циркачом—обманщиком не по призванию, а по случайности.

С тех пор как сериалы и реалити-шоу приобрели некоторую пресность, на потеху публике вышел новый жанр, который помимо сюжетной линии еще и дает нечто большее: обратную связь, возможность участвовать в жизни героев, задавать свои вопросы и писать свое мнение в комментариях, а также возможность встретить своих кумиров на улице. Согласитесь, Ева Лонгория из «Отчаянных домохозяек» вряд ли лайкнет ваше фото за то, что вы подпишитесь на десять профилей в Instagram или разыграет авто - и это ее ошибка.

Восемьдесят процентов пользователей Youtube и Instagram до 35 лет и это приговор рынку сериалов, мы видим зарождение нового жанра, где искусственные сценарии «блогов о жизни реальных людей» скоро станут почти повсеместными.

Инстаграм появился в 2011 году и дал путевку в жизнь пошатнувшемуся в годы кризиса рынку товаров демонстративного потребления. Он позволил «выходить в свет» с помощью айфона и в любое удобное пользователю время, демонстрируя свои достоинства на неограниченную пространством аудиторию.

Нынешние герои - блогеры имеют колоссальное преимущество над неуклюжими героями старого мира сериалов - они реально живые и на расстоянии комментария, что формирует чувство причастности. Этот уютный мир доступен каждому из нуждающихся в кумирах, да и не только кумирах, а просто в обсуждении чьей-то другой жизни, где в отличии от унылого серого Канзаса хоть что то происходит. Стоит только надеть изумрудные очки или скачать приложение и вот: современную Дороти уже уносит ураган, главное не потерять в нем песика Тотошку, он ещё пригодится для селфи.

Одну из моих любимых сказок обычно читают в раннем возрасте и все сочувствие детей направлено в сторону Дороти, но что насчет Оза? Ведь его жизнь гораздо трагичнее, он случайно оказался в неведомой стране, где ему приходится постоянно и изобретательно изображать того, кем он не является, чтобы не быть разоблаченным.

Хлое Кардашьян в интервью Good Morning America назвала одно приложение в Apple Store «меняющим жизнь» и это не онлайн-библиотека и не приложение по помощи бездомным животным или голодным детям, это даже не «Убер», «Вотсап» или «Букинг» - это Facetune, приложение для ретуши «селфи». Facetune, реклама которого говорит о том, что если «ваши друзья выглядят на фото в Инстаграме так хорошо, то это скорее всего Facetune», самое продаваемое приложение 2016 года и самое скачиваемое 2017, а сейчас находится в Топ 9 приложений.

И это только внешность, а ведь внешность это лишь часть образа. Чтобы Дороти и прочие считали волшебника великим, он должен выдавать много другого контента: от искрометных шуток и разыгрываемого спектакля идеального человека до роскоши, вытянутой из последних сил, и постоянной провокации в зависимости от направления блога, такова жертва на алтарь обожания манчкинов, жителей Страны Оз, а в переводе «жевунов».

При этом блогер должен оставаться «живым» и реагировать на события внешнего мира, что волнуют аудиторию, а также отвечать на выпады блогеров-конкурентов в отсутствии этих событий, что приводит к тому, что однажды он таки выскажет неосторожное и поспешное суждение, а интернет-«жевуны» будут ему потом долго вспоминать его ошибку.

Проблема заключается в том, что создавая иллюзии из транслируемой таким как Дороти картины мира, блогеры значительно ее приукрашивают, и все больше повышают ставки, делая все более недостижимыми свои же стандарты. Блогер, пишущий про заработок и, предположим, заработавший миллион долларов, должен показать результат еще лучше, чтобы впечатлить своих последователей. Но как если и этот результат за гранью возможностей и сопряжен с откровенным везением?

Это приводит к необходимости либо терять аудиторию, либо идти на обман и подлог, тем более что у него всегда найдутся конкуренты, которые не будут стесняться и придумают себе столько, сколько надо будет их аудитории. У большинства же блогеров- бизнесменов схемы баснословных заработков вообще выглядят необъяснимыми и сомнительными с самого начала, и расследованиями их заработков явно стоит заниматься не в рамках гражданских расследований.

Посмотрите на сколько блекло в плане пафосной мишуры выглядит один известный дельный блог реального миллиардера, разбогатевшего на продаже алкоголя, и какие яркие лакшери картинки в youtube-блогах неизвестных до этого никому мальчишек.

Кстати, древнейшим человеком, радовавшимся напоказ своим несметным богатствам, был Крез. К сожалению в Сардах 5 века до н.э. была беда с интернетом, поэтому чтобы показать свои сокровища ему приходилось ждать, когда кто-то забредёт в те края, одним из таких был древнегреческий философ Солон.

Когда же царь продемонстрировал свою сокровищницу и спросил не знает ли Солон кого- нибудь счастливее него, тот вместо напрашивавшегося ответа, начал толкать имена каких-то фуфловых мертвецов греков, заявив дескать, что неясно счастлив был человек, пока он не умер, лишь смерть подводит итог. Крез наверняка посмотрел на Солона как блогер-стотысячник на надоедливого фолловера, но ничего не сказал.

Конец самого Креза, кстати, достоверно неизвестен, но вероятнее всего его сожгли заживо на костре после поражения от Кира, который и забрал все его богатство.

Что же еще приходится симулировать помимо роскоши? Милые пары блогеров больше на могут ругаться с друг другом, лакшери-гуру не могут летать экономом, а веселым вайнерам не может быть грустно.

В эпоху сториз, телефонов с камерами и голодных до сенсации жевунов, им безопаснее вообще не выходить из комнаты, оставаться за ширмой в комнатах своих дворцов реальных и мнимых, как делал Оз, подкрепляя деградирующую с утратой контроля реальную жизнь, различными веселящими напитками и веществами.

Лейтмотив всей оригинальной сказки в том, что как бы не был прекрасен мир страны Оз, Дороти всеми силами спешит вернуться к тете и дяде в унылый и серый Канзас, потому что это «их дом, а у них не принято уезжать от родных».

Современная же Дороти не спешила бы обратно в Канзас, хотя бы чтобы подольше носить серебрянные туфельки, как у одной из волшебниц. И пусть со временем туфельки сносятся, серебро поблекнет и стразы начнут выпадать из них, всегда будут программы, где их можно подретушировать, главное не столкнуться с фолловерами в реальной жизни.