Все записи
16:47  /  30.06.20

588просмотров

Почему топ-инстаграмщицы устают не меньше рабочих

+T -
Поделиться:

"Хороший бизнес - лучшее искусство"

Энди Уорхол

   Художественный критик Луи Воксель, увидев картины Анри Матисса и его единомышленников назвал их «оргией цветов», а самих художников «дикими зверями» (fauve), что дало название всему направлению в искусстве - «фовизм». 

    Среди большого количества поколения «зумеров», которые не помнят мир без интернета и  цветных экранов, давно есть профессия, которая отвечала бы их желаниям и устремлениям - это блогерство. При этом со стороны старшего поколения часто можно услышать упреки и осуждение подобного выбора, как когда-то осуждали «Олимпию» Эдуарда Мане или «дикого зверя» Матисса. Почему они популярны? Зачем пытаться быть как они? Почему они столько зарабатывают? В этом нет ничего удивительного, а на все вопросы у меня есть ответ. Блогеры и инстаграмщицы - это художники современности и они творят современное искусство. Хорошо это или плохо - вопрос вторичный. Очевидно иное, ряд наших современников инстаграмщиц и ютюберов несомненно войдут в историю искусства. Тут не стоит удивляться, искусство давно породнилось с музыкой, архитектурой, кино и даже дизайном промышленных товаров. Тот же «дикий зверь» Матисс, а также Пикассо (этот не без влияния своей возлюбленной русской балерины), Миро и Бенуа отрисовывали костюмы  для балета Дягилева. Глупо было бы не ожидать подобного марьяжа с медиа, благо современные блогеры представляют все до ныне известные направления в искусстве.

    При этом как и любое искусство - блогерство беспощадно и там действуют давние, хорошо знакомые людям многих профессий законы. Пожалуй специально для молодых людей мечтающих о подобных профессиях и мало знакомых с историей искусства, я постараюсь их пояснить. 

   И так, легко ли быть рыцаршей айфона и хранителем света Youtube? И так уж ли далек современный мир от правил старших поколений художников?

   Ценность первичной идеи и важность информационной диеты. Рискну предположить, что в недалеком будущем пособия по информационной диете обретут большую популярность, чем по обычной, так как задача похудения станет значительно примитивнее задачи избавления от излишнего информационного давления. 

    Сам же навык фильтрации и уменьшения потока информации несомненно будет преподаваться в школах и университетах под названием, например, «Контроль объема информационных потоков». Особенно это важно для художников, в том числе инстаграмщиц и блогеров,  так как основной поток информации - это вторичный контент и этот контент ничтожен. Почти любой из нас может нарисовать «Черный квадрат» Малевича, если он не подвержен какому-либо значимому увечию или не сильно пьян. Но едва ли наши потуги породят подобную известность и аукционную цену.

    В основе любого искусства как минимум со времен импрессионизма однозначно лежит идея, даже исполнение уже вторично. Поэтому любой кто идет по уже имеющемуся пути и не свернет на нужном повороте - обречен на неудачу, либо на незначительный успех, имеющий мало общего с искусством. Множество художников всех веков рисовали собак, жен и детей малоизвестных дворян. Наверняка им неплохо платили, некоторым уж побольше того же Ван Гога, но достоянием человечества все это не стало. Также блогер или инстаграмщица с помощью вторичного контента может и получит колонку или патчи для глаз в подарок от сжалившегося рекламодателя, но то ли это к чему он стремился? Тут-то и начинает действовать другой закон, беспощадный к 95% всех деятелей искусства - проблема сверх-платы.

    Проблема сверх-платы. У экономистов есть интересная теория предельной полезности. Проще всего обьяснить ее тем наблюдением, что человек который получил десять миллионов долларов, счастливее того, кто имея сто миллионов долларов получил миллиард. Человек же получивший вместо миллиарда долларов сто миллиардов едва ли сильно качественно изменит свою жизнь, исключительно потешит самолюбие.

    У этой теории есть обратный эффект - лучшие достигают сверх-платы, в то время как их маржинальная полезность ненамного выше прочих. В то время как те, кто пусть и ненамного, но хуже - обречены на значительно худшие условия или даже гибель. Много ли вы знаете поисковиков кроме Google или российского Яндекс? Часто ими пользуетесь? Основное поток тех же автообзоров приходится на 5-6 блогеров и их все прекрасно знают по именам. Хотя другой поисковик наверняка с таким же успехом нашел бы, например, эту статью, а я с определенной подготовкой тоже рассказал бы про любую машину, возможно даже весьма интересно. Недотягивающие по каким-то причинам блогеры попадают в классическую ситуацию «догоняющего», не создавая ничего нового, они должны тратить столько же времени, сил и денег сколько «убегающий» при нулевом или близком к нему эффекте. Тут надо либо иметь существенный задел финансовый прочности и значительно более высокий профессиональный уровень, либо вовремя свернуть, изменив правило игры. Забавно, но у рэперов есть выражение характеризующее этот прием в музыке - «перевернуть игру». На мой взгляд, оно наиболее точное.

    Зависимость от образа. Гоген в своих картинах поднимал вопросы грубой колонизации Западом девственных уголков природы с их наивными аборигенами, параллельно награждая доверчивых таитянок привезенным из Франции сифилисом. Едва ли современный блогер может сильно противоречить своему образу и поступать, в свободное от выставок/салонов или «прямых эфиров»/«запилов фоток» время, как Гоген. Он заложник образа. Как актер театра в бесконечном спектакле и как только он хоть немного сойдет с пути примерной семьи, смешного комика или отвязанного хулигана - его публика не простит ему потерю «трушности», моментально закопав его. 

    Это очень забавный момент, хотелось бы заострить на нем внимание, ведь искусство движется по спирали. Сначала художник обслуживал зрителя, создавая приятные глазу и ясные образы с очевидными мыслями и посылами, потом зритель обслуживал художника, пытаясь понять простые, но наполненные смыслом фигуры того же Малевича. Теперь же художник вынужден отдавать не только плоды своего творчества зрителю, свой инстаграм или Ютюб-канал, он вынужден жертвовать свою жизнь на потеху зрителю, оставляя личное в потаенных уголках комнат квартир и домов, куда не доберутся случайные камеры смартфонов, оказавшихся поблизости поклонников или недоброжелателей. Это поистине главная contra среди многих pro подобной профессии и многие еще не осознают ее. Человек слишком мало прожил в эпоху публичности, а юный возраст большинства популярных блогеров не позволяет им понять важность запроса на анонимность и приватность. Куда же искусство двинется дальше? Думаю в сторону художников, но с долей фарса. Предвижу блогеров, которые будут вести эфиры на выдуманном ими языке как стихи Крученных или просто молчать в прямом эфире, одевшись в черное, а-ля Малевич стайл. Просто общество пока к этому не готово, но это время не за горами. Вообще российское искусство повторяет путь столетней давности и та эпоха находит очень много параллелей. Одна из моих любимых - это идея о постройке высокой башни на севере Петрограда, которая была бы выше Эйфелевой и символом успехов государства в строительстве. Многие ведь подумали о башне Газпрома Лахта центр? О чем вы? Я же о проекте Башни Татлина, «Памятнике Третьему интернационалу!» Лахта центр, кстати, получился выше Башни Татлина, тот мечтал о 400 метров, а не о 462.

   Кризис воли и хроническая усталость. Ученые из области поведенческой экономики проводили интересный эксперимент. Рой Баумейстер стал знаменит благодаря интересному эксперименту, который он описал в том числе в своей книге «Сила воли». Суть его сводится к тому, что двум голодным группам испытуемых давали заведомо не решаемую задачу, но до ее выполнения одна группа находилась в комнате с шоколадным печением, которое нельзя было есть, а другая в пустой. Те люди которые до этого боролись с искушением полакомиться шоколадным печением сдавались значительно быстрее. В целом ряд экспериментов проводимых авторов подтверждает, что человеческая сила воли исчерпываемый ресурс. При этом ежедневно она расходуется не только на борьбу с соблазнами, но и на принятие незначительных решений: «что надеть? что приготовить? какой дорогой пойти/поехать на работу?»  и т.д. Получается, что у людей с четким распорядком и выработанными шаблонами поведения остается значительно больше сил на творчество и больше воли на осуществление задуманного, но может ли позволить себе такой неинтересный шаблонный контент блогер в силу профессии?

    Иллюзия свободы. Многие блогеры подвержены иллюзии, что они свободны. Действительно, возможность создавать шок-контент, а такж значительные материальные ресурсы дают такую иллюзию. На самом деле в своем большинстве - это кооптация. Знаете какой самый эффективный способ борьбы с левыми идеями и популярностью Че Гевары придумало капиталистическое общество? Печатать его на всех футболках и кружках! Когда футболки с Че Геварой начали носить американские туристы, а его изображения набивать на тело миллионеры-футболисты, вот тогда Че Гевара умер, а не когда-то в Боливии. 

   Люди которые смотрят безумно популярный Casa de Papel (Бумажный дом) и покупают футболки или чехлы с именами его героев, едва ли будут вникать в тонкости денежной эмиссии и причинах почему возникает неравенство, они скорее будут грезить об удачном и изящном ограблении банка, что собственно и требовалось. Думаете почему борьба с пьянством дальше официоза не заходит? Потому что пьянство, а во многих странах Евросоюза теперь еще и употребление марихуаны, это наиболее безопасная для государства форма девиантного поведения.

    Тихий алкоголик или наркоман - это мечта для многих политических сил настроенных на стабилизацию и сохранение статус кво. При этом опьяненный человек себя ощущает свободным, но это иллюзия свободы, та свобода которая привела Поллока на роковую встречу с деревом в аварии. 

   Также и блогеру кажется, что он пропагандирует ценности в которые истинно верит и он абсолютно свободен. Безусловно иногда верит, но возможно их ему грамотно навязали. Ювелирная работа с избранными, чтобы они уже влияли как нужно на остальные массы - это пожалуй визитная карточка и современного маркетинга (работа с лидерами мнений), и политиков. Нынешнее «все разрешено» - это лишь способ дойти до личных настроек, чтобы человек оттолкнувшись от заложенного в нем генетически опыта САМ захотел больше несвободы и запретов. 

   После Революции 1917 года среди коммунистов неформально поощрялся гомосексуализм и было большое количество открытых гомосексуалистов, приветствовалась полигамия, в некоторых местах принудительная, когда нельзя было отказать потенциальному половому партнеру «правильного» классового происхождения, ну плюс коммуны и все такое. Прошло десять лет и появился Сталин, а все что было до быстро закончилось. 

   Сейчас в мире, и в России обстановка становится очень даже похожей. Думаете нынешние организаторы международной политической повестки не учли этот опыт? Это простой пример того, как люди думают что двигают мир к свободе, создавая «свободные от полицейских территорий» в тех же США, а на самом деле лишь приближают эпоху тоталитаризма и большего числа запретов. Все таки провокация - великий инструмент. Ах да, чуть не забыл, многочисленные блогеры с дорогими автомобилями и рассказами о легких заработках и красивой жизни, 15% налогом НДФЛ (и это, видимо, для начала) обеспеченные россияне обязаны преимущественно вам.

    Как видите путь топ-инстаграмщицы и ютюбера на вершину нелегок и полон ошибок. Поэтому, взрослые - не осуждайте девушек и парней из Инстаграма, пожмите их мозолистые от натирания экранов большие пальцы - перед вами уставшие деятели искусства, а молодым же советую подойти к этой профессии взвешено, с учетом указанных нюансов, выбирайте задачу по силам. Если не уверены в успехе - занимайтесь параллельно чем-то другим. Например, устройтесь на госслужбу, вот Руссо был таможенником, а тоже стал известным художником, при том, что работать в таможне - это не ошибка!