Все записи
12:07  /  19.11.13

14499просмотров

Они могут сами?

+T -
Поделиться:

У нас дома уже сутки идет Эксперимент Самостоятельности. 10-летняя Саша учится сама следить за своими обязанностями и вещами, а я – поменьше ее контролировать. Пока что все это очень напоминает стихотворение «Старуха, дверь закрой». Я скрепя сердце наблюдаю, как детская с поразительной скоростью зарастает разбросанными колготками, тетрадками по английскому, упавшими на пол покрывалами – и молчу. А у Саши на душе весна! Праздник непослушания. Вчера она спросила: «И что, даже в кровать вечером не будешь меня загонять?? Вот кру-у-уто».

А вот из-за чего все это началось.

В прошлую пятницу Саша уехала ночевать к подруге Маше. Утром Машин папа повез обеих на занятия музыкой, и Саша прислала мне из дороги смс о том, что Маша забыла учебник по сольфеджио, и они за ним возвращаются.

Через некоторое время мама Маши Марина написала мне в ФБ, что так дальше жить нельзя, что Маша – безответственна и несобрана, и вообще ни к чему в жизни не стремится (Маше – 8). «Да-да, - подхватила я. – У нас то же самое!» Я, например, недавно обнаружила, что Саша не знает, в котором часу отходит ее школьный автобус – ну потому что я сама вовремя выталкиваю ее из дома, сама довожу до остановки и сама завожу в автобус (Саше – 10, она учится в 4-м классе), а если я, проработав до утра, не слышу будильника и просыпаю, то в школу мы не попадаем, потому что для Саши будильник – это какая-то прикольная функция мобильного телефона, которой она по назначению никогда не пользуется. Мы повспоминали с Мариной, как в детстве сами варили себе яйца и уходили в школу, сами ездили в музыкалку на автобусе, сами готовили что-нибудь на ужин к приходу родителей. Я, правда, предположила, что, возможно, несамостоятельность наших детей – это не так уж и плохо, ведь она – из-за того, что мы уделяем им больше времени, чем уделяли нам наши родители. Может, наши дети вырастут более спокойными и уровновешенными, чем мы? Но, с другой стороны, вдруг они станут настолько спокойными, что вообще без нашего контроля ни шагу не захотят ступить? В общем, мы с Мариной пришли к неутешительному выводу, что в воспитательном процессе что-то пошло не так. Необходимо было найти выход, и я предложила попробовать резко сменить тактику: перестать их во всем контролировать и не спрашивать больше по пятьсот раз, сделаны ли уроки, почищены ли зубы и ботинки, положен ли в портфель подарок на день рождения Дани, поточены ли карандаши. («Да, - сокрушалась Марина. – Проверяю, поточены ли карандаши, и в итоге точу их сама».) Пускай несколько раз получат двойки за забытые дома контурные карты и несколько раз опоздают в школу – может, хоть немного ответственности прибавится. Все, решено, именно так теперь и будем поступать.

Я навожу порядок в зале, где проходило занятие «Книжного Шкафа», и иду пить чай. В чайную через каждые несколько минут заглядывает Маша, у которой получасовое окно из-за болезни учительницы. Вид у нее унылый и скучающий. Она заглядывает – и снова уходит в коридор, чтобы продолжать там шататься. Время от времени я спрашиваю, не дать ли ей какую-нибудь книгу, и не надо ли ей пока повторить что-нибудь из музыки, но Маша, вздыхая от скуки, вежливо от всего отказывается. За пять минут до начала ее сольфеджио я обнаруживаю Машу у стойки администратора всю в слезах. «Я забы-ы-ы-ла учебник по сольфеджио!» «Подожди, - говорю я. – Вы ведь за ним вернулись!» «Да-а-а, но теперь я его в машине забыла! А папа давно уе-е-е-хал! А в прошлый раз я тоже забыла учебник, и мне дво-о-ойку поставили за домашнюю рабо-о-о-ту».

Казалось бы, тут-то мне бы и сказать: «Ага! Вот тебе, Маша, урок! Перестань все время забывать учебник!», но мое глупое материнское сердце дрогнуло, и я взяла ситуацию в свои руки. «Так, Маша, у Саши есть точно такой же учебник, побежали, достанем его у нее из портфеля! Так, Маша, где нужное задание? Так, Маша, вот тут есть свободный класс с фортепиано, садись! Так, Маша, если мелодия написана от фа, а нужно написать ее от ре, значит все ноты – на терцию ниже, правильно? Так, Маша, все понятно, времени писать уже нет, давай устно мне расскажи, какие тут будут ноты. Ура, молодец, все знаешь, пойдем я с тобой подойду к учительнице». Это ужасно: я действительно бросаю свои дела и иду к учительнице по сольфеджио, чтобы объяснить ей, что Маша ни в чем не виновата, что задание она подготовила, но вот только учебник, к сожалению, забыла. Учительница улыбается, закрывает Машу в классе и выходит ко мне в коридор, чтобы рассказать, что только что звонила Машина мама и попросила поставить Маше двойку за разгильдяйство. Сходимся на том, что двойка уже была в прошлый раз, а на этот хватит воспитательной беседы.

Марина по телефону смеетя надо мной – эх ты, говорит, столько с тобой обсуждали неправильный подход! «Ну прости, оконфузилась, признаю!» - говорю я. И решаюсь на жесткие меры. С ближайшего понедельника начинаю эксперимент – перестаю подстилать соломку под каждый Сашин шаг и забочусь только о ее безопасности, а больше – ни о чем. Вдруг это что-нибудь изменит? Договорились с ней, что эксперимент будет длиться три недели, - говорят, что именно за такой срок у человека вырабатывается привычка. В конце, наверное, будет вручение приза. Не знаю пока, кому из нас.

Итак, эксперимент начался.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ЭКСПЕРИМЕНТА

18 ноября, понедельник

Утро

В 6:30 Саша вскочила сама, мне не пришлось даже к ней заходить. Прибежала на кухню и стала сверяться со списком своих утренних задач. Ушла в ванную, через минуту выскочила оттуда и, схватив список, рванула обратно. Возилась там, кажется, дольше обычного – вероятно, продолжала сверяться. Без пяти семь пришла требовать, чтобы я помогла ей надеть линзы, и на мою просьбу сначала поесть, раз уж я поставила еду на стол, стала тыкать мне в лицо списком, в котором линзы значатся ДО завтрака. Я попросила ее не быть формалистом, потому что чай стынет.

В 7 утра вермишель была уже съедена, и Саша с удивлением отметила, заглянув в список, что завтрак у нее по плану вообще еще не начинался. И на радостях попросила добавки.

Все шло по плану, даже с опережением, но в 7:40 я немного нарушила договор, встревоженно поинтересовавшись, не пора ли захватить с собой на физкультуру свежие носки. После этого мне открылось, что у Саши на физкультуре с начала четверти и нету никаких носков, но она как-то до сегодняшнего дня обходилась.

В 7:45 (время, отмеченное в плане как Выход из дома) муж обнаружил, что сапоги у Саши начищены плохо и, продолжая нарушать эксперимент, на Сашины протесты (мол, в лифте ее все равно никто не увидит, а на улице она сразу вступит в грязь, и все труды – насмарку) вручил ей щетку. В 7:48 я не удержалась и нечаянно спросила, ничего ли она не забыла, и Саша порылась в рюкзаке и карманах, проверив все самое важное. Муж сделал мне замечание – нарушаю свои же собственные правила эксперимента.

В 7:50 они вышли из квартиры, и тут снова прокололся сам муж: молча, но все-таки очень многозначительно кивнул Саше на забытый в коридоре школьный рюкзак.

ВЕЧЕР

Вернувшись из школы, Саша без напоминаний сделала уроки, а дальше начались веселые каникулы. Про занятия музыкой я ей не напоминала, поэтому Саша немного повалялась перед компьютером с «Муми-троллями», немного побесилась с младшим братом, вернулась попросить добавки обеда, посидела мечтательно перед окном и, думаю, так и не вспомнила бы про пианино. Но тут произошел мой (кажется, уже пятый?) прокол за первый день эксперимента. Я не удержалась и сказала, обращаясь к мужу: «Замечаешь, как у нас сегодня тихо?». Пришлось Саше спохватиться и хотя бы полчаса поиграть.

Мне было очень интересно, во сколько же она ляжет спать, если на нее не прикрикивать и не подгонять, но, к моему удивлению, получилось так же поздно, как и в обычные дни, когда все ее поторапливают. Ровно в 11.

За ужином я робко спросила, не хочет ли Саша в рамках эксперимента начать заодно самостоятельно готовить себе по утрам завтрак, но нет, на это она запротестовала и сказала, что завтрак – это будет наш следующий эксперимент.

* * *

Сегодня утром повторился вчерашний сценарий, но рюкзак на этот раз Саша забыть не пыталась, а вот муж опять прокололся с чертовыми сапогами: сам сходил и намочил тряпку, чтобы Саша успела их отмыть до отхода автобуса.

Впереди еще двадцать дней, отчет об успехах – через три недели.

 

 

Комментировать Всего 6 комментариев

Как все знакомо. ))))

Что вам сказать.... Я экспериментировала, и не экспериментировала,  ссорились с мужем до хрипоты о грани контроля и не контроля, отучилась сама первый, четвертый и седьмой классы от и до, но более-менее вздохнула только в этом году - первый курс университета. Но это мальчик. Я не обольщаюсь, поживем - увидим....))))))

Валерия, спасибо за комментарий! То есть Вы тоже пробовали НЕ контролировать? Прямо основательно - изо дня в день? И что происходило? И почему ссорились с мужем - он хотел, чтобы мальчик рос самостоятельным, а Вы не позволяли?

У нас мальчик... Где б слово взять... В начальной школе его звали

"космонавт".... Ибо летящий.... Мечтательный такой. Я не поспевала за ходом его мысли лет с трех... Какие шапки-будильники?!!!' О чем вы вообще?!!!   В восьмом классе, когда перешли в физматшколу, отец вопил - это взрослый человек, не смей его спрашивать о домашнем задании!!! Но вот учительница сказала обратное - некоторых мальчиков надо контролировать. Курса до второго иногда. Если не хотите неисправимых ситуаций...

Я подозреваю, что в нашем и даже вашем детстве был несколько иной ритм, чем у наших детей....

P.S.  Недавно захожу к нему в комнату, обвожу взглядом ВСЕ ЭТО, многозначительно постукивая когтями  по столу.... Дите выходит на середину, расправляет плечи 58-го размера , раскидывает руки и провозглашает басом  " Маменька!!! Порядок - удел дураков.... Гений Господствует над Хаосом!!!" И эффектно закидывает на плечо полу халата..... Занавес. 

Все убрал.)))) Почти мгновенно....)))))

Ох, нет, у нас не гений, к сожалению, а обычная девочка, поэтому хочу все же попробовать требовать от нее хотя бы какой-то самоорганизации.

Вы знаете, я своих детей (сын 22, дочь 13) практически никогда не контролировала. Никогда не делала с ними никаких уроков, разве что проверить стихотворение или помочь с "арт-проектом" (со мной в детстве тоже никто уроков не делал, могли объяснить доп.материал). Они вставали сами  лет с 4х, готовили сами себе завтрак с 6 лет (хлопья или хлеб с масло и джемом).  Проблем с едой и укладыванием спать (сначала в 8, потом в 9 -10) тоже не припоминаю. Секрет простой - довольно четкий распорядок дня, т.е. практически с рождения была рутина, которой мы все придерживались даже в выходные и на каникулах.

Я никогда не наводила порядок (только чистоту) в комнатах детей - это их территория и она - неприкосновенна. Были случаи "потерь" в собственных носках-штанах-сумках))) важных (для них)  вещей. Ну что же, это послужило толчком к наведению порядка, который поддерживается до настоящего времени. Причем  сын даже больший аккуратист, чем дочь. 

Я сама выросла под неусыпным контролем в быту и порой это очень раздражало. У каждого человека свой ритм, свой определенный план действий, который не менее эффективен, чем ваш. И потом необязательно всем-всем жить по одним и тем же правилам, это ж какая скукотища была бы! ))) 

ИМХО если вы хотите, чтобы ваши дети были более самостоятельными, перестаньте их контролировать по мелочам и дайте им возможность (постепенно) взрослеть.

А еще можно вспомнить себя в этом возрасте ))))) 

Кристина, спасибо за комментарий! Да-да, все как раз и началось со вспоминания себя в этом возрасте - и получается, что я вынуждена была следить за своими заданиями и вещами больше, просто потому что мы с родителями виделись куда меньше, и вообще, мне кажется, тогда было принято растить детей более самостоятельными - уж не знаю, откуда и почему берутся такие тенденции, но согласитесь, они есть. Насчет разных планов и правил - тоже согласна с Вами, и как раз сейчас пытаюсь выявить экспериментальным путем Сашин собственный, никем не подгоняемый ритм. Мне, повторю, важно не столько то, чтобы она все выполняла вовремя и ничего не забывала, сколько осознание ею собственных зон ответственности. Мне не хочется, чтобы она росла с мыслью, что можно ни о чем не беспокоиться, потому что все это записано в голове у мамы и мама обо всем напомнит и все исправит. Мне очень ценны такие комментарии, в них очень много полезного - я даже не осознавала, что эксперимент будет интересен даже не столько сам по себе, сколько советами, которые я в процессе буду получать. Спасибо!

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont