Все записи
10:18  /  2.12.13

11923просмотра

На смерть Юрия Яковлева (Молчи, они тебя воруют...)

+T -
Поделиться:

Умер прекрасный Яковлев, когда-то в детстве потрясший меня своим проникновенным трагизмом в «Идиоте». Помню свое отчаяние от того, что фильм был не закончен. Написала «проникновенный трагизм», потому что как сейчас, явно совсем живое, встает в памяти его лицо в воплощении Мышкина... В детстве мы все понимаем мгновенно: красоту, боль, отчаяние — так же мгновенно, как понимаем молнию... Потом, с годами, учимся формулировать словами... А нужны ли они, когда вдруг «блеснула молиния», и все стало ясно с законами внезапно почерневшего неба... И есть ли смысл потом, с годами, пытаться выразить словами эти свойства «небесных облистаний»? И все же я попробую... Его лицо несло тогда не искусно слепленную маску, а мгновенное понимание сути трагизма, отчаяния, безвыходности русских слез, когда понимаешь, что исхода нет и не будет, а все равно безудержно, безысходно рыдаешь, переполненный болью, но не своей — чужой... Рыдаешь от чужой боли, от чужого страдания, бесконечно подставляешь под него грудь, только для того, чтобы тем, кто по-настоящему, стало бы хоть на секунду, хоть на мгновение полегче: «...Вот моя грудь под вашу боль, чтобы вам, хоть на мгновение, но стало бы как-то... иначе... » И я думала тогда, что в нем проступила суть жертвенного русского христианства, которое не в «светлую радость, как у нежнейшего Франциска Ассизского», а в суровую боль, без жалоб и ропота, которую наши святые отцы просто принимали как данность своего служения, как простую, но необходимую возможность дышать. А ведь «...всякое дыхание — да хвалит Господа!» И я думала тогда (тоже до слез), что этот канонически красивый человек раз и навсегда впустил в свою душу нечеловеческое страдание, но не для упоения собой, не для любования, а только для того, чтобы его вокруг стало бы меньше.

И потом, много раз, когда Новый год — стол и праздник, и тонко, едва различимо позвякивает наполненный хрусталь, до этого 12 месяцев пылившийся в серванте, дремлющий под стеклянными дверцами, как спящая царевна, и когда все твои любимые и близкие вместе с тобой, и все друг друга любят и клянутся, что не будет больше боли, отчаяния и ссор, и когда какой-то глупый и грубый «Голубой огонек» — конек-горбунок — скок-поскок — мигает на экране телевизора, и когда еще бабушка жива, и друзья твои мальчишки — все живы, молоды и ослепительно талантливы, в предчувствии будущего счастья — завалятся к тебе с подарками и поздравлениями, стараясь в прихожей переходить на шепот, чтобы не разбудить твоих близких, но в шепоте невольно разрывается граната смеха! — и ты уже готова вместе с ними выскочить на улицу потихоньку, чтобы все же никого не разбудить, но тут почти невольно что-то удерживает... И оборачиваешься на светлую комнату, где елка, круглый стол, где трещина бежит через весь мраморный подоконник, но мама с утра поставила вазу роз, белых, туго спеленатых бутонов, и за окнами бутонами с маленький детский кулачок валится хлопьями снег — и кто-то вдруг нежно так и молодо рассмеялся на этаж ниже, высунувшись до половины в распахнувшееся в зиму теплого сумрака окно... И ты не понимаешь сначала, что же тебя остановило? А это просто на экране показывают всю ту же «Иронию судьбы», смехотворный эпизод с пьяным Ипполитом, которого играет Яковлев, в этот раз, как Рабле, разобравший до основания механизмы природы смеха... И как бы должно быть очень смешно... А не смешно... Совсем не смешно... Просто мгновенно приходит понимание, как ничтожна и мала эта легко-водевильная роль для актера такого масштаба, что его личность не помещается в этих смешных словах и клоунадных положениях тела перед камерой, потому что внезапно встает перед глазами юношеское, прекрасное, обожженное страданием лицо князя Мышкина... когда-то давно, из детства, из той жизни, которой больше нет, которой не было никогда и не будет! И кто-то из друзей — заждался ждать — и очаровывает, отвлекая: «Все будет так, как хочется зиме...», а другой тут же подхватывает: «Молчи, они тебя воруют...» И вы все вместе упоительно молоды и смеетесь от счастья! Но ты все не можешь, не можешь оторваться от экрана, где пьяный Ипполит в зимнем, некрасиво-советского покроя пальто, влезает под душ... И как бы опять смешно... Но тут показывают его невыразимо прекрасное лицо, которое вроде бы должно внезапно вызвать смех, но вызывает оно странное понимание того, что этот артист намного превосходит свою роль невероятным масштабом своего дарования, да и все остальные, кроме одной-двух-трех, которые ему довелось сыграть во время и вне времени своей службы Театру... И зачем тогда было такому родиться, чтобы кометой с огненным фейерверком искр просиять в «Идиоте», а потом влачиться по «Ирониям судьбы»? Зачем такое русскому человеку? Зачем такое русскому гению? Быть изначально больше и блистательнее того, что делали из него всю жизнь, всегда...

Как же он был прекрасен...

Как же непостижим — раз и навсегда...

А теперь — покойся с миром,

а теперь — со святыми упокой,

а теперь — помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем и ныне и присно и во веки веков... Аминь.... 

И последнее, что хочу сказать: утрата невосполнима.

Читайте также

Комментировать Всего 17 комментариев

Екатерина, спасибо большое за текст. А у меня почему-то не получалось смеяться при виде пьяного Ипполита. Мне всегда было ужасно жаль его.

Спасибо за тёплые слова,Сергей!Думаю, что да, что не было смешно никому...

 просто большинство ролей, милых, чутких ,смешных - по которым мы знаем этого великого актёра, - так и остались милыми, смешными, трогательными ролями...Но трагедия заключается , а мой взгляд, в том, что масштаб его личности, его актёрского дарования был гораздо больше ролей , которые ему предлагалось сыграть...

масштаб его личности, его актёрского дарования был гораздо больше ролей , которые ему предлагалось сыграть

К сожалению, это - закономерность. Запоздалое осознание величия.

Эту реплику поддерживают: Екатерина Садур

Так было у многих наших актёров.     но, скажем, Кайдановскому,Янковскому, Солоницину - чрезвычайно повезло. Их нашёл Тарковский, и ещё - в случае с Солонициным -Лариса Шепитько, а в случае сКайдановским - он сам стал снимать кино...Но Яковлев - кометой просиял в "Идиоте"...Почему-то мне сейчас вспоминаются фильмы Висконти.Ему бы нашлось там место... Но не нашлось...

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik

Возможно Екатерина. У каждого свои роли сыгранные и не сыгранные. Есть в этом объективные факторы, есть влияние судьбы, а есть нечто личное, нам неизвестное, но определяющее линию жизни.

Я думаю важно то, что он оставил свой, особый и неповторимый больше никем, след в памяти наших современников и останется в фильмах для тех, кто будет жить после нас. А это не каждому дано.

Эту реплику поддерживают: Евгения Кобыляцкая, Екатерина Садур

Екатерина спасибо за добрые, искренние слова о любимом Актере. Действительно, утрата невосполнима. 

Однако, мне кажется, что вы неправы, говоря, что Юрий Васильевич "влачил" свою "иронию судьбы" после "Идиота". У великих артистов нет маленьких, никчемных ролей. Они великие именно благодаря своему дару привносить яркость, придавать новые интонации и интерпретации банальным "кушать подано!"

Юрий Васильевич блистал на экранах и на театральной сцене. Мне безумно повезло увидеть его в"Турандот" и в "Великой магии". Даже будучи ребенком, я смогла оценить талант этого замечательного актера.  

Как можно забыть блестящее исполнение (да что там исполнение, перевоплощение)  роли Стива Облонского в "Анне Карениной" !

А голос его, который был своеобразной визитной карточкой, нельзя было спутать ни с каким другим.

Рязянов незря выбрал Яковлева на роль Ипполита (первоначально "зарезервированной" для другого гения, Андрея Миронова). Образ рассудительного и "скучно-правильного" Ипполита Георгиевича требовал многих качеств, в том числе и незаурядных внешних данных, которыми Юрий Васильевич Яковлев обладал в полной мере. Яковлев изобразил Ипполита настолько ярко, сочно, в тоже время, с полутонами, что никто другой уже не представляется в этой роли.

Вечная память Великому Артисту! 

По крайней мере более серьезные сцены Миронову дались бы точно хуже.

Мария, как можно судить о том, чего не было и увы, уже никогда не будет? 

Андрей был гениальным актером, единственным и неповторимым в своем роде, одного ранга с Юрием Яковлевым. Андрей Миронов был безупречен, талантлив, самобытен как в комедийных, так и в драматических ролях. Я думаю, что он изобразил бы Ипполита по-своему, иначе, чем Яковлев, но никак не хуже.

Вообще, как можно сравнивать гениев?   

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак

Конечно, мы можем рассуждать об этом лишь очень умозрительно. Но почему бы нет? Это что, закрытая тема что ли?

К сожалению, я совершенно не разделяю Вашего восхищения талантом Миронова. Да, он действительно был очень одаренным и имел совершенно уникальные способности в определенных жанрах. Но поставить его рядом с Яковлевым я в своем сердце никак не могу, по уровню актерского мастерства в целом. Это мое частное мнение, не претендующее ни на какую истину для других.

Это что, закрытая тема ...

Это не закрытая тема, просто предмет дискуссии настолько эфемерен, что не поддается моделированию.

Когда-то, лет 15 тому назад, я слышала по украинскому ТВ рассуждения о том, как более ярко проявился бы талант Алексей Баталов в роли Тибула (в "Трех толстяках"), если бы фильм был снят на украинском языке.  

Чем проще, смешнее и ничтожнее персонаж типа Ипполита, тем сложнее его сыграть, на мой взгляд. Вспомните Раневскую или Рину Зеленую в их гениальных эпизодах!

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont, Екатерина Садур

Неужели персонаж Ипполита прост, смешон и ничтожен ?! В чем же ничтожесто Ипполита? В том, что ухаживает за любимой женщиной и делает ей предложение руки и сердца (в отличие от предыдущего кавалера) ?  Он ревнив, но никак не смешон и уж тем более, не простак. 

Я поддержала ваше упоминание Раневской и Зеленой, которые тоже были великолепными актрисами. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак

Он так выставлен автором сюжета в данном кусочке жизни персонажей. Фактически он выбран "мальчиком для битья". А в целом он, безусловно, вполне положительный и заслуживающий внимания типаж.

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак

А моя бабушка очень любила Ипполита, и каждый год ругала Андрея Мягкова и Брыльску, точнее Женю Лукашина и Наденьку, одного за то, что в пьяном (это особенно порицалось) виде, пришел и увел женщину такого хорошего, интеллигентного человека, а вторую за то, что увелась с таким "пьянщиком" от такого замечательного мужчины. И каждый год она сочувствовала Ипполиту на каждом канале.

Эту реплику поддерживают: Екатерина Садур

Бабушка как в воду глядела. Продолжение показывает ее правоту.

Не согласна абсолютно, но не буду приводить доводы, т.к. текст посвящен не этому предмету обсуждения. 

Спасибо, здорово написано. Я помню, как Яковлев приезжал к нам на Физтех, когда я был студентом, рассказывал про то, как вживаясь в роль Мышкина, почти превратился в него. Люблю этот фильм, это лучшая его роль была. А какие еще запомнились? Стива Облонский, поручик Ржевский, Ипполит, Иван Васильевич. Все, конечно, уже не то, но все равно хорошо...

Эту реплику поддерживают: Екатерина Садур

Новости наших партнеров