Все записи
12:32  /  5.05.14

5269просмотров

Про ненавистный совок, и не только

+T -
Поделиться:

«Не гнушайся Эдомеянином (*), ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо пришельцем был ты в земле его» («Дварим» или «Второзаконие», 23:8)

 «Я рожден  в Советском Союзе, Сделан я в СССР»! (Из песен Газманова)

Когда при мне начинают рассказывать антисемитский анекдот, я напоминаю присутствующим, что я – еврей (см. история про Буденного).  Когда начинают ругать ненавистный совок, я вынужден напомнить, что я тоже из совка. Для меня русофобия и антисемитизм – одинаково отвратительные явления, хотя имеющие разные корни.

Сегодня интернет буквально пестрит обидными прозвищами и эпитетами: москаль, совок, бандеровец и т.д. Есть и более грубые, но их совсем уж не хочется повторять. Конечно, можно ответить,  как, помнится,  мы говорили еще в школе: Кто как обзывается – тот сам так называется. Но поскольку мы давно уже вышли из школьного возраста,  лучше будет вспомнить слова Баал-Шем-Това: «Тот, кто видит недостаток в другом, может быть уверен, что в нем есть тот же недостаток». (**)

Поэтому, когда какой-нибудь украинский националист называет меня жидом и москалем – меня это мало волнует: От бандеровца слышу! Но когда еврей-выкрест называет меня жидом, это совсем другое дело. Именно поэтому, когда бывший совковый еврей называет меня совком, мне хочется сказать: Сначала посмотрись  в зеркало.

Но на самом деле, здесь все сложнее, и если мы стараемся самоутвердиться за счет унижения оппонента, и подбираем для этого словечки пообиднее,  значит, в нас самих  есть какая-то проблема. Для меня черномазый, москаль, жид и т.д.  – это все явления одного порядка, и называется все это по-научному:  ксенофобия, т.е. одно из проявлений   нетерпимости, которая выражается во враждебном отношении  к какой-то социальной группе нашего общества (***).

Конечно, это отвратительное явление (и его частный случай – антисемитизм и юдофобия),  появились не вчера. Но именно в эти дни, когда мы все с тревогой следим  за развитием кризисной  ситуации  на Украине, когда особенно обострился конфликт между сторонами, это взаимное озлобление достигло невиданных масштабов.

 Недавно мой старинный приятель, с которым мы когда-то,  еще в советское время сидели за одним столом на фрабренгене (хасидское, традиционное застолье)  и изучали Тору,  в очередной раз обозвал меня «совком», и я задумался: откуда все это берется?  Не спорю, я в какой-то мере  совок, и признаю это, как факт. Он тоже совок, но который делает вид, что с совковым прошлым не имеет ничего общего, и  только на том основании,  что давно проживает в Израиле. Как говорится, Рабинович – что-то одно: либо снимите крест, либо наденьте трусы (кто не знает этот известный анекдот – поищите в интернете).  

Вышли мы все из Союза

Вышли мы все из народа –

Дети семьи трудовой.

«Братский союз и свобода» –

Вот наш девиз  боевой»

 «Не ешь при этом квасного; семь дней ешь с ним опресноки, хлеб бедности, ибо поспешно вышел ты из земли Египетской» («Дварим» или «Второзаконие», 16:3)

 Но почему именно бывшие совковые евреи (как из бывших союзных республик,  так и те, которые сегодня проживают заграницей) с таким остервенением ругают нынешнюю Россию?  В этом явно чувствует некий комплекс неполноценности. И конечно, мы находим похожий пример в Торе, ведь так же,  как «вышли мы все из Союза», еще раньше «вышли мы все Египта», из проклятого рабства.  Но вот что говорится по этому поводу в Торе (23:8):  «Не гнушайся Эдомеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо пришельцем был ты в земле его».

Казалось бы, чего хорошего мы можем сказать про Египет – духовно самое нечистое место, и египетское рабство с его тяготами и унижением? И что с того что я был там «пришельцем» (гер), а точнее, рабом? Но мы знаем, что не было бы еврейского народа и Торы, если бы мы не прошли через тяжелую эпоху египетского рабства,  и не извлекли бы те самые «святые искры», которые легли потом в основе еврейской традиции.  Мы не просто «вышли из Египта»,  мы плоть от его плоти, это наше историческое лоно, подобно плоду, который сформировался и развился в утробе матери. Сегодня мы знаем, что таков был замысел Творца, и поэтому тот, кто берется ругать «проклятое египетское рабство», по сути, возмущает волей Всевышнего, который таким образом  направил ход истории нашего народа,  т.е. выставляет себя маловером. 

Советскую эпоху тоже часто сравнивают с египетским рабством, и вполне заслуженно. Но вопрос остается все тот же: где бы все вы  были, господа, если бы не совок, в котором вы родились, выросли, в какой-то момент вернулись к Торе,  и стали теми, кто вы есть?

И где было бы государство Израиль, в котором вы живете, если бы … не Сталин и СССР? В отличие от США, которые вначале не хотели поддерживать создание государства Израиль при голосовании  в ООН. И хотя и СССР и США (которые все же проголосовали «за»)  преследовали исключительно свои, шкурные (то бишь, национальные)  интересы, что нам до того: ведь сердце (т.е. воля) царей и правителей в роках Г-спода, как сказано  («Притчи» или «Мишлей», 21:1): «… Сердце царя - в руке Г-спода: куда захочет, Он направляет его». И на самом деле, за создание еврейского государства голосовал Творец, а вовсе не трумэны и сталины.

И когда в следующий раз очередной  борец за справедливость «советского разлива»  будет снова кого-то обзывать совком, пусть он знает, что,  по сути, он бросает обвинение Творцу, и сомневается в величие Его замыслов. Не будем забывать, что тот, кого мы так ждем: наш праведный  Избавитель из рода царя Давида (мелех-га-машиах) будет не просто из России - он будет именно из Советского Союза, т.е. по сути, тоже совком, и по-другому быть не может. Лично меня такая компания вполне устраивает.

 Те же,  кто с таким упоением ругают «совок»,  по сути, демонстрируют этим, что на самом деле они все еще остались в «совке», и пытаются убежать от своего совкового прошлого, которое крепко в них сидит, как сказано («Шмот» или «Исход», 14:5): «ибо сбежал народ».  Так евреи в спешке выходили из Египта, хотя вначале за ними никто вроде бы не гнался, как сказано («Дварим», 16:3): «… ибо поспешно вышел ты из земли Египетской».

От кого же они бежали? От самих себя и от своего рабского, египетского прошлого. Правда тогда, как мы знаем, это было в какой-то мере оправданно, хотя и свидетельствовало о слабости их веры.

Но в будущем (а для нас – настоящем), уже в наше время - в эпоху Мошиаха, нам не надо будет никуда спешить, доказывая всем, что я не совок, потому, что сказано («Ишайя», 52:12): «Ибо не спеша выйдете, и не бегом уйдете, ибо впереди вас пойдет Г-сподь, и стражем позади вас – Б-г Израиля». Чего и всем нам желаю.

С приходом нашего праведного Мошиаха уже в эти дни! 

 

Веди, Буденный, нас смелее в бой!

«Будённый - наш братишка, С нами весь народ» (Марш Буденного)

Известный советский драматург Иосиф Прут вспоминает, как однажды Буденный стал рассказывать ему один эпизод из Гражданской войны. Начал он так: «Как-то раз влетает наш эскадрон в еврейское местечко. Я командую: Шашки наголо…».

Потом осекся и спросил: «Постой, а ты кто будешь по национальности»? Я ответил, как есть. Немного помолчав, он продолжил: «Ну, ладно … Тогда я тебе другой случай расскажу». И смешно и грустно.  

Примечания

*) «Эдомиянин» (эдоми). Народ Эдом происходит от Эдома, он же – Эсав, родной брат Якова, родоначальника народа Израиля. Как известно между Яковым и Эсавом была непримиримая вражда. Однако предсказано, что в конце времен Эсав признает главенство младшего брата и будет служить ему верой и правдой. 

**) Фактически, парафраз знаменитого, про «соринку в чужом глазу,  и бревно в своем собственном». (Кстати, это чисто талмудическая пословица, и основатель христианства, когда  произносил это,  просто цитировал слова мудрецов).

Но, казалось бы,  какая связь? Почему недостатки какого-то постороннего человека обязательно должны быть и у меня? Ведь, если я вижу человека с дефектом, например, хромого, это же вовсе не означает, что я тоже должен хромать?

В данном случае речь идет о том, что чужой недостаток меня почему-то задевает и раздражает, а это уже свидетельствует о том, что и у меня есть нечто подобное. В противном случае, я бы его просто его не заметил, или, по крайней мере, не обратил внимания, а то и посочувствовал. Так мы готовы простить  выходки собственному ребенку, считая это просто милыми детскими  шалостями,  но при этом делаем строгое замечание за то же самое, если это чужой ребенок. 

***) Кстати, прозвище «бандеровцы» или «коммуняки», хотя и используются, как ругательные,  сюда не относятся, и прежде всего,  по двум причинам: во-первых,  это  знак принадлежности к определенного рода идеологии, которую человек выбирает сам и сознательно (в отличие от национальности или гражданства). Другими словами, когда я кого-то называю «бандеровцем», я подчеркиваю его принадлежность к некой партии, и  заявляю о несогласии с ней. А, во-вторых, сами бандеровцы вовсе не отрицают своей политической и идейной принадлежности, для них это не оскорбительно. Я имею право  плохо относиться к бандровцам (так же, как и они ко мне), потому, что считаю это разновидностью фашистской идеологии. Но если я всех, кто родился и вырос в Советском Союзе (а на самом деле, всех россиян) огульно объявляю «совком» - это признак  национальной, расовой, религиозной или гражданской  нетерпимости (на выбор), т.е. той самой ксенофобии.