Все записи
00:21  /  17.06.14

1281просмотр

За родину, за Сталина (Часть 3)

+T -
Поделиться:

В заключении приведем статью одного из выдающихся раввинов и каббалистов современности, отца седьмого Любавичского Ребе – р. Леви Ицхака Шнеерсона (1878 - 1944), которому довелось пережить и сталинские репрессии, и гитлеровское нашествие.

 «Сказал негодяй в сердце своем: «Нет Б-га!» Губили они, осквернялись беззаконием, нет делающего добро – даже одного» («Паслмы», 53/52:2)

Был такой человек рабби Леви-Ицхак  (1878 – 1944), с 1909 по 1939 года – главный  раввин города Екатеринослава (Днепропетровска), человек мудрый и богобоязненный. Который однажды вышел из дома,  и назад уже не вернулся: он был арестован и сослан. 

 После установления советской власти он начал подвергаться лишениям, но не дрогнул, и остался верен своим принципам до конца. В 1939 году он был обвинен  компартией в антисоветской деятельности и сослан в Казахстан, в поселок Чиили. Там он сильно нуждался, страдал от голода и лишений, и незадолго до своей кончины получил разрешение переселиться в Алма-Ату. Там он скончался и был похоронен на местном еврейском кладбище. Сегодня его могила – одно из мест паломничестве евреев всего мира. Но главная память о нем – это религиозные труды и комментарии, редкие по своей глубине и мудрости. 

Рабби Леви-Ицхак  возможно, был последним    из плеяды великих раввинов, знатоков всех разделов Торы, которыми когда-то гордилась Россия и еврейская община мира. Он также был отцом Любавичского Ребе (1902 – 1994) – духовного лидера нашего поколения. А еще большим знатоком тайного еврейского учения – Каббалы. Вот пример одного его мистического комментария - из тех немногих, которые доступны рядовому читателю.

Псалом № 53

Речь идет о псалме № 53 (№52 в Псалтыре). Долгое время я пытался понять, почему для своих комментариев рабби Леви-Ицхак  выбрал именно этот псалом? Согласно одному из возможных объяснений,  это был «псалом Ребе» (*), соответствующий его возрасту. На тот момент главой поколения был 6-й Любавичский Ребе, рабби Йосеф-Ицхак (РАЯЦ), который родился в 1880 году. Таким образом, мы получаем дату: «1933» – год прихода к власти Гитлера в Германии! В Советском Союзе набирал обороты маховик сталинских репрессий, который позже коснулся и самого рабби Леви-Ицхака. В свете сказанного этот  его комментарий   выглядит особенно актуальным.

В этом псалме, написанном царем Давидом (10 век до н.э.), говорится о «негодяе», который  полагает в сердце своем, что «Б-га нет».  В этих словах можно увидеть пророческий намек на двух великих «негодяев» древнего мира, которые  воевали с Израилем. По одной версии, этим  «негодяем» был  великий грешник  Тит, будущий император Рима, которому принадлежит сомнительная честь разрушителя Храма (**), как сказано (53:2): «Сказал негодяй в сердце своем: Нет больше Б-га»!

По другой версии, здесь может идти речь об Ассирийской империи (8-7 век до н.э.), которая  считается первой империей в истории человечества. Далее в псалме сказано (53:6): «Там охвачены будут страхом, хотя нет основания для страха, потому что Б-г рассеет кости обложивших тебя, пристыженных тобой, – ибо Б-г презрел их». Большинство комментаторов относят эти слова к ассирийскому императору Санхерибу (Салманасару), который  пытался захватить Иерусалим, для чего собрал огромное войско, но в конце вынужден был бесславно отступить, потеряв почти всех своих воинов. Вскоре Ассирия была завоевана Вавилоном и пала.  Это чудесное поражение армии Санхериба под стенами Иерусалима, а также его гибель от рук собственных сыновей – достойное возмездие за его дерзкие речи против Б-га Израиля.

Но рабби Леви-Ицхак видит здесь, прежде всего,  мистическую связь между великими злодеями глубокой древности и великими злодеями 20-го века.

Нет творящего добро

Строчки (53:4): «Все отступили, погрязли в преступлениях. Нет творящего добро, нет хотя бы  одного», он толкует неожиданным образом. В выражении:  «все отступили» - «саг»,  состоящее из двух букв: «с» и «г», он видит начальные буквы имен двух политических лидеров: Сталин-Гитлер – двух великих злодея того времени. И хотя они воевали друг с другом, среди них нет ни одного, кто бы «творил добро», поскольку оба были законченными негодяями и злодеями, и каждый отрицал Б-га (хотя  по разным причинам). Как известно, Гитлер видел себя наследников великого Рима, тоже мечтал создать великую империю, и потому именовал Германию «Третьим Рейхом». Оба в равной степени ненавидели еврейский народ, поэтому к ним обоим можно отнести слова (53:5): «…Совершающие беззаконие, съедающие народ Мой, как едят хлеб! Б-га они не призывали».

И все же, хотя псалом № 53 и упоминает злодеев, заканчивается он словами надежды на мессианское Спасение для всего Израиля, как сказано (53:7): «Дано было бы из Циона спасение Израилю! Когда возвратит Б-г плененный народ Свой, возрадуется Яков, и возликует Израиль»! Ведь эти испытания и есть обещанные нам «родовые муки» (хевлей-машиах) эпохи Избавления, с приходом нашего праведного Избавителя уже в эти дни!

Но какое надо было иметь мужество и силу прозрение, чтобы писать об этом в то суровое время!

Примечания

*) Ведь судьба Ребе, и все обстоятельства  его жизни, тесно переплетены с судьбами поколения

**) Об его уровне можно судить по одному известному эпизоду. Войдя в Храм, он  приблизившись внутреннему отделению (т.н. «Святая святых») и своим мечом пронзил занавес, который его закрывал. По неизвестной причине из прорези хлынула кровь, и тогда Тит вообразил, что сумел заколоть … «еврейского Б-га».