Все записи
20:34  /  11.01.15

3375просмотров

Невинность мусульман (*)

+T -
Поделиться:

«Если  человек хочет жить, любит долголетие, чтобы увидеть доброе? Тогда пусть он удержит свой язык от зла, а свои  уста - от коварных слов» (Книга Псалмов, 34:13-14)

«Троих убивает грех злоязычия» (Из еврейской мудрости)

 «И кто поносить будет имя Г-спода - смерти да будет предан» («Левит» или «Ваикра», 24:16)

Жестокий расстрел сотрудников редакции журнала «Charlie Hebdo» всколыхнул не только всю Францию, но, пожалуй, и весь цивилизованный мир. Еще бы: ведь  что это не дремучая и немытая Россия, где всегда кто-то кого-то убивает или взрывает! Тем более,  что там, хотя бы  доподлинно известно, кто во всех грехах виноват. И не Израиль, в котором теракты происходят с завидным постоянством, где те же арабы убивают тех же мирных жителей - так что все уже давно к этому привыкли и перестали реагировать. К тому же израильтяне «сами виноваты»: зачем злить и провоцировать арабских террористов? Про развороченные осиные гнезда, всякие  там ираки и афганистаны я уж и не говорю.

Нет, на этот раз все серьезней: теракт случился в самом сердце цивилизованной и толерантной Европы – в Париже, который «увидеть – и умереть».  Но главное даже не это. На этот раз преступники покусились на самое святое: их жертвой стали не какие-то там израильские дети или религиозные ребята из Ешивы, под ударом оказалась, ее Величество  –   «Свобода слова»!

Правда, был и повод: очередные оскорбительные карикатуры на пророка Мухаммеда. Нам на это возражают: что вы, шуток не понимаете? Ведь на шутки не обижаются. Беда в том, что в данном конкретном случае это «невинные шутки» (как некоторые пытаются это представить) -  на самом деле  мерзкие и вульгарные карикатуры, «на грани», а порой и за гранью нравственных норм и морали. Иногда близкие к порнографии – когда речь идет о современных политиках,  и абсолютно кощунственные, когда они касаются религиозной тематики (целомудренные монашки из Пусси отдыхают). А то, что осмеянию подвергались все мировые религии, а не только Ислам  – слабое утешение. Журнал вполне сознательно (это их официальное кредо) глумился над всем, над чем только можно глумиться (включая, например, тему Холокоста).  Хотя, конечно же, это нисколько не оправдывает преступников и террористов.

Но для начала следует сразу же  заявить: Тора категорически осуждает терроризм во всех его проявлениях, независимо от причин, побудивших террористов на подобный шаг, а также целей и задач, которые они хотели добиться этим (и месть за «оскорбление» Пророка – в том числе). Никакого оправдания и «смягчающих обстоятельств»  для террористов просто не существует. Как сказано («Дварим», 13:9): «Не соглашайся с ним,  и не слушай его: да не пощадит его глаз твой, и не жалей и не покрывай его».

С точки зрения библейской морали, терроризм и фашизм – абсолютное зло, которое должно быть полностью искоренено. Очевидно, это касается и тех преступников, которые устроили бойню в редакции журнала «Шарли Эбдо». То,  что произошло в Париже  7-го января и последующие дни – дикость, а те, кто считают, что таким образом они «отомстили за оскорбление Пророка» - обыкновенные преступники и религиозные фанатики,  искажающие смысл Ислама.  Поэтому данная статья вовсе не ставит целью хоть в какой-то мере оправдать террористов.

Однако речь пойдет не о них, поскольку тут добавить нечего: они (и их покровители, если таковые имеются), как и любые другие террористы (включая многочисленные исламские и палестинские террористические организации),  должны быть пойманы и преданы справедливому суду. Все, точка! И, даже не о самих жертвах этой ужасной трагедии, родственникам который мы безусловно, выражаем свое соболезнование.

Речь пойдет о той самой свободе слова, а также о СМИ и ее представителях, и о мере их ответственности перед обществом.  О «строчках с кровью», которые «убивают».

Строчки с кровью

О, знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью - убивают, Нахлынут горлом и убьют! (Пастернак, 1931)

«И тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьей над нами? Не к тому ли ты ведешь речь, чтобы убить меня, как убил египтянина»? («Исход», 2:14)

Чтобы лучше понять, что же произошло в тот же день и следующие несколько дней, когда продолжалась антитеррористическая операция,  заглянем в недельную главу Торы.

Как раз на той неделе, когда произошел это теракт, мы читали в Торе об одном эпизоде, когда Моше/Моисей пытается разнять двух дерущихся, и начинает увещевать одного из них - того, который был, по его мнению, неправ, обращаясь к нему со словами: «зачем ты бьешь ближнего твоего»? В ответ он получает от него резкую отповедь (2:14): «… А кто поставил тебя начальником и судьей над нами? Не к тому ли ты ведешь речь, чтобы убить меня, как убил египтянина»? Запомним эти слова: оказывается, иногда простая речь чревата серьезными последствиями, вплоть до  смертельного исхода. В результате (согласно устным преданиям) эти двое донесли на Моше Фараону, и тот велел его казнить. Так что угроза оказалась не пустой. 

Но на самом деле, «убийственной» является  не простая речь (будь то газетная статья, карикатура и т.д.), а то, что Традиция называет грехом «злоязычия» и «богохульством» (**).  Подчеркну, что здесь мы имеем дело не с частным мнением, а с текстом Писания, в котором на эту тему там имеется много указаний.

 «Злоязычие» - широкий термин, включающий в себя все любые высказывания, которые унижают человеческое достоинства, в том числе  - распространение порочащих сведений, оскорбление религиозные чувства,  и проч. Очевидно, что сюда же следует отнести и карикатуры, особенно, если они «адресные». Вот лишь некоторые цитаты из Торы на эту тему с краткими пояснениями.

Сказано («Ваикра» или «Левит», 19:14): «Не злословь глухого, и пред слепым не клади препятствие - бойся же Б-га твоего. Я - Г-сподь».  «Слепой» и «глухой», в данном случае, это  не только человек с физическим недугом, но любой, кто «слеп» и «глух» - в том смысле, что не отдает себе отчета в своих действиях, например, проникнувшийся слепой верой,  фанатик. Очевидно, что его реакция легко предсказуема, хотя мы и не разделяем его взглядов.

Близко к понятию «злоязычия» другой запрет – распространят сплетни (даже, если они соответствуют действительности), как сказано (19:16):  «Не ходи сплетником в народе твоем; не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего. Я Г-сподь».  Из этого высказывания мудрецы делают свой вывод: иногда простая  сплетня или злой язык несут в себе прямую угрозу жизни, и могут привести к кровопролитию (не дай Б-г!).

Отдельная тема – «богохульство». Такие примеры тоже встречаются в Торе, причем они неизменно заканчиваются печально для богохульника, как сказано («Ваикра», 24:15): «А сынам Израиля скажи так: Всякий, кто поносит Б-га своего  - понесет грех свой», и далее  (24:16):  «И кто поносить будет имя Г-спода - смерти да будет предан».

И, наконец, один из главных  принципов, который касается греха «злоязычия».  Сказали наши мудрецы: Троих убивает грех злоязычия: а) того, кто распространяет оскорбительные и порочащие сведения о ближнем;  б) сам объект их насмешки - того, о ком идет речь; и, наконец – в) «третьих лиц» - тех, кто не гнушается подобной продукцией, кто готов все это выслушать или прочесть.

Мудрецы не бросают слов на ветер. Вот, что мы с прискорбием в конечном итоге наблюдаем: погибли авторы скандальных карикатур. Погибли те, против кого эти карикатуры были направлены – мусульмане (а заодно, как это часто бывает, и иудеи). И,  наконец, погибли  «третьи лица»: простые граждане (в том числе и полицейские) – потенциальные читатели этого журнала, к которым обращались его авторы.

Как мы видим, Моше испугался не зря. Хотя, на самом деле, главным предметом его опасений была не его личная/дальнейшая судьба, а будущее всего еврейского народа, который на тот момент находился в египетском рабстве: Ведь если среди них есть сплетники и доносчики, - рассудил будущий национальный лидер, - то, может быть,  они не достойный  избавления. 

Не стой на крови ближнего

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (Маяковский, «Домой!»)

«Не ходи сплетником в народе твоем; не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего. Я - Г-сподь» («Ваикра» или «Лвеит», 19:16) 

 

Что поделать, если, Г-сподь Б-г не признает «свободы слова», по крайней мере, в ее западной трактовке, и даже более того, считает это грехом, разлагающим и развращающим  общество. Всевышний отказал нам в праве писать и обсуждать все, что я сочту нужным -  чтобы обществе было «информированным».  Но Тора не просто запрещает «сплетни» и «злоязычие», она видит в этом гораздо больший ущерб и опасность, предупреждая: «не стой на крови ближнего» -  не провоцируй кровавый конфликт, как сказано (19:16):  «Не ходи сплетником в народе твоем - не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего. Я - Г-сподь».

В традиции известны имена тех  двоих дерущихся, которых пытался разнять Моше, и которых Тора называет «грешниками». Это было профессиональные провокаторы – Датан и Авирам,  от которых Фараон узнал про историю с Моше и хотел его казнить, так, что Моше вынужден был спасаться бегством. Сегодня они бы наверняка работали в издании, вроде «Charlie Hebdo».

Датан и Авирам в дальнейшем поплатились за свой длинный язык, когда стали открытыми оппозиционерами и примкнули к «майдану», который устроил Корах и компания во время бунта против «законной власти» - Моше и Арона, как сказано   («Бемидбар» или «Числа», 16:1): «И встал в оппозицию Корах, сын Ицгара, сына Кегата, сына Леви, и Датан, и Авирам, сыны Элиава, и Он, сын Пелета -  из колена Рэувена». Известно, чем кончила тогда эта библейская «оппозиция» и борцы за «демократию»: по воле Творца они провалились сквозь землю, как сказано (16:32): «И раскрыла земля уста свои, и поглотила их и домочадцев их, и всех людей Кораха, и все имущество».

Да, можно расстрелять ближнего из автомата, а можно сразить наповал газетной статьей или припечатать похабной карикатурой. Как писал Маяковский в начале 20-го века: «Я  хочу, чтоб к штыку приравняли перо», и его призыв был услышан. С тех пор журналистика давно уже стала «оружием,  огнестрельным методом», о котором предупреждал   поэт: «применяй умеючи метод этот». Такова суть событий: одни экстремисты и террористы, вооруженные огнестрельным оружием,  расправились с другими экстремистами: пера и карандаша.   

Одни – убийцы, другие – их жертвы. Но все это не оправдывает ни тех, ни других. Мы сожалеем.

И еще. Можно по-разному оценивать роль таких изданий, как «Charlie Hebdo» и им подобных, и сомнительное право его авторов печатать то, что им заблагорассудится, прикрываясь «свободой слова» и прочими красивыми словами и пустыми лозунгами. Но одно можно утверждать наверняка: их творчество очевидно оскорбляло и унижало миллионы людей, сея ненависть  и озлобление в обществе, и в конечном итоге разобщало его, вместо того, чтобы смягчать нравы и сближать сердца. В чем мы все, к великому сожалению, недавно смогли убедиться.  Как говорится: Посеешь  ветер – пожнешь бурю.

Вопрос без ответа

В результате терактов во Франции за минувшие трое суток от рук исламских экстремистов погибли 17 человек: 10 сотрудников сатирической газеты «Charlie Hebdo», четыре заложника в парижском магазине кошерных продуктов, а также трое полицейских. Несколько десятков человек получили ранения. Кроме того, комиссар французской полиции Элрик Фреду, расследовавший обстоятельства нападения на редакцию французского издания Charlie Hebdo, покнчил самоубийством. Один из участников нападения, расстрелял из автоматического оружия сотрудницу полиции и агента дорожной службы, после чего скрылся с места преступления. Женщина скончалась от ранений, мужчина был доставлен в больницу в тяжелом состоянии.

Таков неутешительный итог этой кровавой вакханалии. И все-таки, в связи с этой чудовищной историей,  меня неотступно мучит один простой до боли вопрос: ведь всех этих жертвы могло не быть, если бы просто … не печать карикатуры на пророка. Так почему мы должны платить такую высокую цену за чье-то право оскорблять чужие ценности и убеждения,  печатая похабные и унизительные карикатуры?  И если это называется «свободой слова», то, на мой взгляд, она мало чем отличается по своему радикализму от законов Шариата,  а те, кто это делают, такие же экстремисты, пусть и с карандашом,  а не с автоматом в руках – ведь конечный результат, по сути,  тот же.

Удивительно, что на этом безрадостном фоне еще находятся безответственные люди, которые с упорством, достойным лучшего применения,  призывают продолжать публиковать подобные карикатуры и этим оскорблять мусульман … назло врагу (при этом наивно полагая, что «добропорядочные мусульмане» не должны на это обижаться, ведь этого во имя «свободы слова», как говорится: «ничего личного»). Они это называют «солидарностью» (!) и «борьбой» за свободу слова.  Тушить пожар керосином?  Воистину, если Б-г хочет наказать – лишает разума. Или совести. Или и того, и другого.

Примечания

*) Антиисламский фильм с провокационным содержание, рассказывающий о жизни  пророка в оскорбительной форме (вышел в США в 2012 году).

**) Богохульство. Этот запрет входит в число семи «общечеловеческих» Заповедей Сынов Ноя, и потому относится ко всем людям, а не только к «религиозным».