До 10 октября открыта камерная выставка "Москва. Прошлое/настоящее" в залах РОСИЗО в Петроверигском переулке. Завершается ее финисаж, и это особенный момент, когда происходит размышление о своевременности и необходимости такого высказывания для города.  

На выставке представлен реализм в работах мастеров прошлого и абстрактные образы в современных произведениях. И наблюдение за трансформацией визуального языка на протяжении последнего столетия становится одним из наиболее ярких переживаний для зрителя. 

Экспозиция начинается с произведения Аралова Владимира Николаевича и самого раннего образа Москвы из всех представленных на этой выставке. Москва XVII века написана Араловым до войны в 1939 году. В этом году художник стал членом Московского Союза Художников, и с тех пор работал в основном в жанре реалистического пейзажа.

Владимир Аралов. Старая Москва XVII века

"Трамвай" Михаила Рогинского, мастера нового реализма в современном искусстве, переносит нас в конец прошлого столетия. Трамвай – как символ времени - заставляет погрузиться в воспоминания и дополнить картину своими ассоциациями с тем временем. Михаил Рогинский эмигрировал во Францию в 1993 году, но всегда работал с темой Москвы, его картины есть в коллекциях Третьяковской галереи и Русского музея. 

 «Малый каменный мост» Виктора Чуловича, выпускника ВГИКа, представляет собой романтический реализм. На переднем плане здание ГЭС–2, символа того периода. Но благодаря технике и цветовому решению не создается впечатления тяжеловесности образа. Наоборот, в картине прослеживается что-то импрессионистское.

Виктор Чулович. Малый Каменный мост

Антони Мунтадас — испанский художник, который создал серию фотографий «Режим ожидания» в Москве и для Москвы. Следуя своей давней привычке интерпретировать средствами искусства социальные процессы, Мунтадас попробовал исследовать различия между советской и постсоветской очередью. На архивных снимках в экспозиции — кинематографические образы очередей в торговую лавку и в Центральный выставочный зал "Манеж".

Сорокин Иван Васильевич - художник Студии военных художников им Грекова, всю жизнь работал над батальными сценами и образами войны, а в 1980 году нарисовал серию пейзажей “Любовь моя - Россия”, за которую получил Государственную премия РСФСР имени И. Е. Репина . Эта работа сформировала его новую образность, связанную с мирной жизнью современного города. С его работами контрастируют произведения архитектурного фотографа Михаила Розанова - нашего современника. Его цикл "Мечта" посвящён советской неоклассике, в котором автор, который вырос и живет в мирное время, очень точно передает монументальность милитаризма.

Михаил Розанов. Без названия 1. Серия "Мечта"

Графическим циклом Алексея Жабского на выставке показана точка перехода: серия работ была написана автором в 1990-е годы, время перемен и ожидания нового. 

Фрагментированные пространственные структуры в видеоработах немецкой художницы Мартины Вольф тоже созданы с использованием визуального языка конца XX века. Мартина превращает оптический прибор - камеру - в окно, статично размещая ее на лестнице подземного перехода в Москве. Мы наблюдаем за движением людей, осознавая течение времени из этого угла зрения. Движение можно сравнить с прощанием с прошлым.

Выпускница и мастер Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко Алла Афонина запечатлела период реконструкции на ВДНХ: некоторые из снимков напоминают композиции Мондриана, динамики в этих работах нет, а время манифестирует себя в эстетике запустения. 

Алла Афонина. ВДНХ

Мария Амелина с философски-многослойным произведением “Мегаполис” подсказывает зрителю, как ощутить себя "здесь и сейчас", и показывает медитативную цикличность процессов в транспортных кольцах города. Узнаваемые образы "высоток" в фотографиях Вадима Фишкина, авангардные пластические работы Игоря Шелковского и почтовые карточки с футуристическими видами Москвы неизвестного автора начала XX века также представляют ясные образы настоящего, динамичные, преобразованные технологиями.

Игорь Мухин. Из проекта "Советские монументы"

Технологии становятся оптикой и самого юного поколения художников, представленных на выставке "Москва. Прошлое/настоящее" -  ученики подростковых курсов в Школе Родченко создали видеоработы на основе прогулок по современному Китай-городу и Кузнецкому мосту. Альтернативные средства выразительности молодых авторов опять же представляют абстрактный видеоязык, погружая в мир внутренних переживаний.

Выставка "Москва. Прошлое/настоящее" превращает зрителя в путешественника во времени, который отправляется в прошлое, чтобы переосмыслить свою роль в настоящем. Да, теперь мы знаем, как разворачивается история, но что мы можем сделать для будущего сейчас? 

Выставка "Москва. Прошлое/настоящее" открыта в выставочных залах РОСИЗО (Петроверигский пер, 4, стр.1) с 10 сентября по 10 октября 2021 года. Кураторы - Антон Смирнов и Наталья Фукс.