Все записи
МОЙ ВЫБОР 00:21  /  11.02.14

208372просмотра

Ты такая красивая, почти как русская!

+T -
Поделиться:

Я - бурятка. Не россиянка. И даже не бурят-монголка. Как бы не хотелось того моим дорогим друзьям, особенно тем из них, кто сентиментально и совершенно искренне верит в существование особого взаимного притяжения монголов и бурят. Притяжения нет, есть некоторые сходства, есть общее историческое прошлое, но мы разные. Окончательно и безвозвратно другие. Я прожила в Монголии три замечательных года, было на что посмотреть, есть с чем сравнить, и для меня это так – мы разные. В одной из своих следующих заметок я обязательно напишу об этом подробнее, а пока вернусь к теме этого текста. 

Чтобы осознать себя буряткой, принять это, прочувствовать все плюсы, минусы и нюансы своей этнической идентичности, мне, как в сложной компьютерной игре, пришлось пройти через несколько уровней испытаний. На каждом новом уровне после победы над монстрами первого круга, я открывала сундуки с умениями и навыками, примеряла их на себя, училась ими пользоваться, чтобы сразиться с еще более опасными чудовищами во втором круге. Причем, как показала жизнь, самые живучие и самые опасные монстры на любом круге - это монстры, порожденные твоим собственным умом. И битва с внутренними монстрами - страхами и сомнениями - самая тяжелая. Биться с собой, кто пробовал, тот меня поймет, ох, как не просто! 

Мне повезло родиться в хорошей семье. Мои папа и мама образованные, порядочные и любящие друг друга люди всегда общались и дружили с людьми самых разных национальностей, которые часто бывали в нашем доме. У меня есть родственники - не буряты, к которым все в семье всегда относятся как к родным людям, но никогда как к людям определенной национальности. Ни в детстве, ни во взрослой жизни, я не слышала от родителей слов этнической или расовой ненависти по отношению к кому-либо, даже если человек им сильно насолил или, еще хуже, предал. Его (ее) во время разговора на кухне могли назвать подлецом, мошенником, дураком, да кем угодно, но никогда жидом, чуркой или русской свиньей. Почему так? Я думаю, что моим родителям тоже повезло родиться в хороших семьях. Моя бабушка, например, спасла от голода русского мальчишку, которого нашла на иркутском городском базаре в холодные и голодные военные годы. Несколько лет он жил в их доме, потом уехал учиться, женился, родил детей, стал человеком одним словом, в том числе благодаря доброму сердцу моей бабушки Осорхон Урмухтановны, которая никогда не говорила по-русски, им самим нелегко было поднимать своих шестерых детей, но русского мальчика спасла.

Второй, думается не менее важной причиной жизни без ненависти было очевидно то, что родители всегда были очень сильно заняты друг другом, детьми, работой, близкими и друзьями. Некогда им было ненавидеть. Третья причина, хотя они об этом никогда не говорили, их собственный опыт 'нацменов.' Опыт ограниченный в силу их хорошего образования и относительно высокого социального статуса. Но тем не менее такой опыт был.

Но растем мы не только в семье. Мое советское детство, как и у большинства, проходило и в школе с ее учителями, директорами, уборщицами и, конечно же с одноклассниками, детьми из очень разных, далеко не всегда благополучных семей. К сожалению, многие мои учителя, как и мои одноклассники, росли и воспитывались в условиях совершенно дичайшего расизма, который настолько плотно заполнял собою среду их существования, что ощущался чем-то вполне естественным, обыденным и неизбывным, так, что его никто почти не замечал.

Я сейчас говорю о русском расизме, иногда его еще называют на фрацузский манер, шовинизмом. Живя в Монголии я видела проявления монголького расизма, главным образом, по отношению к китайцам и к космополитичным монголам. Могу с уверенностью сказать, что не принимаю монгольский расизм абсолютно так же, как и любой другой. Как говориться, same ugly face. Но вернемся к русскому расизму, который в советские времена расизмом не называли. Считалась, что это не про нас, это где-то в далекой Америке, на капиталистическом Западе или в ЮАР с его апартеидом, да вообще где угодно, только не в советской школе. Тем не менее, иначе как расистскими высказывания некоторых моих школьных учителей не назовешь. Помню учитель русского и литературы после того, как все отличники класса одинаково не отлично написали диктант, сказала следующее, обращаясь к моей однокласснице: 

- Ну ладно Марина написала на 'четверку', она не русская, но с тобой-то, Настя, что случилось?

Марина Сайдукова

Наша русичка вообще много чего говорила из того, чего не следовало учителю говорить детям  - про своего ленивого, пьющего мужа, и почему-то про то, сколько у нее белья нестираного, неглаженного, и что волосы она мыть не успевает и прочую чушь - но именно эти ее слова остались в моей 'нерусской' памяти надолго. Сейчас я понимаю, что она была за человек и что в своей сегодняшней жизни я разве что случайно сталкиваюсь с подобными людьми, а столкнувшись, что происходит довольно редко, просто не замечаю. Но тогда, много лет назад, для меня-подростка, это была травма. Это было публичное унижение. Наверное именно тогда, в пятнадцать лет я впервые задумалась о том, почему я, бурятка, с детства всегда пишу диктанты по русскому языку и никогда по бурятскому? 

Все это происходило в небольшом, но довольно благополучном, обеспеченном и современном по тем временам городке в Южной Якутии, где сами якуты почти совсем не жили. Мы с сестрой были две азиатки на всю школу. Хотя в младших классах, наверное, были нерусские дети, но с 6 по 11 точно не было никого кроме нас. До сих пор помню, как нам рассказывали что в нашем городе проживают люди 76 национальностей, но большинство населения все же составляли не нерусские инженеры как мой папа, а простые русские шахтеры - ярчайшие представители дремучего рабочего класса, заскорузлого, и, пожалуй, самого невежественного и традиционного класса в любом обществе любой страны мира. Так вот наша русичка была дочерью шахтера, женой шахтера, вполне возможно что впоследствии стала еще и матерью шахтера. Можно ли было ожидать от нее чего-то другого? Вряд ли.

Помню в классе седьмом к нам ненадолго приехала девочка-бурятка Таня Д. Таня была классическая тихоня, которая предпочитала молчать при любых раскладах. Из-за нее я в первый, и, надеюсь, что в последний раз в своей жизни ударила человека по лицу. Это было лицо Наташки Тарасовой, которая при мне никогда не посмела бы что-то такое вякнуть, но когда меня не было в классе, в ответ на предложение учителя сесть за первую парту с Таней Д., поскольку обе были близорукими, она сказала что 'никогда не сядет за одну парту с этой узкоглазой'. Я в тот день ходила к зубному и вернулась только к началу второго урока. Пока я заходила в школу, раздевалась, поднималась в класс, сплетницы нашего класса успели мне все рассказать в красках. Как сейчас помню, как захожу в класс, не подходя к своей парте, не выпуская портфеля из рук, ни говоря ни слова, подхожу к Наташке и даю ей хорошую затрещину. До сих пор помню, как жутко тогда мне не хотелось заходить в класс. И еще я боялась, что у меня не хватит духу сделать то, что должна. Но я уже тогда понимала, что если спустить это с рук, потом у меня, не у Тани Д., которая уехала через три месяца, будут большие проблемы не только с Наташкой. Для кого-то может быть это не стало бы таким уж важным событием, о котором помнишь долго-долго, как, например, для тех девчонок-подростков, которые рано начинают пить-курить и дерутся с одноклассницами и с одноклассниками даже в старших классах. Но для меня это было очень серьезно и уж точно не обыденно. До того злополучного дня я в последний раз покушалась на чужое лицо, наверное, только в детском саду. Всегда хорошо училась, пропадала в библиотеках, закончила музыкальную школу, ходила в театральную студию, читала взапой, никогда не была ни в каких подростковых компаниях, не пила и сигарету попробовала только на втором курсе университета. Одним словом, всегда была хорошей девочкой из интеллигентной бурятской семьи, но все-таки ударила Тарасову по лицу. И не жалею об этом. Даже сейчас не жалею. 

Однако как ни старайся, совсем без сожалений жить не получается. И мое детство не исключение. Пожалуй самое противное детское воспоминание о расизме связано с тем, как я молча проглотила замечание подруги по поводу моей внешности. "Марина, - сказала она, - ты такая красивая, почти как русская!"... До сих пор презираю себя за то, что смолчала тогда и как дура еще и разулыбалась. Но когда тебе пятнадцать, так хочется, чтобы тебя считали красивой и совсем не хочется ссориться с подругой ...

Много лет спустя, когда я осуществляла свою детскую мечту и становилась настоящим политическим журналистом в Москве, со мной произошел еще один эпизод из той же серии. На самом деле, таких эпизодов в жизни любого советского или русского "нацмена" намного больше чем два или три. Особенно в жизни тех, кто не живет всю свою жизнь среди таких же как и он сам. Но обо всем не расскажешь. 

Итак, эпизод под условным номером "четыре".

Тогда я работала репортером в Новостях на канале Телецентр в Останкино. Технология делания репортажа для новостей, кто не знает, и если коротко, то такова: сначала отсматриваешь отснятое на месте видео, отмечаешь нужные "куски" и стэндапы, потом пишешь закадровый текст, визируешь у редактора выпуска и идешь начитывать текст в студию к аудиоинженеру, в самом конце - монтаж, это когда видео-инженер сводит аудио с видео уже для эфира. Случай произошел на предпоследнем этапе. В тот день была смена инженера, который до этого месяц был в отпуске и меня, тогда еще стажера, пока не видел и ничего стало быть обо мне не знал. Здороваюсь, представляюсь, захожу в студию, сажусь перел микрофоном и с первого захода начитываю текст без сучка, без задоринки. Далеко не всегда так получалось, чаще приходилось переписываться по два, а то и по четыре раза, то интонация не та, то слоги сглатываешь. Но в тот раз получилось как по нотам. Инженер с удивлением и удовлетворением смотрит на меня и говорит:

- Какой у вас отличный русский, даже московского акцента нет! - Инженер был пожилой, из старой останкинской школы, работал еще на ЦТ, когда в студиях лежали орфоэпические словари и нельзя было вылезать в эфир со слишком открытым мАсковским «а». Я в ответ решила пошутить.

- Что правда? Я только три года назад начала русский учить!

- Какие вы все-таки неруси талантливые! – сказал он и улыбнулся мне открыто так, искренне и добавил, - Вон Буратаева, которая диктором, ведь тоже не русская совсем, а такая молодец!

Ну вот что с ним сделаешь? Сердиться - глупо, обижаться тем более. Я улыбнулась неудобной такой улыбкой и поспешила в монтажную. До эфира оставалось совсем немного времени.  

Я не знаю и никогда уже не узнаю в какой-такой семье, в каком дворе какого города вырос этот пожилой уже тогда аудиоинженер, знает ли он что-нибудь о том, что это расизм и что в цивилизованном мире люди не позволяют себя таких высказываний даже в шутку. Вряд ли, да это уже и не важно. Он наверняка уверен, что сделал мне и калмыцкой красавице и умнице Александре Буратаевой, с которой меня не раз путали в Останкино, практически шикарный комплимент. (К слову, Буратаева долгое время была любимым диктором всех нерусских России и до сих пор ее помнят, потому что она была первая и долгое время единственная нерусская женщина-диктор телевидения многонациональной России). Просто расизма в России столько, и к нему в обыденной жизни все так привыкли, причем как русские, так и не русские, что без него даже чего-то как будто не хватает. Он въелся во все физические и духовные материи, как те самые скрепы, и слился с ландшафтом российской жизни окончательно и безповоротно.

Пятно на пальто заметно, когда оно одно, ну или когда их три. Но когда пальто представляет собой уже одно сплошное пятно, то грязи уже как бы и не существует. Это уже не грязь, это просто нормальное пальто, или нормальная среда, в которой все привыкли жить не различая пятен. И даже когда в результате зазрязнения пальто приобретает не самый лучший цвет, даже вглядывающиеся воспринимают это как объективно существующую, конечно, не приятную, но все же единственную реальность и философски вопрошают: а было ли вообще пальто когда-либо другого цвета? И нужно ли чистить то, что в общем-то и так носится? 

Когда я задаю этот вопрос своим друзьям из России, не важно русским или нерусским, им это не нравится. Им не хочется об этом вспоминать, не хочется об этом говорить. Да они и не знают, как именно об этом говорить открыто. ПОТОМУ ЧТО В РОССИИ НЕТ ПРАКТИКИ ОТКРЫТОГО ОБСУЖДЕНИЯ ВОПРОСОВ РАСИЗМА И ЕГО УЖАСНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ! Но зато такие вопросы обсуждаются очень активно на пресловутых еще с советских времен кухнях, как правило в моноэтничных компаниях или в семьях, но всегда за закрытыми дверями. При этом в обыденных разговорах люди привычно маркируют  этническую принадлежность тех, о ком пойдет речь. В бурятских регионах это что-то типа "захожу вчера в аптеку, а там женщина-бурятка ... ", или "вчера на улице выдела молодого парня-бурята, так он...". Не просто женщина или мужчина, а непременно бурятка, бурят...

В это самое время, когда расизм везде и его много, все его публичные обсуждения в России, от жестоких убийств на почве ненависти до легкого неприятия людей с другим оттенком кожи сводятся к мантрам в стиле: в Багдаде все спокойно! А в тем временем там давно уже убивают

таких как я,

как мой сын,

как мои родители,

как мои братья,

как мои любимые друзья и их дети... 

Но ВСЕ делают вид, что все равно все спокойно. Даже те, кого убивают...

 

 

 

 

 

Читайте также

Комментировать Всего 40 комментариев

Как же Вы не россиянка, если паспорт у Вас российский! Или у Вас какой-то свой бурятский паспорт? Не русская, да! Но россиянка!

У меня мама была гречанка, и в детстве у меня была совершенно южная внешность, и меня кем только не называли, и грузинкой, и армянкой, и еврейкой, а мальчишки во дворе и жидовкой! Но при всём при том я ощущала себя русской, потому что все говорили вокруг по-русски, я читала и писала по-русски, и как-то своей идентичностью не заморачивалась.  Когда исполнилось 16 лет,и нужно было что-то писать в графу "национальность", выбрала "гречанка" в память о маме, отец был русский, но он с нами не жил. Когда, уже будучи взрослой, поехала в Грецию как турист, то на паспортном контроле в Афинах офицер сказал, что у греков национальность считается по отцу! Слава богу, отменили эту графу в новых паспортах! Все мы, живущие в РФ - россияне!

Эти страшные, дикие русские шахтеры...

Эту реплику поддерживают: Марина Сайдукова

Не имеет значения в данном случае,в контексте этой заметки,ваше ощущение.Вы ещё раз подтвердили наличие рассизма."Меня кем только не называли,и грузинкой,и армянкой..."

Марина, то, что Вы пишете о национализме, к сожалению действительно существует и, как Вы правильно заметили - не только в России. И дремучие проявления национализма всегда безобразны. Но Ваша оценка шахтеров, одним широким мазком - как дремучих и невежественных представителей рабочего класса, как-то тоже цепляет.

Скажу - почему. Мой папа всю жизнь проработал проходчиком в Мосметрострое, по сути - тем же шахтером. Многие станции в Москве построены и его руками тоже. Образование у него было 7 классов, плюс ремесленное училище, но назвать его невежественным не смог бы никто. Человек поэтически и музыкально одаренный, глубоко интересующийся российской историей, постоянно читающий. Но так сложилась жизнь...

К чему я Вам это пишу? Когда мы перестанем навешивать уничижительные штампы друг на друга не только в вопросах национальной принадлежности, но и в принадлежности к профессиям, к местам проживания, к образованию и пр., тогда и станет наша жизнь более гармоничной и безопасной.

Ничуть не сомневаюсь, что ваш папа был прекрасным человеком, стремящимся к знаниям. Но позволю себе предположить, что далеко не все шахтеры считают чтение лучшим времяпрепровождением. Так что ваш папа, скорее всего, был исключением. И потом, согласитесь, было бы нелепо назвать шахтеров образованной прослойкой общества, придерживающейся либеральных ценностей ...

Эту реплику поддерживают: Нелли Ляховски

Знаете, Марина, на мой взгляд нелепо вообще называть шахтеров какой-либо "прослойкой". Шахтер - это профессия, а люди, имеющие эту профессию, могут быть очень разными и по образованию, и по ценностям, которых они придерживаются.

Светлана Пчельникова Комментарий удален автором блога

Монгольский расизм... каких чудес только на свете не бывает.

Расизм - какое-то громкое слово... Хотя... Монголоидная раса есть, отчего бы и расизму не быть... А вот, знаете, Андрей-аға, а у меня есть вот такой опыт: у себя дома в поселке, где казахов было 4% от общего населения, меня дразнили казашкой (ну и эпитетами, кои мне не хочется произносить), а вот в ауле у бабушки, где преимущественно жили казахи, а я не говорила по-казахски на должном уровне (до 15 лет вообще и понимала с трудом) - меня называли русской! Как выжила, не понимаю! :-)

Одинаково не люблю когда говорят: "Эти русские нас казахов... " и "Мы казахи этих русских...." Ненавижу.

Я вообще думаю, что человек начинается на том уровне, где заканчивается это видовое деление. "У нас, у настоящих пуделей, хвостики такие-то, а у вас не такие", хвостики, конечно, можно заменить на что-нибудь духоподъемное, суть не шибко меняется. Как нам было сказано, нет ни эллина ни иудея.

Это вы совершенно верно заметили, человек начинается там, где заканчивается деление на виды. Но в России оно и не думает заканчиваться...

Расизм - процесс дирижируемый, так что никто не застрахован..

Тем более у оркестрантов энтузиазма всегда с избытком.

Эту реплику поддерживают: Марина Сайдукова, Нелли Ляховски

Да, Марина, бытового расизма в СССР была прорва.

Я видел это и по моим друзьям - евреям, и по моим друзьям - африканцам, и по моим друзьям - туркам... Да и сам с ним встречался, когда ездил в Прибалтику или на Кавказ...

Один раз, в стародавние времена, я сам использовал эту штуку в работе...

Был у меня клиент по имени Ашот. И задолжал мне этот Ашот денег... На телефонные звонки не отвечает, на письма - тоже... Не то даже, чтоб сумма была большая, просто отпускать такие вещи - плохо для имиджа... 

И вот я написал Ашоту письмо примерно такого содержания: "я с кем только не работал, и с турками, и с азербайджанцами, и никогда у меня не было такой вот проблемы, как с тобой"... Что было чистой правдой.

И на следующее утро Ашот уже был у меня, привёз долг, и никогда больше не задерживал оплату... 

А мне вот до сих пор как-то не по себе...

Однако, расизм - расизмом, а вот с шахтёрами у Вас тоже как-то нехорошо вышло. По моему невежеству правильного слова я не вспомню, только различать людей по социальному происхождению вряд ли лучше, чем по расовому...

Спасибо, что прочитали текст и что оставили комментарий! По поводу шахтеров, возможно, вы правы. Сам по себе факт относительно благополучного социального происхождения не гарантия ни человечности в человеке, ни ума. Наверное, вы совершенно правы.  

Спасибо за формулирование) моих мыслей, Сергей.

Рада, что Марина отреагировала именно так (см. комментарий ниже)))

Да не вопрос, обращайтесь в любое время...  :)

Эту реплику поддерживают: Лариса Новицкая

В обзоре статистики ОБСЕ о борьбе с преступлениями на почве ненависти сказано (стр. 8):

"Преступления на почве ненависти представляют собой наиболее опасные проявления нетерпимости и дискриминации по признаку расы, пола, языка, религии или убеждений, национального или социального происхождения, неполноценности или на других основаниях."

Марина, лично у меня нет сомнений, что Вы не хотели в своих воспоминаниях и отзыве специально унизить шахтеров или членов их семей, но все же...

Эту реплику поддерживают: Марина Сайдукова

"Мои папа и мама образованные, порядочные и любящие друг друга люди "

А почему образованные важнее чем прядочные? Тренд, вечный тренд преодоления комплексов, стереотипов о малых  и не очень больших народах?

а почему вы решили, что первое значит самое самое главное и непременно умаляет другие?)) 

Не совсем поняла о каком вечном тренде идет речь? Если о том, что мой текст помог вам преодолеть какой-то стереотип о моем народе, я рада. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Нелли Ляховски

Да у меня нет стереотипов. Вы пишете о расизме русских. У нас в классе учились евреи, грузин, армянин, белорус. И никакого расизма не было. Так как я занималась спортом, мне удалось побывать во многих городах разных ремпублик, в команде нашей были дети из разных семей, но никогда проявлений расизма не было. А вот нас в Могилеве чуть не побил взрослый дядька, от которого мы убегали через черный ход магазина, на Украине, нас назвали поганными москалями, за что, я понять не могла нам было по 18 лет, в Грузии нам сигналили машины, когда мы бегали по шоссе, но мне в голову не прийдет обвинять все эти народы в расизме. Тренд в том, что люди не умеют отстаивать себя. В Вашей истории, меня удивило то, что нет никакого расскза о реакции учителя на фразу этой девочки. Если Вы рассказали, то как поступили Ваши родители? Пошли ли они в школу выяснять, как такое оскорбление, пускай не их дочери могло остаться без внимания учителя и оценки такого поведения.

А почему Вы не рассказали родителям об этом случае - "С ускоглазой я не сяду"? 

а отчего вы решили, что не рассказала? 

Aleksander Szczęsnowicz Комментарий удален автором блога

Казанская школа. Одна из лучших. Да ладно , самая лучшая.  Мы пришли в нее в седьмой класс. Наша классная руководительница -учитель русского языка и литературы.  И она заполняет классный журнал, сведения об учениках, где в ту пору была графа "национальность".

 Я прямо вижу, как она быстренько прикинула : всякие Ивановы-Кузнецовы -- пишем "рус", Хайруллины-Губайдуллины -- "тат". О, есть "Еременко" - понятное дело, "укр" , плевать, что он фамилию отчима полгода назад взял. Осталось четыре фамилии. Эмих, Ирнис, Ковлер и Шамис. Естесственно(хотя на самом деле, одна фамилия латышская, одна -немецкая) - "Евр"!  Но тут она задумывается.... С мамой Ковлера она успела познакомиться  и точно помнит, что она -татарка. 

В общем, первые матерные слова от сверстников я услышала в седьмом классе, когда мы открыли журнал и увидели в этой графе напротив фамилии "Ковлер" - "гибрид".....

это не шовинизм....)))) это чистая правда.....

Aleksander Szczęsnowicz Комментарий удален автором блога

Андрей Коваленко Комментарий удален автором блога

Iouri Samonov Комментарий удален автором

И вот так, нежданно-негаданно, узнал я, что в Бурятии есть национализм. А я, дурень,   уж который год говорю о Бурятии, как о примере мирного взаимообогащающего сосусществования народов - буддизму не в последнюю очередь благодаря.

С другой стороны, невроз можно нажить на чем угодно. Одна знакомая девочка страшно боится белой муки - врачи сказали ей, что мука вредна. Теперь соколом смотрит дева на все продукты - не напихали ли муку злокозненные производители. 

Спит плохо. 

Всегда есть место новому знанию, Костя! ;) Пару лет назад наткнулась на твой роман в сети. Понравилось. 

И столько их новых, Марина, что даже страшно все впускать))

Ага, роман веселый. Мне уж давно разонравился, но по сети гуляет вовсю.

ну раз гуляет, значит люди читают. Несмотря на то, что он твой, теперь он как бы сам по себе. Это как рождение ребенка - назад родить нельзя, вроде твой, родной и в тоже время отдельный, самостоятельный человек со своей собственной душой и головой. Ты что-то пишешь сейчас? И где ты сейчас, по-прежнему в Европе?

Ага. Выйдет кое-что скоро. Я же курсирую между Москвой и Берлином. Ты где сейчас? Где-то в Америке?

очень точное определение - где-то в Америке). Да, в Северной Каролине с прошлого года. Мы когда в Кембридже жили, то же постоянно в Мск мотались. Костя, я нашла тебя в ФБ!  давай дружить!

И тем не менее в этой расистской стране Вам, бурятке, как и калмычке Буратаевой удалось сделать неплохую карьеру на телевидении, да не в Улан-Уде, или в Элисте, а в самой Москве. Вы конечно считаете, что заняли свои места по праву, ибо невероятно талантливы. Но не отказывайте и русским в праве так не считать. Да нам не нравится, что на радио, телевидении, в сми наблюдается интеллектуальный прессинг в первую очередь евреев и кавказцев. Остальные так называемые "нацмены" здесь просто, как говорится, попадают "под горячую руку". Русские в советское время из нации бесправных крестьян превратились в основном в нацию бесправных рабочих и естественно им не нравится, когда кто-то из представителей нацменьшинств занимают более высокие места на социальной лестнице. И пока жизненный уровень основной массы государствообразующего этноса будет таким низким этот "расизм" не изжить. Так сложилось исторически, а вовсе не оттого, что русские невероятно тупые и в большинстве могут занимать толькое низшие ступени социальной лестницы.

Я не считаю расизм исключительно русской проблемой. В той или иной степени от него страдают многие страны. Я просто делюсь своим личным опытом, и так уж случилось в жизни, что это опыт русского расизма. Я понимаю, что неуютно, когда потомки колонизаторов в целом живут не лучше, а зачастую хуже потомков колонизированных. И это раздражает. Но мы, как и другие этнические меньшинства часто живем лучше и добиваемся большего не благодаря, а вопреки. Возможно в том числе и оттого, что сталкиваемся с жесткой конкуренции из поколения в поколение. Когда я работала в Москве, мне нужно было быть на голову выше любого москвича(чки), как и всем провинциалам, на голову выше любого мужчины, претендующего на ту же позицию, как и другим девушкам, а также знать русский язык лучше любого русского, как нерусской. Моя бабушка, закончившая физико-математический факультет Иркутского госуниверситета в 40-е годы, также конкурировала по каждой из этих позиций и была единственной буряткой на факультете и, само собой, одной из лучших студенток университета. 

Многовековое рабство крестьян в России, о котором вы пишите, конечно же, очень сильно повлияло и до сих пор влияет на образ мышления людей и социальные отношения в целом. Не говоря уже о его вкладе в укоренение патернализма как доминанты в отношениях среднего россиянина к государству. 

Никто не утверждает, что русские тупы, или, напротив, умнее других. ЛЮди как люди, не хуже и не лучше других. А тот факт, что вас раздражает интеллектуальный прессинг евреев и кавказцев, то здесь наши мнения расходятся - я его не чувствую, и стало быть меня он не раздражает. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

И снова "великий "народ евреи прессингуют...Уже ,вроде...и не осталось евреев,а всё равно "великие" под прессингом.

Не конструктивно, конечно же, но так и подмывает предложить таким вот запрессингованым воспользоваться способностью к воображению и представить себе Россию таки без евреев, кавказцев и всех нас остальных нерусских. Заходишь в метро имени ВИЛенина- одни русские люди. Включаешь телевизор - никаких буратаевых, спиваковых, параджановых. Никаких карповых-каспаровых российских чемпионов мира. Вообще нигде ни одного нерусского лица. Но ведь так и будет - европейцы, азиаты, американцы и другие нерусские только ради прекрасной идеи к чистоте русского народа поддержат ее продвигателей и не станут докучать своими визитами, чтобы не портить невероятно этно и расово безупречной картины русского мира. Если серьезно, грустно все это. Печалька!

Эту реплику поддерживают: Нелли Ляховски

Мне не грустно,противно,мерзко.Мне уже здесь пришлось столкнуться с блюстителями грамотности русского языка,которые себе позволяют делать смешные,грубые ошибки,врут нагло...Это,наверное,тоже представители "русского мира".

а всё равно всё будет хорошо, при наличии разума и осознания у всех участников любых "национальных" конфликтов. А это также предполагает спокойное наблюдение за ситуацией... ( или относительное спокойствие). Иначе... собаки быстро видят эмоцию и бегут кусать и гавкать.. Некоторые люди делают также.

попытки сразу делить по национальности без разбора при дальнейшем рассмотрении часто ( но не всегда) показывают автоматизмы мышления..

Человеку думать некогда, взял навесил ярлык, при том что человек то в жизни может быть ценный полезный во всех отношениях..

ключевая фраза в вашем комментарии - наличие разума и осознанности. Да, нам всем не помешает ни то, ни другое.

Эту реплику поддерживают: Нелли Ляховски

Новости наших партнеров