Все записи
23:29  /  25.04.15

3319просмотров

БЫТЬ ДРУГИМ или разговор о традициях с нетрадиционным бурятом

+T -
Поделиться:

 

С Эрдэни Дагбаевым мы познакомились много лет назад, когда я руководила предвыборным штабом одного из кандидатов в депутаты Госдумы от Бурятии. Мне тогда предложили его в качестве личного помощника. Поначалу я посмотрела на это предложение скептически, но потом по-настоящему оценила его как, пожалуй, лучшего помощника, который у меня когда-либо был: обязательный, аккуратный с документами и деньгами, собранный, ровный, всегда доброжелательный к людям, и просто приятный в общении человек.

Но сегодня я предлагаю вам разговор совсем на другую, намного более частную тему. Месяца два назад я предложила Эрдэни записать это интервью, совершенно не надеясь на его согласие. Но он согласился. Вот так я узнала об еще одной стороне его характера - мужестве быть другим и не бояться открыто говорить об этом. 

О том, кто такой "настоящий" бурят и почему кому-то одинаково хорошо как в церкви, так и в буддийском храме, о кармической связи явления и событий, высокомерии и мечте стать президентом Бурятии наш разговор с Эрдэни Дагбаевым.

Эрдэни Дагбаев

Эрдэни Дагбаев: Слушайте, я вот думаю, а настолько интересно обо мне будет кому-то знать?

Марина Сайдукова: А что вообще делает человека интересным?

Его мысли, его поступки и действия, какие-то достижения, наверное.

Но ведь каждый мыслит и действует. Ну, или, думает, что мыслит, но это не всегда интересно.

Тогда чем я вам интересен?

Мне ты интересен как человек, прежде всего. Ну и как человек, принадлежащий к меньшинству, к которому я не принадлежу. Мне интересно заглянуть в твой мир, и описать то, что увижу.

Спасибо, Марина! Скажу честно, если бы вы предложили мне рассказать о себе, когда мне было 17 лет, я бы на это однозначно не пошел. Но так как я давно осознал свою непохожесть и принял себя какой есть, и мое окружение узнает об этой стороне моей жизни, то почему бы и нет. Но я думаю, ничего принципиально другого в нас нет. То обстоятельство, что я предпочитаю любить человека своего пола, не делает меня другим.

Думаю, ты прав и это вопрос выбора, что для наблюдателя важнее - то, во что человек верит, о чем думает, от чего страдает и что его делает счастливым или то, с кем он спит. Однако, большинство все же думает, что Фройд прав, сексуальность решает все, а стало быть вы - другие.

- Большинство мыслит стереотипами. Если не такой как все, значит у него точно 6 палец. Но у нас все так же, как и у других людей. Это же только одна сторона твоей жизни. И я не говорю об этом со всеми подряд, даже не все близкие люди должны об этом знать. Потому что не все готовы это знать.

А кто из твоих близких знает об этом?

Сейчас практически все. Раньше было сложнее, приходилось жить двойной жизнью.

Wolfgang Lettl

Когда мы познакомились, насколько я помню, твои родители еще не знали об этой стороне твоей жизни.

Не знали, но догадывались, так как они родители. Но мы никогда на эту тему не говорили. Но постепенно через какие-то бытовые, житейские вещи, когда, например, встал вопрос о семье, детях, они постепенно стали понимать, что у их сына, к их большому сожалению, ничего этого не будет в общепринятом понимании. Когда-то и у меня самого были планы иметь семью. В 21 год я хотел женится, была попытка уйти от себя. Мне всегда нравились девушки, я всегда обращал внимание на женскую красоту, ну и на красоту вообще. Я встречался с девушкой и у нас почти дошло до свадьбы. Но потом понял, то будет трудно себя обманывать, и еще труднее обманывать девушку.

И как ты об этом ей сказал?

Я сказал, что, скорее всего, я совершаю ошибку, выдаю желаемую любовь за действительную и что я ей просто вру.

То есть ты признался ей, что ты гей?

Она сама все поняла своей чисто женской интуицией. Все было очень серьезно между нами, и не без драмы. Были ссоры, догоняшки. Я потом даже "одумался", и решил сделать еще одну попытку создать семью, но с той стороны уже ничего не было. Нужно отдать ей должное, она поняла, что лучше остановится сейчас.

А как ты сказал об этом маме?

Мама сама все поняла. Например, когда я сказал, что я хочу жениться, через какое-то время она спросила: Может быть ты торопишься? Она не сказала, что девушка неподходящая, или, что мне рано женится. Она просто чувствовала все и сказала, что лучше себя на обманывать. На что я ответил, что должен. “Ну женись тогда, уже взрослый, сам знаешь, что делаешь”.

Но мамины слова все равно повлияли на твое решение?

У меня такое ощущение было, что когда мы отменили свадьбу, мать в душе успокоилась.

С отцом сложнее было?

Когда я сказал, что женюсь, отец был очень рад. И все обрядовые вещи, чисто бурятские, он все сделал от начала до конца. Мы хадак поставили, в дацан съездили, готовились к свадьбе. Ну когда все расстроилось, он сказал, что наверное так и должно было быть.

Мне кажется тебе очень повезло с родителями. И твои родители настоящие практикующие буддисты-миряне. У меня есть друзья геи, не много, но есть. Из их рассказов я знаю, что у многих был тяжелый опыт с родителями. Некоторые вообще отказываются от своих сыновей и дочерей. Я думаю, тебе действительно повезло, несмотря на традиционность твоей семьи.

Да, иметь семью и детей - это наши традиционные бурятские ценности.

Love couple under green sheets by AEnigm

Мне кажется, что другим быть не просто. Особенно сейчас, особенно в России.

Для многих, наверное, это тяжело. Но для меня это больше не проблема, потому что я себя принял.

Наверное, среди читателей моего блога найдутся те, кто уверен, что настоящий бурят не может быть геем. Хотя, мне вообще не нравится это выражение "настоящий бурят”. Что вообще это значит? И кто решает, кто настоящий, а кто нет?

Я сейчас скажу банальщину, наверное, но сексуальная ориентация традиционная или нетрадиционная, не имеет никакого отношения ни к национальному признаку, ни к этнической принадлежности.

И это, полагаю, не мешает тебе любить свою культуру

Не думаю. Я считаю, что мои предпочтения, в том числе и сексуальные, это мое личное дело. Но, к сожалению, иногда это становится и делом тех, с кем я сталкиваюсь по жизни.

Как это проявляется?

Некоторые когда узнают, что я гей, говорят "Опа!". Потом пауза. Некоторые теряются совсем, не знают как реагировать, это видно по мимике, жестам. Бывают даже, что люди берут тайм аут. Но мне все равно везет на хороших, интересных людей, которые судят меня по моим человеческим качествам. Но сейчас я огранил круг своего общения.

Почему?

Наверное, просто жизнь разводит, интересы становятся разными, у кого-то приоритеты другие, так что пути-дорожки расходятся. Все близкие люди нормально к моей ориентации относятся, потому что я сам к себе нормально отношусь. Меня этому научил один мой бойфренд, который сейчас является гейактивистом в изгнании, он сейчас живет в Мадриде. Я вообще очень многому у него научился.

Например чему?

Быть собой.

В наше время, впрочем, как и во все времена, это роскошь

Да, большая роскошь, не у всех получается.

Чему еще научил тебя этот парень?

Когда мы с ним познакомились, ему было 21, мне почти 26. В свои 21 он уже был достаточно смелым человеком. Помню как мы поехали знакомится с его мамой. Он сам из Липецка. В Москву, Питер и другие большие города многие геи, в том числе, буряты, едут, чтобы там найти себя.

И как тебе показался Липецк, мама твоего бойфренда?

Липецк меня, честно говоря, не сильно воодушевил. Я думаю, что маме было бы приятнее, если бы Алеша привел девушку, а не парня. И, кажется, она была немного в шоке, хотя и знала, что ее сын гей. Потом мы поехали знакомится с его бабушкой в деревню.

И как бабушка?

Когда мы уезжали, она не сказала нам, любите друг друга, сказала дружите и уважайте друг друга.

А ты когда-нибудь знакомил своих родственников со своим бойфрендом?

Маму я заочно познакомил со своим бой-френдом где-то лет пять назад.

Ты сказал, что раньше, до отъезда в Москву, быть геем в Бурятии тебе было непросто. А сейчас как?

Я почти 9 лет прожил в Москве, потом вернулся, чувствую, что все равно на время вернулся. В Улан-Удэ, мне кажется, по крайней мере, нет агрессии. Раньше агрессия витала в воздухе, сейчас она приобрела форму нейтральности.

Это на улицах?

И на улицах тоже. Такое ощущение, когда будто люди закрывают на это глаза. Раньше были косые взгляды, могли пальцем ткнуть и прочее. Сейчас, наверное, больше проблем стало своих у людей, или может быть я стал просто меньше внимания на это обращать. Скорее всего и раньше такого не было, потому что когда человек себя чувствует неуютно, сам с собой не в ладу, это схоже с ощущения мании преследования. Как будто бы все знают, что ты "вор". А когда ты сам с собой в ладу, тебе все равно, что о тебе думают незнакомые люди. И нет такой провокационности в поведении и в манерах. Раньше был вызов, мне хотелось ярче одеться, я мог выкрасить волосы во все цвета радуги, надеть кожаные штаны и так гулять по Улан-Удэ. Сейчас внешняя оболочка ничего не означает для меня, внешнее перестало превалировать, быть показателем.

Я рада слышать, что тебе с самим собой хорошо. Этого многим не хватает. Расскажи о гей культуре в Бурятии. Что она собой представляет?

В Бурятии есть геи и есть своя гей-культура. Геи есть среди деятелей культуры, которых все в республике если уж не любят, то уважают. Есть они и среди офисного планктона. Но никто открыто не говорит о своей ориентации. Хотя некоторые известные люди особо уже ничего и не скрывают, живут парами.

Тебе приходилось сталкивать в проявление гомофобии по отношению к себе не на улице, а скажем в среде коллег?

Да, приходилось. Но я бы не назвал это гомофобией. Просто существуют негласные правила, которым все следуют. Мне например, однажды так и сказали, что я бы получил определенный пост здесь в Улан-Удэ, если бы формально был женат.

А есть в Улан-Удэ тематические ночные заведения?

Раньше в Улан-Удэ было одно такое кафе в здании Бургражданпроекта, "Тропик" называлось, там собирались тематические ребята. Потом я уехал в Москву, говорят хозяин продал кафе и “Тропика” не стало.

А сейчас?

И сейчас нет. И вообще, сейчас геи перестали рисоваться.

Может они стали бояться?

Мне кажется наоборот. Они стали намного свободнее, сейчас в любом нормальном ночном заведении всегда можно пару-тройку ребят увидеть. И никто в их сторону пальцами не тычет. Есть да есть, и всем параллельно.

Отлично же!

Да, это хорошо. Я не говорю, конечно,о тех заведениях, где неважно гей ты или нет, но если что, стаканом или кружкой по башке получишь. В нормальных заведениях, где собирается публика интеллектуально развитая и образованная, они не обращают на геев или леcби никакого внимания. Ну и сами геи перестали провоцировать

Почему? Ни у кого больше нет в душе протеста, желания выпендрится?

Нет в этом нужды просто. Они общаются по интересам, а не кто с кем спит.

Ты говоришь противоречивые вещи. Вроде в России гонения на геев и леcбиянок. Законы разные странные приняты. На каждом углу об них кричат, как об угрозе чуть ли ни мирозданию, а гее стали свободнее.

В Москве и других мегаполисах, где очень много людей нашей ориентации, геи и леcбиянки порой сами провоцирую натуралов на неадекватное поведение. Мне кажется, в провинции никогда не было засилья гей культуры. Я не сторонник парадов или хождения под ручку, я не буду демонстративно целоваться на улице. Это личное дело каждого человека и не надо это всем показывать. В Улан-Удэ никогда не было расцвета что-ли гей-культуры, было когда-то одно единственное заведение, были закрытые вечеринки в Александр хаус, но не успев расцвести, гей-культура ушла внутрь себя. Она есть, конечно, приезжают ребята из Новосиба, из Томска, устраивают вечеринки, часто они бывают миксовые. Но все спокойно сосуществуют. Или может быть я чего-то не знаю или просто перестал быть клубным. Правда, один мой знакомый сказал мне прошлым летом, что в городе есть опредeленная группа гомофобов, которые назначают свидание через соцсети, a потом избивают и даже убивают людей.

А ты не боишься столкнутся с этими, назовем их сторонниками активно-агрессивной гомофобии, если они на самом деле такие есть в Улан-Удэ?

Я давно перестал со всеми подряд знакомиться. Так что, вряд ли. Мне хватает моего общения, и нет нужды с кем-то знакомится в сети.

Мой коллега по юниту в Кембриджском университете и его друг - один француз, другой итальянец, - в прошлом году специально ездили в Калифорнию, чтобы официально оформить там свой брак. Ты никогда не хотел официальных отношений?

Нет. Я никогда этого не хотел. И с одним из моих партнеров мы расстались потому, что он, напротив, всегда хотел обладать всеми правами гражданина, в том числе и правом вступить в брак.

Почему?

Для меня свобода не означает каких-то официальных отношений. Я очень понимаю людей, которые живут в гражданском браке, потому что штамп в паспорте не имеет значения.

 Bargu and Bulagchin by Vlad Urbakhanov

Насколько я понимаю геи женятся, чтобы например, иметь право сидеть у кровати умирающего партнера, ну или завещать ему их общую собственность.

Ну, в России сидеть у кровати умирающего никто не запрещает. Я пять лет прожил с человеком, он достаточно известный в России актер кино. Его бывшая жена и дочери знали о наших отношениях. Так вот три с половиной года из совместных пяти мы боролись с его раком. Когда он умирал, никто мне не запрещал быть рядом.

Наверное, его дочери были не против. А как они относились к тебе, к вашим отношениям?

Я не могу сказать, что мы лучшие друзья, но мы были и сейчас остаемся в хороших отношениях. В артистической среде вообще к этому относятся нормально, но я допускаю, если бы это были люди обычных профессий, то возможно у нас было бы больше проблем.

Ну а если бы он захотел оставить тебе что-то?

Там оставлять было нечего. Но он мне очень многое дал в человеческом смысле, в личностном. После его смерти я остался в долгах, потому что мы на его лечение занимали деньги, брали банковские кредиты

… которые ты сейчас выплачиваешь

Да, выплачиваю.

Я соболезную твоей утрате, Эрдэни.

Спасибо. С одной стороны, я понимал, что это хорошо, что человек перестал страдать. Но я очень долго не мог его в мыслях отпустить.

Почему? Это эгоизм?

Скорее всего, да. Такое эгоистичное себя жаление. Отпустить его мне помогли некоторые вещи и обстоятельства. Моя семья, друзья, ну и время, конечно.

А как твоя семья помогла?

Его не стало накануне нового 2014 года, 14 декабря. Я позвонил маме, она сказала, что мне, наверное, лучше приехать домой. Я после этого еще месяц жил в Москве, стал в себя приходить, потом все-таки домой приехал. И это мне помогло. Можно было остаться в Москве, загрузиться работой, уйти в нее с головой. Не знаю, было бы лучше или нет. Одним словом, случилось, как случилось.

А как же буддизм, Эрдэни? Он тебе не помог?

Я, наверное, скажу не очень уютную, для многих бурят, вещь. Раньше, когда я был моложе, я не был религиозным, но был верующим человеком. И буддизм помог мне в осознании самого себя. Научил меня принимать себя. У нас же как в буддизме, мир должен быть у тебя в душе, внутри тебя. Все внешнее - приходящее и уходящее. На самом деле, человеку ведь не так много нужно. Нужны определенные средства, чтобы не умереть с голода, чтобы где-то жить, нужна работа и т.д. У меня сильно приоритеты поменялись, раньше я хотел стать первым бурятским президентом, заработать кучу денег для себя и своих родителей, еще чего-то там. А сейчас я думаю, что само главное просто жить, любить и стараться быть счастливым.

Мы с тобой на одной волне, я стараюсь быть счастливой каждый день, как бы идиотически это не звучало.

Об этом все говорят, но не у всех это получается

И у меня не всегда получается, для этого нужно осознанные усилия и внутренняя дисциплина, в смысле умения контролировать свои мысли и страхи

Когда мой друг боролся c раком, я в Москве ходил к Матроне Московской, просить для него здоровья. Он православный христианин. Вообще раньше идея пойти в церковь меня никогда не воодушевляла и я не ходил туда. Но тогда я понял, что стало все равно где находиться: в дацане или в церкви. И там, и там я чувствую себя хорошо.

Классно же!

Тогда в Москве я еще часто ходил в Елоховскую церковь.

Очень красивая церковь! Однажды я даже была там на обряде крещения. Русская прабабушка 5-летней девочки, у который были серьезные проблемы с глазами, попросила ее родителей якутско-еврейских кровей, и лишь на одну восьмую русских, крестить правнучку. Она хотела молиться за правнучку в церкви. Мама девочки, еврейка, кузина моего друга, не смогла отказать в такой просьбе. Мы все поддержали их и собрались на крестины в Елоховской церкви. Мне кажется, православных христиан среди нас тогда вообще не было. Но вернемся к нашему разговору. В России, как и в Бурятии, очень традиционное общество, а ты, мало того, что гей, так еще и в церковь ходишь. Ты не боишься быть обвиненным в полной потере бурятской идентичности-аутентичности даже несмотря на твое владение родной культурой и блестящее знание бурятского языка? Или, как в русской поговорке, семь бед - один ответ?

Не боюсь. Если я считаю себя бурятом, никто не может мне отказать в этом. Ну в смысле, это же мое ощущение, моя идентичность. У меня сейчас совсем другая проблема. Я стал себя чувствовать череcчур свободным. Вот думаю, куда меня приведет это моя свобода? Я не говорю о свободе от главных заповедей человеческой жизни, не убий, не укради, не суди т.д., я говорю о духовной свободе.

Свобода духа - это сложный вопрос. Конечно, если сосредоточиться, то на самом деле можно улететь и не вернуться как в осознанном сновидении. Но сначала, надо научиться “улетать”, знать как воспарить духом, ну и понимать куда и зачем. Это, на мой взгляд, сложный философский вопрос и вопрос практики медитаций. А что для тебя значит духовная свобода?

У меня бабушка, ей 95 лет. Я смотрю на нее, когда она сидит и тихо читает мантры, и понимаю, что она, в принципе, уже свободна. Все эти мирские наши хлопоты ее не трогают. Она, конечно, сопереживает нашим проблемам, но у нее уже нет привязанностей, ей все это уже не важно. Большинству людей еще очень много чего надо, что-то нажить, заработать, а для нее это все уже в прошлом, это ей уже не нужно. Она свободна.

Хорошо, наверное, не просто стареть, но и умнеть при этом. Но тут без гарантий. Мы все когда-то состаримся, но вот помудреем ли, это еще вопрос...

Я хотел еще кое-что сказать про веру. Я как-то гулял по парку, потом сел на скамейку и стал читать, у меня был с собой "Сид" Корнелия. Какой-то человек подошел, спросил можно ли присесть. “Конечно”, - ответил я. И так слово за слово, мы начали разговаривать. Он говорит: Вы, наверное, буддист. Я ответил, что да, по рождению я буддист, но сейчас я прихожу к тому, что Бог один. И даже не Бог, ни какой-то конкретный образ, а скорее нечто такое, как эфир. Ты его не видишь, но его присутствие ощущаешь. Когда мой друг умер, я спрашивал “Почему? За что?” И были минуты сомнения. Я засыпал с мыслью, с вопросом: “А есть ли Ты на самом деле?”

А есть ли Он? И Он ли?

Ну раз мы говорим о Боге, вернее о вселенском разуме, то, наверное, все-таки Он. Но Он не в смысле, что обязательно мужского рода, это скорее неопределенный род какой-то.

Так уже лучше. А то я хотела было заподозрить тебя в мужском шовинизме) Я тоже думаю, что если Что-то и есть, то это Что-то явно за пределами любых человеческих категорий, например категории пола.

Когда я себя жалел и спрашивал “Почему со мной, за что”. И тогда я начал вспоминать тех, с кем я поступал нечестно. Тех, кому я лгал, тех, кому причинил неприятности разные и даже сделал очень больно, наверное.

Я, конечно, не ректор в католической церкви. Но раз такое дело, давай, признавайся, что еще натворил!

(смеется) Все, что сделал, что натворил - все мое.

То есть ты признаешь причинно-следственную связь “преступления” и следующего за ним “наказания”? Иными словами, кармическую связь явлений и событий?

Не могу сказать, что совсем по Достоевскому преступление и наказание, больше по Толстому.

А как именно по Толстому?

По Толстому, в моем понимании, это когда не сильно стараешься, чтобы мир тебя понял, но и не пытаешься непременно понять весь мир.

Каким ты стал опасно философичным, однако

Иногда я сомневаюсь, то это философия, иногда думаю, что это просто софистика.

Night Train to Asakusa by algaegoblin

Самое важное, на мой взгляд, что ты сомневаешься и думаешь. А в чем ты не сомневаешься?

Наверное, в том, что у каждого своя дорога. Я когда начал осознавать, что и “преступление” и “наказание” все это мое, я сначала себя ругал, как я мог так поступать - врать, обещать и не выполнять, изменять, в общем делать все то, что делают молодые и глупые люди. В тоже время я начал принимать себя и свои ошибки как есть. Я сказал себе - я есть, какой есть и это мой путь.

Это как-то повлияло на твое отношение к другим людям?

Думаю, да. Когда люди говорят, что окружающие живут, например, лучше их, что все у них ровно и вовремя, работа хорошая, они вовремя получили образование, женились или там детей родили, это может быть только видимостью. Мы же не знаем, что и как там на самом деле. В 8 утра люди уходят на работу, в 5 - домой . И так много-много лет. Многие мои родственники так жили. Когда я раньше думал о людях, у которых все вовремя и ровно, но убийственно скучно, я себя тогда поймал на высокомерии. Как они могут так жить, никаких красок, никаких буйных чувств, переживаний, борьбы за права любить того, кого хочешь любить, как в моем случае. Потом стал понимать, что у каждого своя дорога и все. И я не лучше и не хуже тех, у кого все ровно или не ровно.

Ты часто сам себе врешь?

Стараюсь не врать. Стал прислушиваться к себе и не обманывать себя, не выдавать желаемое за действительное.

А другим?

Другим я не вру, потому что себе больше не вру.

Ну, Эрдэни, ну, вот это вряд ли. Мы все врем понемногу, ну или как выражaется один из моих хороших друзей, неаккуратно пользуемся гиперболой. И зарминда как никогда, по-бурятски говоря.

Если вы о том, что иногда лучше не сказать всей правды, то тогда вру. Я считаю, что порой на самом деле бывает лучше промолчать, потому что правда она не всегда приятна. Иногда люди и сами знают эту неприятную правду, и когда кто-то со стороны им об этом говорит, это обнажается и это больно.

И это лишнее. Я согласна. Эрдэни, а тебе не плохо от того, например, что если правильно тебя поняла, у тебя никогда не будет сына ли дочки?

Нет.

Почему?

Мне почему-то всегда хотелось иметь приемных детей, не своих. Наверное, я уже в детстве чувствовал, что своих мне не иметь.

Почему? Ты не веришь в свои гены? Ведь можно же прибегнуть к суррогатному материнству?

Нет, гены-то хорошие. Гм… я не знаю что ответить. Недавно я смотрел передачу со Светланой Будашкаевой. Они детям больным помогают, просто спасают их. Так вот я думаю, что мне надо к ним присоединится, участвовать где смогу, поработать волонтером может быть. Пока я еще не готов, но постепенно, думаю, что к этому приду. Даже если не смогу помочь деньгами, постараюсь что-то полезное сделать. Но я не хочу, чтобы это было импульсивно, а потом все быстро закончилось. Не хочу один раз прийти, помочь, а потом пропасть.

Эрдэни, ты становишься сентиментальным. Это старость? Я шучу, конечно.

До старости нам еще далеко. Но мы уже не дети, но меня устраивает мой возраст.

А меня - мой. Как удачно сформулировала моя подруга-парижанка: 40 лет - это когда ты полностью прочитал инcтрукцию по применению себя!

Xорошо, когда человек живет в гармонии со своим возрастом и не хочет быть ни старше, ни младше. Если хочешь быть моложе, значит живешь прошлым, если старше - то живешь в иллюзии. Кто-то скажет сейчас: ну, все, софистика началась.

Тогда мы оба софисты, потому что я тебя понимаю. Чем больше я тебя слушаю, тем больше мне кажется, что не в юности, когда ты был верующим, но не принимал других традиций, а именно сейчас ты настоящий буддист.

Может быть.

Если я правильно поняла, ты больше уже не мечтаешь стать президентом Бурятии. О чем ты мечтаешь сейчас?

Мне хочется заниматься бурятскими культурными проектами. У нас в Улан-Удэ есть классный молодежный камерный оркестр. Они так классно играют! Hе скажу, что пока был в Москве, то просто жил и спал в зале Чайковского московской “консервы”, но я там бывал регулярно и как любитель классики, считаю, что наши ребята играют очень хорошо. Хотелось бы заниматься похожими проектами. Еще я решил попробовать заняться дизайном одежды. Когда-то давным- давно я рисунки свои корявые показывал Славе Зайцеву. Он не похвалил мои рисунки, но сказал: Ты не отпускай мечту!

Тогда зачем дело встало?

Да, сейчас самое главное, научиться снова мечтать, как в детстве. И снова мечтать как мечтает ребенок. Ну, не о том, о чем было модно, ну или престижно мечтать, когда ты уже вырос. Я как и многие буряты, в свое время поступил в аспирантуру.

По каким наукам?

По литературе. Но не защитился, к сожалению, но теперь думаю, что к счастью.

Стадность обесценивает науку. И судя по последним диссертационным скандалам, наши бурятские чиновники тоже внесли свой вклад в процесс.

Но и осуждать этих людей я бы не стал, они идут своей дорогой.

Я думаю, что ты не только буддист, но и настоящий бурят, традиционно осторожный в тонких вопросах

)))

А были среди тех, кто взял time-out в ответ на твое признание, кто так и вернулся?

Очень мало, но были. И к сожалению, среди них был мой самый лучший друг.

Чтобы ты сейчас ему сказал?

Ничего.

Почему?

У него своя дорога.

То есть ты принимаeшь людей, которые не принимают тебя?

Не все же должны понимать и принимать меня, так же как и я не всех понимаю. Это на самом деле был мой самый лучший школьный друг. Я его очень хорошо понимаю, ему, наверное, стало страшно. А вам действительно все это интересно слушать про меня?

Да. Я вообще уже несколько лет как занимаюсь только тем, что мне действительно интересно.

Когда мы познакомились, я как-то сразу это понял. У меня было ощущение, что для вас это главная прерогатива - делать, что нравится.

Ну ты знаешь, это как у советского поэта Ваншенкина: “Не дай вам Бог, познать заботу об ушедшей юности тужить, делать нелюбимую работу." Дальше не в рифму, потому что в моем случае, с нелюбимым мужчиной жить. Но я к этому не сразу пришла. Но оставим меня и то, куда я пришла и от кого ушла. Скажи, в твоей голове сложился образ идеальных отношений гей-пары?

Идеальный отношений для меня пока нет.

Пока или уже?

Когда человек ловит моменты счастья, когда он по уши влюблен, он счастлив и тогда все идеально и отношения, кажется что идеальные. И может и на самом деле в этот момент они идеальные. Но всегда быть влюбленным невозможно ведь.

Мы, наверное, разочаровываем людей условной нормальность нашего с тобой разговора. Кто-то скажет, тоже мне интервью с геем. Где шокирующие подробности? Где откровения?

Да, у нас, получается все прилично, и даже консервативно. Но это на самом деле то, в чем я живу сейчас - настоящий момент моей гейской жизни (смеется).

Что ты сейчас читаешь?

Сейчас я никого не читаю. Вот уйма времени, но у меня нет почему-то тяги что-то читать сейчас.

Как-то не интеллигентно получается. Как-то вне образа

Да, как-то ленивенько.

А ты ленивый человек?

Ужасно!

Я тоже страшно ленивая.

Я человек настроения. Читать все подряд и не понимать, что ты читал не вижу смысла. Много лет назад, мне мой друг посоветовал почитать Орхана Памука. Мне было 26, и я тогда не был готов к нему. Я тогда его вообще не понял. Сейчас думаю, что скоро до него дойду, дозрею.

Мне нравится Орхан Памук. Но ты знаешь, несмотря на то, что он единственный турецкий нобелевский лауреат по литературе, в самой Турции есть те, кто к нему неоднозначно относится .

Может они еще не дозрели до него, как я в свои 26 лет?

Как, возможно, не дозрели и те из бурятских патриотов, кто считает, что настоящий бурят геем быть не может. И что притеснения сексуальных меньшинства -  те же тапки, только сбоку та же самая социальная болезнь, как и притеснения любых других меньшинств, этнических или расовых.

P.S. В ходе разговора Эрдэни обращается ко мне на "вы" не потому, что когда-то был моим помощником, а потому что согласно нормам бурятского этикета именно так принято обращаться к старшим, даже если разница в возрасте небольшая. Вообще я со всеми, кроме близких друзей, разговариваю на "вы", но ничего не могу поделать со своими друзьями-бурятами, воспитанными в традиционных семьях, которым, если ты старше, надо говорить "ты".