Все записи
21:46  /  15.06.15

7464просмотра

Евгения Балтатарова: "К сожалению, быть буряткой мне удается очень редко..."

+T -
Поделиться:

 Меня часто спрашивают, как я выбираю героев своих интервью. Если коротко, то все весьма субъективно. И в этом вся прелесть блога - тебе интересен человек, ты связываешься с ним и предлагаешь ему поговорить о том, о сем. Некоторые ставят под сомнением мой выбор. Но это мой выбор и мои интервью, а не бурятская-народная доска почета заслуженно-простуженных мужчин и женщин. Прежде всего, это разговоры с интересными людьми, во-вторую очередь, с носителями бурятской культуры. А заслуженные они или нет, это, опять же, субъективно, а порой, нерелевантно. Ибо многие мои собеседники - люди молодые, у которых впереди больше, чем позади.

Сегодня я предлагаю вам познакомится с еще одной весьма интересной буряткой - Евгенией Балтатаровой. Евгения уже не первый год с методичностью самурая ведет бои с пороками региональной власти, леностью, непрофессионализмом, а порой и откровенной глупостью отдельных бурятских чиновников. Бои ведутся на основных медийных площадках республики, в ее блоге baltatarova.ru, а теперь и на страницах интернет-журнала "Республика", запущенном Евгенией полгода назад.  Итак, знакомьтесь, патриот, который не считает нужным молиться на флаг или герб и профессионал, которой в силу избранной профессии "редко удается быть буряткой", Евгения Балтатарова.  

Женя, привет! Как у вас сегодня со временем?

Евгения Балтатарова6/5, 8:46am Евгения Балтатарова 

Привет. Время есть

Marina Saidukova6/5, 8:47am Marina Saidukova

Хорошо, давайте через 2 минуты. ОК?

Евгения Балтатарова6/5, 8:48am Евгения Балтатарова

ОК)

Marina Saidukova6/5, 8:52am Marina Saidukova

Я готова

Евгения Балтатарова6/5, 8:53am Евгения Балтатарова

И я. Мы как будто ракету запускаем)))

Marina Saidukova6/5, 8:53am Marina Saidukova

Обратный отчет пошел. 5, 4, 3, 2, 1 Взлет!

Марина Сайдукова: Женя, а вы когда-нибудь раньше давали интервью?

Евгения Балтатарова: Да. В основном на ТВ, но они мне не особо нравятся. Я плохо формулирую мысли вслух. Ещё было интервью какой-то группе вКонтакте, что-то про успешных азиатов, но там не про меня, а про мою работу больше было. Вчера я дала интервью Татьяне Никитиной, но она его не написала ещё, хотя лучше бы я не давала его ей.

О чем интервью?

Ну вот как раз обо мне. Никитина почему-то резко заинтересовалась моей жизнью. Я отказывалась от интервью несколько месяцев, но всё-таки сдалась. И результат мне не понравилось. Мы пробеседовали рекордные 4 часа. К сожалению, разговор каждый раз скатывался к какому-то разбору моих поступков или даже моей личной жизни. Журналист пришёл на интервью не для того, чтобы меня узнать, а с готовой оценкой. При этом мы не знакомы.

photo by Chono Erdenebayar

© Chono Erdenebayar 

Если вам уже сейчас не нравится, это не очень хорошо

Я привыкла к тому, что критиковать коллег можно только в крайнем случае. Я не знаю, что именно из тех четырёх часов разговора напишет Татьяна, да и в общем-то без разницы. Просто как-то было неприятно. Я не считаю себя селебрити, и поэтому интерес к моей личной жизни или к моих убеждениям - это что-то новое, а когда туда лезут очень грубо, ещё и болезненное.

Я вас понимаю. Личная жизнь она все-таки личная. Впрочем, когда ты пишешь, то ты все-таки публичный человек, а люди интересуются в том числе твоей личной жизнью. Другое дело как все не опошлить и рассказать о той же личной жизни вскользь и деликатно. 

Да, я понимаю, и стараюсь по мере возможности отвечать на интересующие людей вопросы. В интервью Татьяна поставила вопрос ребром, что-то типа "Вы одиноки, значит вы несчастны", как утверждение и вопрос "Как вам с этим живется"? Ну, примерно в таком формате.

К сожалению, в традиционных обществах по-прежнему считают, что все непременно должны быть замужем (женаты), обязательно рожать детей, брать автотранспорт в кредит и время от времени покупать ковры и белые холодильники. Я хорошо отношусь в людям, в том числе и к таким, у которых все традиционно. Но чаще всего они скучнее, чем хотелось бы.

Ну вот примерно так я и пыталась оправдаться. Хотя я не понимаю, зачем я вообще должна оправдываться. Но мы живём в таком обществе, полном разного шовинизма и ксенофобии, всё не могу к этому привыкнуть

И я не смогла, поэтому и уехала.

Может я тоже последую вашему примеру, но не сейчас. Пока не время.

Женя, я прочитала много ваших текстов, и мне кажется вы занимаетесь настоящей журналистикой.

Спасибо, что читаете, на самом деле мне очень приятно, что кто-то замечает мои попытки делать интересный информационный продукт.

Photo Chono Erdenebayar

© Chono Erdenebayar 

Бурятская журналистика, на мой взгляд, очень бурятская. Не в примитивно-примордиальном смысле, как журналистика бурят, а шире, как культурное явление, в которое вносят свой вклад все, кто пишет в республиканские СМИ. Эта такая этнографическая смесь бурятской осторожности, и лени (когда лень "копать", искать подводные камни и т.д.) с одной стороны, а с другой - бесконечный, как наши степи, юроол. Восхваление, как часть национального менталитета. Есть, конечно, и другие жанры, назавем их "военно-полевыми," когда цель - утопить героя репортажа или очерка. На ваш взгляд, это верное наблюдение, или я все-таки уже слишком далеко от родины и не замечаю того, что видите вы?

Журналистика, она очень разная, даже в нашей маленькой республике. Но при этом национальная тематика тех или иных СМИ не всегда говорит и о некой лояльности и осторожности. Газета "Бурятия", к примеру, лояльная и мягкая не потому, что "бурятская", а потому, что государственная. Я бы сказала больше, сейчас любая риторика на нац. тему - это жесткий разговор. Это связано с новыми форматами СМИ, с новыми именами, в том числе и журналистами.

Мне кажется, вы меня не правильно поняли. Бурятская журналистика, это не журналистика на бурятские темы, и не то, что пишется бурятами. Я так называю журналистику Республики Бурятия, всю вместе взятую.

Вы сказали про национальный менталитет.

Photo by Chono Erdenebayar

© Chono Erdenebayar 

Ну так он же тоже не в исключительно бурятских головах. Когда люди столетиями живут вместе они "смешиваются" на разных уровнях в  том числе и на ментальном. Если хотите, то в Улан-Удэ уже нет ничего чисто бурятского в этническом смысле. Бурятское проникло в местное небурятское и наоборот. И эта смесь и есть бурятский менталитет.

Хм, никогда об этом не думала. Во всяком случае я не думаю, что журналистика в Бурятии имеет какой-то менталитет.

Как так? Вы отказываете бурятской журналистике в менталитете?

Я так считаю, да.

А как же мысль о том, что любое социальное явление имеет свои особенности, то есть менталитет как совокупность культурных особенностей.

Журналистика не социальное явление, это профессия. Неужели бывает менталитет у бухгалтерии или у инженеров?

Тогда какое это явление?

Это вообще не явление. Это обычная работа.

А разве одно другого не отменяет. Мне казалось, что работа, в какой-то степени формирующая социум не может не быть социальным явлением. Вы же пишите или снимаете для того, чтобы что-то изменить в обществе, в социуме? Чтобы обратить на что-то внимание? Или как? 

Журналистика - это зеркало, она ничего не формирует, она отражает. По-разному, но в наших реалиях все более или менее правдиво. Максимум, что делает журналистика - это расставляет акценты и дает взглянуть на ситуацию с другого ракурса. Бог с вами! Чем журналист может изменить общество? В эту профессию идут как и в любую другую, чтобы было на что жить и содержать семью, кто-то из-за свободного графика и общения с интересными людьми, кто-то из-за амбиций, но таких, чтобы взять и изменить социум, я таких не встречала, если честно. Просто тут есть еще такая деталь, успешным в этой профессии быть невозможно без резонансных и качественных материалов. То есть может журналисты и меняют мир, только причину и следствие нужно поменять местами.

Женя, вы хороший журналист и отчаянный человек, как мне кажется. Но отчаянность, опять же, это как-то не по-бурятски. Откуда в вас такое не улан-удэнское, небурятское бесстрашие?

Буряты бывают очень воинственны, если их вынудить) Конечно романтично было бы предположить, что это все моя дурная джидинская кровь и монголо-сартульские корни, но все гораздо прозаичнее: такой характер, так воспитали мама с папой. А еще я родилась и выросла в глухой холодной тайге на БАМе, далеко от родни, далеко от своего народа. Нас бурят было трое в классе, были классы, где бурят не было совсем. Зато были литовцы, узбеки, белорусы,  украинцы, немцы, русские, конечно. Может такой интернационал тоже на меня повлиял, кто знает. Честно говоря, я своим бесстрашием не всегда горжусь, от него много проблем.

Каких например? Ну или конткретнее, какой была самая масштабная проблема, с которой вам пришлось столкнуться в связи с вашим бестрашием?

Ну, во-первых, меня частенько, что называется заносит и у людей, близких и не очень, бывают ко мне претензии. А так как бесстрашие иногда сравни глупости, и может быть у некоторых обывателей сложился такой образ, что мне не очень по душе.

Photo Chono Erdenebayar

© Chono Erdenebayar 

Все мы иногда совершаем глупости или говорим глупости. Мы же люди. А какая вы на самом деле? Ну или какой образ себя вам по душе?

Хм. Очень интересный вопрос. Трудно оценивать себя. Я очень семейственная и домашняя, пусть свою семью я еще не создала, но мне очень уютно с родителями и с семьей брата, я забочусь о них и мне это совсем не в тягость. У родителей  скромная пенсия, брат еще очень молод, недавно родился племянник. Я, например, построила для них дом. Очень этим горжусь. Я люблю готовить, обожаю свой огород, смотреть кино. Простые такие радости. И  что самое смешное, в жизни я совершенно не конфликтный человек, я не люблю ругаться, спорить, ненавижу неловкие ситуации, очень не люблю навязываться. У меня в этом плане даже пунктик.

А чего вы боитесь?

Наверное, как и все - смерти, болезней, своих и близких мне людей, одиночества, непонимания, равнодушия.

Один из моих собеседников (Олег Юмов), сказал, что одиночество - это то, что мы носим всегда с собой. И что его не надо бояться. А часто вы сталкиваетесь с равнодушием и непониманием?

Олег человек творческий, он может себе позволить так говорить. Равнодушие и непонимание, наверное, такие же спутники человека, как и одиночество в таком разе. Я тоже сталкиваюсь с этим часто.

Женя, вы так интересно, немного отстраненно, что ли говорите о том, что Олег человек творческий. Да, безусловно. А вы, разве вы не творческий человек?

Абсолютно нет. Когда мы общаемся с Олегом, например, я понимаю, что мы с разных планет.

А мне кажется, что для каждого творческого человека у Бога, ну или высшего разума (наверное, опять же, не самая точная формулировка) есть своя собственная планета. И я бы с вами не стала бы разговаривать, если бы вы были похожи на Олега (думаю, он уже вовсю икает). И вообще, что называется, приехали. Так и подмывает весьма драматично заметить что-то на тему того, что я отдала журналистике надцать лет и всегда думала, что это творчество. А вы говорите, что нифига ничего подобного. Как так? А что же это тогда?

Это  другое. У журналистов есть понятие цеха, да, это, безусловно, люди выдающиеся, эрудированные и креативные, но цеховые. Журналистика - это производство. Поэтому есть огромная пропасть между журналистам и писателями, хотя многие совмещают, и, скажу я вам, из писателей получаются наидряннейшие журналисты и наоборот. Я вот пишу книгу, и понимаю, что она никогда не станет бестселлером. Для кого-то журналистка творчество, а для кого-то скучные цифры, нудные планерки и планы по строчкам. Каждый видит по-своему.

Согласна. Я в самом деле уже забыла про летучки и прочую прозу профессии. Женя, а о чем ваша книга?

К тому же журналистика сильно различается в зависимости от вида СМИ, телевидение и радио более творческое, газеты и интернет менее, а так как я работаю во втором сегменте, то и вижу это как производство. Моя книга о политике, немного о людях, чуть-чуть философии в бурятских реалиях.

Звучит многообещающе. Про разную журналистику. Для меня сложнее всего было работать на РТР. Приятнее и интересней всего - в газетах, там самые думающие журналисты. А самые веселые и хорошие люди - на радио. 

Я работала на ТВ в юности и недавно на АТВ с авторской передачей. Это увлекательно, только слишком много времени отвлекает. Кстати да, в силу того, что ТВ более затратное и технологичное производство отличия между столичными СМИ и провинциальными масштабные, а вот газетная и интернет журналистка почти не отличаются, потому, что там чистые мозги, без технологий вообще.

Photo Chono Erdenebayar

© Chono Erdenebayar 

Я как-то нашла в сети ваш текст про афро-улан-удэнца и обратила внимание на то, что вы его жену, кажется Лену, назвали буряточкой. Почему не буряткой, а буряточкой? Вам не кажется, что употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов в этнонимах (татарочка, якуточка и пр) - это обратная сторона расизма? Ну или не обратная сторона, а просто расизм.

Никогда об этом не думала. Могла назвать и буряткой, для меня нет разницы, я не вкладываю в эти понятия никаких коннотаций. Вообще редко кого-то называю по национальности, просто там нужно было для контраста.

А если все же подумать, почему буряточка?

Не знаю. По крайней мере, если это воспринимается как расистское оскорбление, я не имела это в виду.

Я не думаю, что это оскорбление. "Бурят - штаны горят", как и "русский-плюский, нос большой, сопли катятся лапшой", по мне так тоже не тянет на оскорбление. Хотя многим мальчишкам в моем детстве это сильно не нравилось, и они даже дрались из-за этих дразнилок. А вы никогда не сталкивались в расизмом?

С открытым нет, косые взгляды в московском метро не в счет.

А в комментариях в вашим постам в блоге? На мой вгляд, в Бурятии на форумах творится что-то напоминающее ад, где невежество бьется с животной ненавистью к авторам, их читателям, критикам, да и вообще всех ко всем. Ну знаете, как в салуне на диком Западе наступает момент, когда всем срывает крышу и все начинают бить всех.

Однажды, когда я выставила в Фейсбук свое фото в национальном костюме сартулки, которое кстати попало на разворот одного престижного этнографического издания России, в комментах меня назвали "ряженой обезьяной". Пожалуй, это был единственный случай интернет-расизма в мою сторону. А так, меня там, конечно, давно не любят и обезьяна, наверное, одно из самых безобидных оскорблений.

После моего ставшего уже широко известным поста про расизм, мне что только не писали. Даже Просвирин, говорят, чем-то там угрожал. Я сама правда не читаю его, но друзья читали и переживали за меня. А как вы это все переживаете, пережевываете?

Это давно часть моей работы, я привыкла к этому также быстро, как к умению брать интервью, искать документы, отслеживать и управлять медийными процессами. А как относятся к работе? Как к неизбежному злу.

А если бы не надо было работать, то чем бы вы занимались?

Я бы выращивала цветы и путешествовала.

А жили бы где? 

В Улан-Удэ, пока не вижу смысла покидать родину насовсем.

Пока?

Кто знает, как может измениться жизнь, пока мне комфортно здесь.

А в Улан-Удэ получается зарабатывать?

Я не скажу, что зарабатываю много, но мне хватает.

Вы говорили немного про детство, которое было очень интернациональным, БАМ-овским. Поделитесь каким-нибудь ярким впечатлением из детства?

Я помню, что мы играли на рукаве реки Муи, рукав был широкий, как озеро, я любила туда приходить по утрам. Осенью по озеру там скользили дикие утки с утятами. Там был еще родник, прямо на склоне берега, песчаный, а из него били струи кристально чистой воды. Вкус той воды и запах холодного осеннего леса я до сих пор помню.

Вы пили воду из родника осенью? А потом, наверное, лежали с ангиной? Или ничего не было?

Нормально, мы ж северные люди, закаленные.

Photo Chono Erdenebayar

© Chono Erdenebayar 

Расскажите еще о своем детстве. Таксимо - звучит сурово

Детство как детство, зимой минус 45-50, летом плюс 40. Зимой школа, летом к бабушке в Джиду на отару. Таксимо - это оазис в пустыне бушующего моря тайги.

Отличная аллегория! А что вы делали на отаре в Джиде?

Пасла овец. Я с шести лет в седле, обожаю лошадей. Длинные перегоны по джидинским холмам, обеды под деревом в полуденный зной, бабушкины рассказы на ломаном русском. Земляника.

Когда в сказали про длинные перегоны, мне почему-то представился фильм "Австралия", где они гнали быков через пустыню. А бурятскую землянику я тоже очень люблю. Женя, а какие книги вы читаете?

Сейчас почти никаких. Мне с головой хватает чтения на работе. В детстве, когда не было интернета я читала очень много, в 12 лет я уже почти всего Достоевского прочла, не поняла, конечно же, и подумала, что Достоевский не для меня. Может быть когда-нибудь к нему вернусь. Потом был период учебы на инязе (факультет иностранных языков), где мы читали зарубежную классику, мне нравилось. Потом был период увлечения стихами, лет в 25, еще до журналистики, Маяковский до сих пор моя слабость.

А можете слету рассказать что-нибудь из Маяковского?

Нет. Я не учила, но люблю просто читать, меня это успокаивает, его беззаветная и безответная любовь к Лилии Брик.

О любви будем говорить?

Можно.

Photo Chono Erdenebayar

© Chono Erdenebayar 

Вы часто влюбляетесь?

В детском саду бывало часто. Ну а по мере взросления гормоны шалят реже. Зато чувства глубже.

А на что вы обращаете внимание, прежде всего? Что должно быть в человеке, чтобы зацепить вас?

Как и любой человек на внешность, так уж мы устроены. Но я не переношу глупых мужчин, поэтому смазливые красавчики никогда не владели моим сердце. Ум он тоже разный бывает, я не люблю ученых теоретиков, мне гораздо ближе наученные опытом. Так случилось, что большинство таких мужчин мои коллеги, с которыми я дружу. Встречалась же я как-то все больше с другом типажом.

А что насчет любви к родине. Звучит, конечно, патетично, но все же. Что для вас родина?

Место, где ты родился и вырос. Но у меня нет каких-то особо возвышенных чувств к местам. Гораздо важнее воспоминания о каких-то важных моментах из детства, друзьях, семье, о маме. Если бы мы решили уехать, то только вместе. Я в таком возрасте, когда просто так с родиной (близкими) не расстаются.

Так все-таки с родиной или с близкими? И что это за возраст такой, когда нельзя расставаться?

Для меня это одно и то же. Когда мне было 20 у меня был шанс уехать в США и остаться там учиться и работать. Я бы так и сделала, почти сделала, но у моих родителей не хватило денег. Сейчас у меня есть деньги, но я не хочу.

Photo Chono Erdenebayar

© Chono Erdenebayar 

То есть в 20 лет можно уехать, а, скажем в 30 уже нельзя? То есть все дело в возрасте?

Просто между собой в 20 лет и 30 есть большая разница. Дело не только в возрасте, но и в опыте, в отношении к жизни. В 20 ты смотришь на мир одними глазами, в 30 - другими. Сейчас заграница не кажется мечтой, самоцелью.

А что сейчас самоцель, или просто цель, если есть такая?

Жить в гармонии с собой.

Родина для вас, если я правильно поняла, это близкие и ничего более.

Почти ничего.

А что в почти?

Воспоминания, любимые места, даже не знаю, как сформулировать. Наверное то, что трогает сердце.

А что трогает ваше сердце, Женя?

Я с детства люблю собирать землянику в Джиде. Время как будто останавливается, я снова маленький и счастливый ребенок, собираю ягоду с подружками, кружат мошки, жарко, вокруг играют собаки, высунув языки, в тени отдыхают лошади. И небо, голубое-голубое где-то там, в верхушках деревьев.

А как же патриотизм?

Что вы имеете в виду?

Ну, мое понимание патриотизма, это одно, а как вы его понимаете, это, возможно, совсем другое. Насколько я поняла, Бурятия или Улан-Удэ вам дороги постольку, поскольку там живут ваши близкие. А может быть вы к России как-то сентиментально относитесь, в смысле испытываете какие-то теплые чувства?

К сожалению, сентиментально я отношусь только к воспоминаниям из детства, детям и домашним животным. Страны в этот список не входят. Я плачу налоги, штрафы и прочие повинности, она дает мне какой-то набор услуг и гарантий, думаю, что на этом наше взаимодействие со страной заканчивается. Моя работа научила меня относиться к слову "патриотизм" очень осторожно. Даже негативно, потому, что это ничего не значащее клише сегодня. Но часто можно услышать на выборах, самом грязном изобретении человечества. В самом широком смысле патриот - это человек, который делает чуть больше того, что предусмотрено контрактом между гражданином и его страной. И тут непонятно, входит ли туда общественная деятельность, или просто надо молиться на флаг и герб. Я занимаюсь общественной деятельностью, я не шпионю в пользу госдепа, наверное, я патриот.

Женя, что вы думаете по поводу бурятского национализма? Есть такой зверь, или все-таки он просто кому-то сильно нужен в качестве политического инструмента, и даже если его когда-то и не было, то его бы обязательно придумали?

Хм. За мою долгую сетевую жизнь чего только не было в нацтеме. Мне, например, приписывают изобретение слова бурнацик, а я уже не помню так это или нет. Национализм - это нормальный признак определенной стадии развития общества. Сейчас мы не в самой худшей стадии, но, тем не менее, национализм присутствует, не у бурят или русских, он вообще есть в Бурятии, и я не вижу в этом ничего плохого. Людям свойственно идентифицировать себя с чем-то большим и значимым, а в отсутствии пресловутого патриотизма это место занимает трепетное отношение к собственной национальности, а не к стране, как у американцев. Другое дело как этим пользуются политики. Бывает мерзко. Но чего от них ждать? На то они и политики.

Photo Chono Erdenebayar

© Chono Erdenebayar 

А что для вас значит быть буряткой?

Уметь готовить буузы. Шутка. Быть буряткой - значит каждый год ездить на обоо, подавать еду за обедом сначала мужчинам, не перечить старшим, быть скромной. К сожалению, быть буряткой удается очень редко. На работе у меня несколько другой образ.

То есть все нескромные женщины, которые считают себя бурятками, вовсе ими не являются?

Кто как себя ощущает. Я ощущаю себя буряткой не часто.

А в остальное время вы кто?

Журналист и пиарщик со всеми вытекающими

То есть профессиональная идентичность рулит прежде всего?

Так получается. Такая профессия, 24 часа в сутки.

Но вы выше сказали, что она такая же как и профессия бухгалтера. Однако у профессии бухгалтера, опять же, на мой взгляд, все-таки меньше шансов затмить этническую идентичность. "Я не бурятка - я бухгалтер", согласитесь, звучит забавно. В то время как "иногда я бурятка, но чаще всего журналист", тоже забавно, но уже не так смешно.

Про бухгалтера было для наглядности, что ничем таким наша профессия не отличается в смысле высшей миссии. Сейчас же я имею в виду, что профессия жесткая, что не вяжется с моим представлением о бурятках.

Напомните, какие они (то есть, мы) буряты?

В моем представлении такие как я описала выше: чтящие старших, традиции, скромные.

А мы с вами, значит, люди нескромные?

Журналистика и скромность не совместимы, не говоря о блоггерстве, поэтому быть скромной у меня не всегда получается.

Photo Chono Erdenebayar

© Chono Erdenebayar 

Ну и замечательно, я так считаю. Иначе мы бы с вами никогда не познакомились. Женя, вы активно подддерживаете Валерия Доржиева. Насколько я понимаю, там все очень непросто. Вы верите, что сможете вытащить его?

Моя роль в деле Валерия Пурбуевича небольшая. Сейчас все зависит от мастерства адвокатов, ну и от политической обстановки в Якутии.

Очень надеюсь, что все сложится для него самым лучшим образом. Я никогда с ним лично не сталкивалась, но мои друзья говорили, что он умеет создавать и помог очень многим людям.

Мы все на это надеемся.

Несколько лет назад моя подруга Эржена Будаева рассказывала мне о вас, о том, что вы помогаете детям, больным раком.

Да, начиная где-то с 2009 года я начала помогать мамам, у кого болели дети. Потом мы с этими мамами решили создать благотворительный фонд, потому что помощи не было никакой. Не было лекарств, не на что было отправлять детей в Москву на лечение. Отделение детской онкологии только открылось и помощь редкая доходила только от фонда "Подари Жизнь" Чулпан Хаматовой. Коллеги в Москве помогли советом, администрация президента Бурятии ресурсами и в 2010 мы провели первый благотворительный вечер, собрав 1 миллион рублей. Потом их было еще три и суммы росли. В 2013 мы "подняли" 4 миллиона. Фонд помогает детям, он спас много жизней. Некоторые мамы, которые учредили фонд, потеряли своих детей, но все равно продолжают помогать фонду. В прошлом году 10 июня 2014 был концерт и аукцион, мы собрали 2 миллиона. Не знаю как в этом году, директор фонда Василий Михайлов должен сообщить будем или нет.

То есть вы вместе с мамами организовали этот фонд, но сами им не руководите.

Я никогда им не управляла и не получала там зарплату. Я только помогаю. А мамы до сих пор в управлении фонда: Лена Хомонова, Рита Михайлова, Оюна Ванданова. Просто управлять должны профессионалы, такие как Василий Степанович. Он очень много делает.

А есть какой-то сайт официальный у фонда?

Нет, сайта у них нет, но есть блог zhizn-detyam.livejournal.com

Женя, о ситуации в Бурятском госуниверситете. Что там, на ваш вгляд, происходит?

Там происходит смена ректора, болезненная и очень грязная.

А разве уже не произошла?

Нового еще не назначили.

А как же исполняющий обязанности?

Он пока не ректор и вряд ли им будет.

А почему, на ваш взгляд, протесты против назначения и.о. в БГУ переросли в протесты против власти вообще?

Потому, что протестующие считают, что власть причастна к этому.

Только ли из-за причастности власти к конкретным событиям, или все же проблема глубже и речь о неэффективности республиканской власти в целом?

Об этом мне неведомо. Лучше их спросить. Я не знаю, протестуют ли они из -за неэффективности власти и что они понимают под неэффективностью.

Photo Chono Erdenebayar

© Chono Erdenebayar 

Ну хорошо, давайте оставим протестующих. Считаете ли вы, что власть в республике не эффективна?

Смотря в чем. Есть эффективные моменты, есть неэффективные, есть откровенно провальные. И если уж мы затронули митинг, наверное само его наличие говорит о каких-то упущениях, но необязательно тех, которые там озвучивались.

Для многих быть собой - это непозволительная роскошь. Что помогает вам не отвечать ожиданиям близких, друзей  интервьюирующих вас журналистов, а просто быть собой?

Наверное, я люблю свободу больше всего на свете. 

В конце интервью я обычно предлагаю своим собеседникам задать вопрос(ы) мне, если есть желание. 

Даже не знаю. Вот вы спрашивали про родину, а что она для вас, учитывая, что вы живете за границей.

А надо это учитывать?

- Да. Мне всегда казалось, что люди, уехавшие далеко по-другому думают о родине...

Отвечая на вопрос, я тогда сказала, что "к родине отношусь с трепетом и даже с нежностью." А про себя добавила: а как еще я могу к ней относиться, она ж так невыносимо далеко от меня... И это на самом деле так. И это сильно диссонировало с ответом Жени на мой вопрос о любви к родине. Женя сказала, что родина для нее - это ее близкие и ничего более. Но когда читаешь интервью целиком, то становится очевидным, что моя собеседница очень любит город, в котором живет, свою бабушку, свою семью, джидинскую степь, лошадей и звенящий ручей из детства. 

P.S. Фото-экскурсия по Улан-Удэ и окрестностям организована Chono Erdenebayar