Все записи
02:52  /  27.06.15

3191просмотр

История российско-монгольских отношений в сообщениях русской прессы. Часть Первая (1901-1910 гг.)

+T -
Поделиться:

Что-то давно не было ничего исторического в моем блоге и давно не было о Монголии. Название поста полностью отражает его суть. Его главная цель - борьба с неграмотностью в отношении этого периода монгольской истории. Я намеренно вставляла сообщения газет, касающиеся бурятских земель, а также Китая, Японии, Тибета, чтобы расширить географию, а стало быть картину исторических событий, происходивших в этой части света.

По частоте сообщений в русской прессе можно судить о степени важности монгольских событий для Российской Империи в тот или иной период. Иногда сообщения напоминают сводки с фронта (в газете "Новое Время" даже была спецаильная рубрика "Борьба за Монголию"), местами коротко пересказывается содержание диппочты между СПб и Ургой, СПб  и Пекином, СПб и Лондоном (в отношении Тибета). Четко прослеживается связь между научными экпедициями в Монголию и политикой России в отношении Монголии. По сообщениям также можно проследить, как меняется отношение жителей столицы к строительству первого буддийского храма в Санкт-Петербурге.

В скобках даны мои пояснения о тех или иных исторических фигурах, исследователях. Когда я самостоятельно изучала историю Монголии этого периода, мне очень не хватало первоисточников. Надеюсь этот материал поможет в научных исследованиях, однако, следует учитывать часто встречающиеся ошибки в написании монгольских и китайских имен. Ну, и не забывайте ссылаться, коллеги.

5 Новости Дня

05 июля (22 июня) 1901 года. Вчера проследовали через Москву в Петербург трое бурят, везущих различные тибетские медицинские средства и книги для тибетского врачевателя П.А. Бадмаева.

Жамсаран Бадмаев

Известный бурятский врач Жамсаран Бадмаев, лечивший двор русского Императора

8 Московские Ведомости

17 (04) октября 1901 года. ИРКУТСК. Бурятско-русский словарь. Бывшим преподавателем миссионерских предметов в Иркутской духовной семинарии, священником отцом И.Подгорбунским, закончено, по словам газет, составление русско-монголо-бурятского и монголо-бурятско-русского словаря. В настоящее время к изданию его в Иркутске встречается существенное препятствие - отсутствие в местных типографиях нужного шрифта

5 Новости Дня

10 марта (25 февраля) 1902 года. ЧИТА. Здесь происходит съезд бурятских тайшей, родоначальников, для обсуждения вопросов о постройке пансиона-приюта для детей буддистов, обучающихся в учебных заведениях.

21 (08) марта 1902 года. КЯХТА. Зима обиловала снегом, затрудняющим доставку чаев через Монголию. После смуты в Китае транзит чаев на Кяхту уменьшился на 2/3. Вековое значение Кяхты восстановится в случае проведения железной дороги на Ургу, Калган и Пекин.

28 (15) мая 1902 года. ИРКУТСК. На Байкале была сильная буря. Катер "Сверлов" 12-го мая вышел из Мысовой с баржей. Льдины оторвали баржу, на которой находилось 100 рабочих, и унесли на середину озера. На выручку послан пароход.

24 (11) мая 1903 года. Некий г. Тадуев, бурят по происхождению и лама - по образованию, собирается, как сообщают петербургские газеты, открыть кабинет тибетской медицины в Москве. Очевидно г. Тадуева соблазнили лавры и барыши г. Бадмаева, пользующего по тибетской системе петербургских отчаянных людей. Вряд ли он ошибется в расчетах. В Москве еще не непочатый угол всякого темного народу. Если лечит и пользуется популярностью камердинер покойного профессора Захарьина, то почему же не лечить и не приобрести популярность ламе Тадуеву?

09 июня (27 мая) 1904 года. Англо-русское соглашение. "Echo de Paris" сообщает, что состоялось соглашение между Англией и Россией насчет Тибета на следующих основаниях:признание религиозных интересов России в Лхассе для ее подданных - бурят Центральной Азии, паломничающих в Лхассу; признание коммерческих интересов Англии в Южном Тибете; удаление войск полков Юнгхенсбанда.

19 (06) октября 1903 года. В Петербург возвратился известный путешественник Грум-Гржимайло, который был туда командирован для изучения вопроса о развитии наших торговых сношений с Китаем. По словам путешественника, наш торговый оборот в Монголии определяется приблизительно в 3 000 000 р. Характер местной торговли - исключительно меновой. Главный сбыт находят себе в Монголии наши мануфактурные и железные изделия.

Русь

17 (04) июня 1904 года. БИЙСК. Получено известие, что среди монголов, жителей Алтая, возникло брожение, вызванное ожиданием якобы скорого пришествия их бога Айрота, который должен их освободить от ига иноземцев и образовать самостоятельное царство. Собираются монголы целыми тысячами по призыву трех неизвестных человек, которые выдают себя за апостолов Айрота и чтобы внушить к себе доверие, эти три неизвестные человека действуют на невежественных монголов чудесами в разных электрических и пиротехнических фокусов, для чего имеются надлежащие аппараты.

27 (14) июня 1904 года. ХАРБИН. Вчера отправился обратно монгольский князь Лама, прибывший сюда из Гусиноозерского дацана, дабы навестить своих земляков бурятских забайкальских казаков, раненых в боях с японцами.

 Photo Stéphane Passet. Kyakhta, July 1913, Autochrome

Photo Stéphane Passet. Kyakhta, July 1913, Autochrome Два-всадника бурята в Троицкосавске

Русское Слово (статьи)

23 (10) ноября 1904 года. МУКДЕН. Японские агитаторы стараются возбудить население против русских. Много монголов пошло в хунхузы. Близь Синминтина оперирует их шайка в 1500 всадников. Они находятся на жалованье у Японии и под командой японского офицера. Нападения производятся преимущественно на караваны. При появлении наших войск хунхузы удаляются.

26 (13) апреля 1905 года. ЧИТА. Буряты Забайкалья деятельно готовятся к областному бурятскому съезду, разрешенному на апрель в Чите. Они намерены поднять вопрос о возвращении к старому, отмененному Плеве, строго-бурятскому самоуправлению.

5 Новости Дня

28 (15) апреля 1905 года. ПЕКИН. После трехнедельного пребывания в Пекине принц Фридрих Леопольд Прусский отправился в русскую действующую армию. Дальнейшее путешествие он предпримет через Монголию на Кяхту. <...>

Русское Слово (статьи)

09 октября (26 сентября) 1907 года. ХАРБИН. Чума в Монголии усиливается. Умирает много бурят и монголов. В степи близ станции «Шарасун» валяются тысячи погибших от чумы сурков, главного источника заразы.

24 (11) ноября 1907 года. Ученая экспедиция. Вчера в 5 час. дня по московско-курской жел. дор. выехала на Верхнеудинск экспедиция в Центральную Азию известного путешественника полк. П.К.Козлова. Козлову сопутствует, в качестве ближайшего его помощника, геолог Чернов. Экспедиция снаряжена по высочайшему поведению для географического, этнографического и естественно-исторического исследования малоизвестных уголков центральной Азии. Маршрут экспедиции лежит прежде всего на озеро Кукунор. Вернется экспедиция в Россию не ранее, как через два года.

02 апреля (20 марта) 1908 года. 

ХАРБИН.Монгольские князья подали в Пекине петицию о скорейшей постройке железной дороги Колган - Кяхта, об открытии Урги, Колгана и Маймачина для международной торговли, об устройстве в этих городах международного банка и об организации обороны Монголии на случай возможных выступлений со стороны России. Петиция составлена под влиянием Японии.

3 Голос Москвы

21 (08) августа 1908 года. МУКДЕН. У умершего от холеры миссионера-корейца найдены рисованные карты Манчжурии, Монголии и Забайкалья большой стратегической ценности.

Русское Слово (статьи)

02 сентября (20 августа) 1908 года. ТОМСК. Монгольская экспедиция ректора университета Сапожникова 10-го августа перешла границу и возвращается обратно с богатым материалом, коллекциями, съемками. Экспедиция посетила неисследованные истоки Черного и Синего Иртыша и Черной Кобдо. Открыты .реки, перевалы, минеральные источники.

05 сентября (23 августа) 1908 года. КУРГАН, 22, VIII. Встретил на пути образованного бурята, сибирского журналиста Богданова. Едет в Петербург как уполномоченный иркутских бурят, отстаивать их земельные интересы, нарушаемые переселением. По словам Богданова. на бурятских землях в Иркутском, Балаганском и Верхоленском уездах намечено нарезать 15 000 долей, в Нижнеудинском - 15 000. От бурят требуют, чтобы они сами определили свои земельные излишки, и в то же время совершают на глазомер изъятия. Буряты настаивают на предварительном полномерном их землеустройстве. Добиться этого - задача Богданова. М.ЧЕРНИХОВСКИЙ

Михаил Богданов бурятский ученый-историк,  один из

Михаил Богданов - бурятский ученый-историк,  один из "отцов-основателей" бурятской государственности

3 Новое Время

17 (04) ноября 1908 года. Велико-Восточный вопрос. Умер самый трагический человек на земле - государь Китая. Трудно представить себе контрасты большие, чем те, что судьба вместила в жизнь этого монарха. Быть властителем 428 миллионов человек, т.-е. почти целой трети человеческого рода - и в то же время быть вечным узником своего дворца. Быть Сыном Неба, божеством, верховным отцом подданных, собственником их жизни и смерти - и в тоже время не иметь права прогуляться на улице. Знать, что представляешь в своем лице древнейшую государственность на земле, знать, что заканчиваешь собой историю четырех или пяти тысячелетий, знать, что тебе дана самая огромная из империй, когда-либо существовавших, и в тоже время увидеть одно унижение отечества за другим - это, как хотите, тяжело [...] Ряд карликовых в сравнении с Китаем царств делали набеги и захваты, пока, наконец, священная столица богдыхана не оказалась в руках варваров, разграбивших древние дворцы и храмы. Дважды была захвачена и залита потоками крови родина династии, Манчжурия, и несметное количество раз осквернены могилы императорских предков. Скончавшийся государь не мог сослаться на преклонный возраст - он был во цвете лет. Он имел поддержку в лице мудрой матери и целого круга вельмож. И, тем не менее, при всех условиях беспримерного могущества - какая это была беспримерная слабость... [...] Не успела еще замолкнуть тревожная дробь телеграфа, оповестившая мир о кончине молодого императора-отшельника Гуан-Сюя, как прилетела новая весть о том, что вслед за ним отошла в вечность и престарелая повелительница древнейшего и многолюднейшего царства - вдовствующая богдыханша Цсу-Си. Хотя уже давно ожидавшееся, - это событие все же страшно всколыхнуло собою весь безбрежный океан монгольских умов; но уляжется ли поднятое им волнение, или же разразится такой бурей, во время которой пойдет ко дну сильно расшатанный частыми шквалами престол.

Далекая Окраина

22 (09) января 1909 года. МОНГОЛЬСКОЕ МАСЛО. Сибирское коровье масло может встретить опасного конкурента себе на харбинском рынке в масле из Монголии. Одна из бакалейных фирм нашла способ регулярной доставки его оттуда по цене 10 рублей за пуд. Пробы монгольского масла оказались прекрасными. Эта новая отрасль торговли достойна особенной поддержки потому. что на почве ее заведутся у русских торговцев прямые сношения с монголами, так как китайцы молочных продуктов не производят и в торговле маслом не участвуют даже в качестве посредников.

Даур. Край

29 (16) января 1909 года. 8 янв. наступил у китайцев и монгол праздник Нового года, но вследствие траура по случаю смерти императора празднуется очень скромно. Буряты празднуют Новый год месяцем позже. 

Русское Слово (статьи)

18 (05) февраля 1909 года. ИРБИТ, 4,II. Ирбитская ярмарка. Сегодня настроение пушного рынка слабое. Заграничные агенты приостановили скупку лисицы, цены на которую идут на понижение. Прибывшие сегодня из Иркутска коммерсанты сообщают, что на верхнеудинской ярмарке баргузинская белка прошла по 42 копейки, соболь дешевле на 30 процентов против прошлогодних цен.

20 (07) февраля 1909 года. ИРБИТ. На пушной рынок доставлена последняя партия соболя в 2 700 штук. Весь соболь сегодня продан за границу. [...] Сегодня прибыли из Монголии партия лисицы, около 5000 штук и из Китая хинганской белки около 12 000 штук. Обе партии в руках фирмы Патушинских, которые назначили продажную цену за белку по 75 к. за штуку и за лисицу по 8 руб. за штуку. На прошлой ярмарке монгольская лисица продавалась по 8 рублей пара. [...]

16 (03) июля 1909 года. ХАРБИН. В Монголии впервые появился многочисленный отряд монголов, объявивший войну всему китайскому. Этот отряд дважды разбил регулярные китайские войска, уничтожил партию японских топографов и при преследовании ушел в глубь Монголии. Монголы сочувствуют повстанцам.

17 (04) сентября 1909 года. Вчера возвратились в Москву участники экспедиции подполковника Козлова в центральную Азию - ботаник Четыркин и нижние чины, сопровождавшие три вагона с разными археологическими находками. Экспедиция продолжалась 1 год и 4 месяца. Ею исследовано, межуд прочим, озеро Кукунор и произведены раскопки древнего города Хорохотай, где найдено около тысячи старинных книг. Затем экспедиция на 47-ми верблюдах проследовала по Монголии, Гунджулинской провинции, прошла по Ангорскому нагорью. Участники экспедиции испытали немало невзгод и нередко подвергались заболеваниям. В январе нынешнего года на экспедицию дважды были совершены нападения. Начальник экспедиции подполковник Козлов задержался в Иркутске, где делал доклад об ее результатах.

23 (10) сентября 1909 года. ПЕКИН. Русские в Харбине заводят тесные сношения с монгольскими князьями и ламами. Некоторые русские знают монгольский язык, и многие монголы понимают по-русски. В Харбине, на русском языке, станет выходить «Монгольское Обозрение», которое зимой будет превращено в ежедневную газету и будет распространяться среди влиятельных монгольских семей. Газета эта будет уделять много места вопросам ламаитской религии. В издании такой газеты здесь видят новую попытку со стороны русских восстановить свой престиж в Монголии.

5 Руль

21 (08) февраля 1910 года. Против буддийского храма. Шталмейстер Трубников поместил сегодня в «Колоколе» письмо, в котором призывает всех верующих христиан сплотиться и не допустить предполагаемой постройки в Петербурге буддийского храма. На устройство храма было дано разрешение правительством.

17 (04) марта 1910 года. ХАБАРОВСК. Монгольский рынок, доставляющий России сотни тысяч пудов шерсти, сурка и различного рода пушнины, сотни тысяч баронов и рогатого скота, за последнее время привлек внимание японцев и американцев, которые стали наводнять Монголию своими дешевыми товарами. Бийские купцы, как посредники между Россией и Монголией, первые сознали всю ненормальность нашего положения и решили обратиться к научным силам Сибири, чтобы они выяснили причины упадка русской торговли в Монголии. Организована экспедиция во главе с проф. Томского университета М.Н.Соболевым и М.И.Боголеповым, которые весной отправляются в Монголию для изучения русской торговли.

Русское Слово (статьи)

31 (18) марта 1910 года. ХАРБИН. Монголы послали в Пекин депутацию с петицией о восстановлении в правах далай-ламы и наказания виновных в насилиях в Тибете чиновников.

3 Новое Время

16 (03) апреля 1910 года. КЯХТА. В Угре произошел небывалый инцидент: монгольские ламы Гандана, усыпальницы Гыгенов, забросали камнями манчжурского амбаня, прибывшего для судопроизводства, разбили его паланкин, поранив некоторых лиц свиты. Случайно присутствовавшие Русские были удалены Монголами; настроение тревожное ожидаются серьезные последствия. 

Stéphane Passet Mongolia, near Ulaanbaatar July 1913 Autochrome

Photo Stéphane Passet. Mongolia, near Ulaanbaatar, July 1913, Autochrome

30 (17) мая 1910 года. По словам китайской печати, низложенный Далай Лама в непродолжительном времени возвращается обратно в Тибет. По этому поводу за последнее время происходили переговоры между лицом специально уполномоченным Далай Ламою и и китайским правительством. Возвращение Далай Ламы в Лхассу обусловливается китайским правительством особью м эдиктом, который воспрещает Далай Ламе всякое вмешательство в политические дела и он остается исключительно главой тибетского духовенства. Официозный представитель Дала-Ламы в Петербурге Агван Дорджиев выехал месяц назад в калмыцкие степи и возвратится в конце июня месяца в Петербург для присутствования при открытии буддийского храма. Низложенный Далай Лама находится по-прежнему в Индии.

8 Московские Ведомости

10 июля (27 июня) 1910 года. ЧИТА. Монголо-бурятская газета. Среди бурятской интеллигенции возникла мысль об издании в Чите на бурятском разговорном языке с монгольской транскрипцией еженедельной газеты на паевых началах, и предпринять шаги по организации такого издательства. Затруднение встречается в отсутствии в Чите монголо-бурятской типографии и пока в недостатке средств, так как приходится затрачивать их не только на издание, но и на оборудование типографии. Инициаторы рассчитывают на помощь этому делу наиболее просвещенных бурят. (Сибирь №132)

Русское Слово (статьи)

17 (04) июня 1910 года. ПЕКИН. Новый устав гражданской службы определил жалованье сенаторам по 300 долларов в месяц. Отменен закон, воспрещавший браки монголов с китаянками.

28 (15) июня 1910 года. ЛОНДОН. Ввоз опиума из Индии в Китай за последний год возрос настолько, что пошлин на опиум получено на миллион рублей больше, чем в прошлом году. Британский уполномоченный ведет с пекинским правительством переговоры с целью еще больше расширить эту торговлю.Перепись населения в Китае

ПЕКИН. Правительственная статистика устанавливает общую цифру населения Китая. Монголия, Манчжурия, Туркестан и Тибет насчитывают 126 000 000, собственно Китай – 407 000 000, всего 533 000 000 человек. Цифры эти весьма сомнительные. На самом деле население Китая вряд ли достигает такой колоссальной численности.

3 Новое Время

21 (08) августа 1910 года. КОШАГАЧ. За последнее время среди русских торговцев в Монголии усиленно обсуждается вопрос об организации их в торговую палату. Через Кободо приехали ориенталист Петров и командированные м-ством торговли профессора Соболев и Боголепов. Отношение Монголов к Русским очень дружелюбное, Китайцы же проявляют скрытое недоброжелательство.

16 (03) сентября 1910 года. Среди буддистов Забайкальской области распространился слух, что китайский резидент в Лхасе воспретил русским паломникам-буддистам доступ в Тибет. На сделанный по этому поводу запрос китайское правительство ответило русскому представителю в Пекине, что запрещение доступа во внутренний Тибет касается лишь путешественников, но что для паломников-буддистов всех наций, в том числе и Русских, запрещение посещать священные места Тибета не существовало и ныне не существует.

8 Московские Ведомости

25 (12) сентября 1910 года. ВЕРХНЕУДИНСК, 11 сентября. Избрание бандитохомбо. В городской управе происходит съезд бурят для избрания нового бандитохомбо ламаистского духовенства. Из Восточной Сибири прибыло 48 человек, из которых 30 лам.

 3 Утро России

03 ноября (21 октября) 1910 года. Храм Будды и царевич Иоасаф. Вопли некоторых органов печати о неуместности постройки храма Будды в Петербурге заставили москвича Н.Герасимова выступить с горячим протестом против этих воплей. Автор указывает изуверам, что русская православная церковь чтит память Будды. 19-го ноября церковью празднуетя память Иоасафа, царевича индийского. Этот легендарный Иоасаф – не кто иной, как сам Будда. Легенда о нем обошла все близкие к Индии народы, всюду вызывая симпатии к чудному образу кроткого царевича, стремившегося освободить человечество от роковой власти мирового страдания. Иоасаф (или Иоасафат средневекового германского сказания, в арабской и персидской редакции известный под именем Юдасафа и Будасафа) есть Бодхисатва, как именно назывался Будда в первый период своей жизни. Этот источник сказания о Иоасафе-царевиче был указан еще в 1612 г. португальским Диогодо Коуто; большие подробности читатели могут найти, между прочим, в трудах немецкого ученого Куца, разработавшего историю сказания (94 г.). Иоасаф вошел в Martyrologium romanum, где встречается и в издании 1583 г., и в издании 1902 г. Известно, что некоторые из наиболее просвещенных отцов древней христианской церкви называли Сократа, Платона «христианами до Христа». В нынешних выкриках изуверов: «Православная Русь осквернится идолом, истуканом» и т.д., по адресу последователей буддизма, звучат те же издевательства, которые христиане слышали из уст еретиков-иконоборцев, глумившихся над заветными для верующих образами и символами.

8 Московские Ведомости

18 (05) декабря 1910 года. Усиленное окитаевание монголов. Опасаясь агрессивных действий Российской политики, Китай за последнее время стал беспокойно поглядывать на Монголию. С целью удержания этой жемчужины в короне Желтого Дракона, китайское правительство издало и издает целый ряд мероприятий, в результате которых можно со временем ожидать полного слияния монголов с китайцами, к тому же смело владеющих оружием.

Stéphane Passet Mongolia, near Ulaanbaatar July 1913 Autochrome

Photo Stéphane Passet. Hunter. Mongolia, near Ulaanbaatar, July 1913, Autochrome 

3 Утро России

15 (02) декабря 1910 года. ПЕТЕРБУРГЪ (По телефону). СИНОД О ПОСТРОЙКЕ БУДДИЙСКОГО ХРАМА. Синод, заслушав ряд обращенных к нем у ходатайств о принятии мер к недопущению постройки в Петербурге буддийского храма, не нашел возможным предпринять какое-либо активное выступление по данному вопросу и постановил лишь принять вышеупомянутое ходатайство к сведению. Некоторыми из присутствовавших в синоде иерархов было внесено предложение, чтобы, не давая официального движения делу, старейшие члены синода, митрополиты петербургский, московский и киевский, обратились с неофициальным ходатайством к Верховной власти о недопущении постройки. Предложение это было, однако, также отвергнуто, ибо возбуждением подобных ходатайств синод может навлечь на себя нарекания в неуважении к существующим законам и распоряжениям Государя Императора, а подавать пример подчинения лежит на обязанности духовенства.

В подготовке материала использованы, прежде всего, публикации и очень удобный поисковик портала http://starosti.ru/, материалы Библиотеки Конгресса США (Russian Newspapers at the Library of Congress (European Reading Room, Library of Congress), коллекции русской прессы начала прошлого века других библиотек.  

Продолжение следует

 

Комментировать Всего 2 комментария
В нынешних выкриках изуверов: «Православная Русь осквернится идолом, истуканом»

Вон ещё когда за духовные скрепы грудью стояли.....

Эту реплику поддерживают: Марина Сайдукова

... но находились москвичи, как М. Герасимов, которые были на страже, ибо " легендарный Иоасаф – не кто иной, как сам Будда."  :)