Все записи
11:40  /  19.09.17

4082просмотра

Про желание счастья и просветления, или Почему духовная работа приводит к бедности.

+T -
Поделиться:

Почему я об этом вообще пишу? Вроде бы я с этим не должна пересекаться. Ан нет! 

Диангостическая сессия недельной давности: клиент с довольно сильными детскими травмами. В результате внутренней ценности не чувствует, подтверждения ценности извне последние 4 года не получает. Ошибочное решение уйти со стабильной работы и заняться собственным бизнесом привело к тому, что ту положительную оценку, которую человек получал на работе, получать стало неоткуда, и без внешнего подтверждения ценности самооценка стала стремительно падать. А вслед за падающей внутренней ценностью - упали и доходы. 

Условно, свой бизнес затевался для того, чтобы повысить свою ценность, а по факту ее уронил. И вторым аспектом проблемы является то, что человек увлекся духовными исканиями, ведическими и прочими эзотерическими практиками. Естественно, получил полный объем всей той хрени, которую по-хорошему лучше не читать и не слушать, а если все-таки тебе очень хочется вознестись или просветлиться, то очень сильно фильтровать услышанное и ни на секунду не выключать критическое мышление.

Потому как по факту, человек и так был с серьезными травмами, а тут еще в результате «духовной работы» еще и ретравматизацию получил, и травму усилил.

 Нет, он, конечно, сам, и сам выбрал и сам себе это эге-гей устроил. Но как-то я не наблюдаю, чтобы всяческие гуру рассказывали о том, что сначала ты делаешь счастливым себя, а потом этим своим счастьем делишься с другими. Гипотетически, это все должны понимать, но это только гипотетически. По факту, мы имеем то, что имеем, а именно массу несчастливых людей, которые мучаются этой самой духовной работой.  

 Все мы хотим счастья. Это понятно, нормально и естественно для человека. Практически для каждого в понятие «счастье» обязательно входит - свое здоровье, счастливые отношения, в которых ты любишь и тебя тоже любят, деньги - в достаточном количестве для удовлетворения твоих потребностей и какого-то количества дополнительных хотелок, наличие друзей и свободного времени, здоровье и благополучие родных и близких, реализация себя в социуме. Вот, собственно, и все.  

По-хорошему для этого не нужно никакого просветления. Для того, чтобы это получить, надо ставить конкретные цели и методично туда двигаться.

Но тут возникает проблема: мы хотим побыстрее, чтобы завтра, ну, в крайнем случае - послезавтра все уже случилось и мы стали счастливы. Если надо быстро, то понятное дело и метод должен быть радикальным. И тут выплывают эзотерические знания.

Ок, все бы ничего - эзотерика тоже путь, только вот почему-то никто не думает, а гуру не сообщают своим неофитам, что времени между началом и желаемым результатом может пройти от «много» до «очень много», и результат может оказаться иным, нежели изначально желаемый. 

Почему? По одной простой причине: если вы приходите к специалисту, то у вас как правило выясняют, что с вами, устанавливают вероятные причины этого вашего состояния, выясняют запрос, и уже исходя из полученной информации, начинают заниматься вашей проблемой.

В просветленческих технологиях говорят: “делай это, не делай этого, и будет тебе счастье”. Вроде бы все просто, только советы, которые ты получаешь, всегда неоднозначны. Например, все просветлительные техники гласят, что надо делиться с ближним и надо любить ближнего, как самого себя. Но никто не объясняет, что, например, чтобы любить ближнего - надо сначала понимать что такое “любить себя”. И как это - любить себя? Что является любовью к себе, а что не является? Что из того что ты делаешь - любовь к себе, а что проявление нелюбви к себе? Что если себя не любишь, то любить кого-то другого просто не сможешь, по причине отсутствия навыка. Но это не очень простые вопросы, на которые знает ответы человек, который этот путь сам прошел. Т.е.  в аспекте эзотерических знаний - это человек либо уже просветленный, либо близкий к этому самому просветлению. 

Вот ответьте мне на один вопрос: "Вы много видели просветленных? Или даже не просветленных, а хотя бы просто счастливых людей?" 

 Я, например, просветленных - вообще никогда, а счастливых очень мало. При этом эти самые счастливые просветления никогда не искали. Они просто шаг за шагом шли к какой-то поставленной цели, и день за днем улучшали свою жизнь. Потихонечку, маленькими шагами.

Почему никто не думает, что просветленный - это по большому счету человек с хорошо сбалансированной, устойчивой психикой? Почему-то ни один гуру это не говорит? И пока ты ее не сделаешь устойчивой, то ничего не изменится. И не важно следуешь ты духовным путем или нет. 

 А у неофитов и адептов учения критическое мышление начинает отказывать. Ну учитель же сказал делай так, а я по школьной привычке следую инструкции. А если через некоторое время, я не чувствую себя счастливым, и денег у меня не прибавилось, и отношения у меня не складываются - то единственное, что скажут этому самому неофиту, будет: "Ты недостаточно старался, старайся больше и все будет." И если человек начинает стараться больше, то мы получаем классический вариант зависимости. 

И адептам и неофитам не объясняют, что духовный рост - это не просто действие, это мотив, который тебя подтолкнул к действию. Почему никто не думает, что если ты делишься тем, чего у тебя не хватает, то чтобы этот самый духовный рост происходил, ты не должен, например, жалеть о поступке. а если у тебя самого этого ресурса не хватает, ты будешь сожалеть? Даже если не сознательная часть, то твоя подсознательная часть будет думать, что тот самый отданный ресурс тебе был необходим, и значит поделиться и не пожалеть - для тебя уже не вариант. Поэтому и подсознание начнет экономить ресурс, и концентрироваться на нехватке, и нехватка будет прогрессировать: сначала в голове, потом в доходах. Почему мало кто задумывается, что вовсе не всегда, когда я даю или делюсь с ближним - это духовный рост? Иногда это как раз духовное падение. Но мне сказали - что надо делиться и тогда у тебя тоже будет, и я делюсь, через силу, через «не хочу», не испытывая от этого ни малейшего удовлетворения. 

Условно, если вы не испытываете никакого удовольствия от своей благотворительности - не занимайтесь ей, она не принесет пользы ни вам, ни людям.

Если  вам предлагают любить ближнего, поступаясь своими жизненными интересами или личностными границами, вы просадите свою и без того не слишком высокую самооценку. 

 Откуда я знаю, что она не слишком высокая?

В отношении человека с высокой самооценкой никто не сможет даже подумать о том, чтобы посягнуть на его границы. Просто такое в голову не придет, а если и придет, то будет боязно попробовать. И если рядом с вами появился кто-то, кто вам такое советует на полном серьезе, и вы на полном серьезе с этим соглашаетесь, то границы у вас отстроены плохо.  И момент, когда можно сказать «нет» без агрессии, вы пропускаете. 

А еще у большинства людей срабатывает программа “быть хорошим”. Мне сказали, что если ты любишь ближнего как самого себя, то ты хороший. Допустим, человек получает от кого-то, кого он наделил некоей значимостью, некую положительную оценку. Если я сама не знаю, хорошая я или плохая, то для меня такая положительная оценка означает, что я хорошая, и я принимаю это как факт (правда, надолго этого ощущения, что я хорошая мне не хватает, и мне требуется очередная порция похвалы). И вот за это ощущение, что «меня высоко оценили», человек готов на очень многое, если не почти на все. Это такой медленный и верный путь к формированию зависимости от «пути к просветлению». У человека формируется поведенческий шаблон: “я делюсь/духовно расту - я хороший, я делюсь/духовно расту больше - я становлюсь лучше, еще чуть-чуть и стану совсем хорошим и тогда на меня снизойдет счастье”

А если задуматься, стал ли я сейчас лучше? Или просто потешил свое желание быть хорошим. Формально выглядит, как будто, духовно вырос, а на самом деле зависит от того, что человеком двигало: если бескорыстное желание помочь - то да, а если желание почувствовать себя хорошим - то человек на пути формирования зависимости. И ни к какому счастью он не движется.

 Есть люди (и таких много), которым противопоказана духовная работа. По одной простой причине. Делиться нужно чем-то хорошим, счастьем, изобилием. А если ты отдал, а тебе самому не хватило, то ты поделился бедностью, ты сформировал в пространстве нехватку. Если это разовый вариант - это не страшно, любые ресурсы у человека восполняемые. Но если это становится системой, то человек вгоняет себя в состояние постоянной нехватки и недовольства жизнью. 

И все бы ничего, если бы в какой-то момент включалась кнопка “стоп”, и человек начинал думать: “я вот столько времени делюсь, прогибаюсь под ближнего, а что я за это время получил - ну, где те самые люди, которые сделали что-то для меня?”

Если я все время отдаю, и возлюблю ближнего, а сам не чувствую ответной заботы этого ближнего, то, может, ну его нафиг и попробовать что-то другое, например, попробовать сделать карьеру. Карьера, на мой взгляд - это фантастически эффективный способ духовно вырасти. Но там вкалывать придется, и навыки и умения прокачивать, и для всех хорошим быть не получится, и придется выбирать между “быть хорошим” или “быть профессионалом”.

 Короче, прочистила я клиенту мозг, отправила заниматься боксом (условно, колотить грушу), искать работу на дядю и строить карьеру. Ну и повыбрасывать все эти эзотерические химеры из головы. 

И вот еще что: если вы увлекаетесь саморазвитием, то вам стоит периодически устраивать ревизию своего состояния.

1) Вы тратите на тренинги больше 10% своего дохода 

2) Вы тратите на тренинги больше 10% своего времени

3) Вы чувствуете себя недостаточно хорошим/продвинутым/праведным

4) Ваша жизнь не радует вас

5) Круг вашего общения сводится к таким же адептом эзотерических учений, как и вы

6) Вы убеждены, что счастье наступит потом, когда вы…. 

7) У вас за время вашего духовного роста не выросли доходы.

8) У вас не улучшились отношения с противоположным полом (не улучшились отношения в семье, не завелось парня/девушки)

Если хотя бы на 2 из 8 вопросов вы ответили утвердительно, то поздравляю! Вы На пути к классической зависимости от «духовной работы». Если их 4, то у вас уже зависимость. И лучше бы вам завязать с духовной работой и начать просто «работу работать», ходить в офис, карьеру делать, с людьми общаться (с простыми, иногда не очень умными, но зато добрыми, иногда не очень продвинутыми, но веселыми, - с разными), можно начать с уборки дома, ревизии гардероба, мытья полов или посуды. Просто пойти и начать делать то, что стоит делать в жизни. Что просто и понятно. а не гоняться за тем, что делает тебе менее счастливым, чем ты был до своего духовного роста.

 И готовьтесь к тому, что с детскими травмами вам придется разбираться, и лучше это делать не с гуру, а с хорошим специалистом, который, как минимум, знает, как устроена человеческая психика и не вгонет вас в ретравматизацию, не усилит имеющиеся травмы.

 И последнее, если кто-то из гуру вам говорит: “Тебе не стоит этим заниматься, ты в этом бездарен”, - посылайте этого гуру пешим эротическим маршрутом. Потому что, если вам нравится писать, то через 3-4 года не очень качественных текстов, вы начнете писать более или менее сносно, если вам говорят, что вы “хреновый художник, поэтому нефиг переводить краски”, то вспомните про Модильяни или Ван Гога, - им за их «мазню» давали разве что тарелку супа, а Гоген начал учиться рисовать в 25 лет. Так что забейте на гуру и продолжайте учиться. Даже если вы не станете Гогеном, это принесет вам больше счастья, чем вся духовная работа вместе взятая, со всеми гурами в отдельности и вместе взятыми.