Все записи
11:56  /  11.10.18

1682просмотра

Выгорание, или Как вернуть любовь к работе

+T -
Поделиться:

 

Как вернуть любовь к работе? 

Почему люди перегорают? Почему недавно еще ценные вещи вдруг теряют свою привлекательность?

Поскольку я занимаюсь денежными блоками и ограничивающими убеждениями, то довольно часто люди приходят ко мне с рабочими запросами. Кто-то хочет найти работу, кто-то хочет найти призвание, кто-то хочет роста на работе. И очень часто люди говорят о том, что работа их не вдохновляет, или "Я понял, что это не мое". Под этим может подразумеваться вид деятельности, профессия или даже работа в офисе. 

 

Как правило, я советую и тем и другим обратить внимание на их нынешнюю работу. Просто посмотреть, так ли там все плохо, и уже потом срываться на новое место или вообще в новую сферу.

 

Если отмотать время назад, к моменту, когда человек только устроился на нынеопостылевшую должность/работу, большинство людей говорят, что когда устраивались, то им нравилось, но прошло какое-то время и интерес пропал, человек устал от офиса, от рутины – короче, кто от чего, но есть одна причина, которую называют все. Это – каждый первый говорит, что "то, чем я занимаюсь, нафиг никому не нужно". И это главная причина, по которой люди перегорают.

 

По большому счету, все, что человеку нужно в жизни – это чтобы его ценили, чем выше, тем лучше. И на работе тоже. Но если человек не чувствует своей ценности и нужности на этом самом месте, то он быстро перегорает.

 

И вроде бы, ситуация безвыходная, они мне не подтверждают мою ценность, что я могу? Но давайте разбираться, такая ли ситуация безвыходная, как кажется с первого взгляда и что человек может сделать для себя, любимого.

 

1. Есть такая теория "зеркального Я" Чарльза Кули, которая в двух словах сводится к тому, что окружающие нас люди нас зеркалят. Иными словами, если я не чувствую себя ценной или чувствую себя недостаточно ценной, то значимые для меня люди обязательно мне это покажут. И это будет болезненно для меня. Человек редко замечает и принимает во внимание легкий дискомфорт, мы обращаем внимание лишь на ощутимые болевые сигналы.

 

Итак, о работе. Там все то же самое - хочу быть ценным! Как быть ценным? Просто выполнять свою работу? Но тогда чем я отличаюсь от всех остальных? Получается, что я просто подтверждаю свою уже объявленную ценность. Но как обычно я хочу большего – зарплату, уважения, признания меня как ценного специалиста. И получается, что я ожидаю увеличения своей ценности, при этом сама в своих действиях ничего не меняя.

 

Но любое изменение результата возникнет лишь при изменениях в самом процессе, а там мы ничего не меняем. Итак, если я чувствую, что я залип, что мне становится скучно заниматься тем, что я делаю, как я могу изменить эту ситуацию?

 

1. Задать себе/начальнику вопрос, какую пользу и кому приносит моя работа? Лучше сначала себе, потом начальнику. Почему сначала себе? Потому что на самом деле, если вам стало скучно, то вы, скорее всего, обесцениваете то, что вы делаете.

 

2. Наделить свою работу смыслом. Не стоит думать, что это сделает кто-то для вас и за вас. Смысл может быть любым – от банального «я работаю за деньги» и тогда ожидания будут совпадать с реальностью, до «я работаю, чтобы быть кем-то» (ценным сотрудником, лучшим продажником/ поваром/врачом, я спасаю мир/людей/животных). Пока вы видите смысл в том, что вы делаете – вы не выгорите на работе.

 

 

Как искать смысл?

 

У любой работы есть:

 

- то, чем она важна для вас (деньги, интерес, уважение, незаменимость);

 

- то, чем она важна для ваших коллег (ваша надежность, оперативность, умение избегать конфликтов и т.д.);

 

- то, чем она важна для вашего работодателя (прямая и непрямая выгода компании от того, что вы там работаете – вы зарабатываете для нее деньги, упрощаете процесс зарабатывания компанией денег, обеспечиваете грамотный учет и сохранение заработанного, обеспечиваете рост зарабатываемого и т.д.).

 

Для вас работа, какая бы она ни была – это самый простой способ подтвердить вашу минимальную ценность. Как? Ваша минимальная профессиональная ценность подтверждается размером вашей зарплаты.

 

Это тот минимум, который вы стоите в качестве специалиста.

 

Почему минимум?

 

Потому что, покупая вас как специалиста, компания покупает кота в мешке – никто не может сказать, впишитесь вы, не впишитесь, сможете справиться с поставленной задачей или нет. Поэтому платить вам будут минимум, если вы только не эксперт такого уровня, за головой которого охотятся. В этом случае, понятно, что будет вам и ожидаемая вами зарплата, и золотой парашют, и прочие радости жизни. Если вы пока не достигли такого уровня распознаваемости на рынке труда, то вам предложат минимум (для объявленной позиции). Потому, во-первых, что кто ж откажется сэкономить, а во-вторых, если вы окажетесь не в состоянии справиться с ожидаемым от вас результатом, то минимальный результат работодателя тоже устроит.

 

А вот дальше все зависит только от вас. И то, какой смысл вы сами вложите в свою работу, напрямую отразится и на вашей карьере и на ваших доходах.

 

Почему?

 

У любой работы, независимо от того работаете ли вы дворником, офис-менеджером или сисадмином, независимо от того работаете ли вы в гос.секторе, занимаетесь мелким бизнесом или работаете на дядю в бизнесе крупном – есть конечный потребитель продукта/услуги. Если есть конечный потребитель, то чтобы он подтвердил мою ценность, мне стоит озадачиться вопросом, а что я могу сделать, чтобы ему было проще/удобнее/выгоднее? Что, собственно, он хочет получить, покупая мой продукт или услугу? И как только вы поймете, что, собственно, хочет этот клиент, вам станет просто и понятно, как помочь человеку удовлетворить его потребность. А как только вы научитесь распознавать потребности клиента и станете удовлетворять их, то количество клиентов у вас увеличится. Вы приобретете ту самую ценность, которая нам всем так нужна. Как только работодателю станет понятно, что вы справляетесь на этом месте лучше, чем в среднем по больнице – вас, скорее всего, продвинут по служебной лестнице. Ну, или

 

хотя бы выплатят бонус по итогам отчетного периода.

 

Если вам кажется, что это фигня и с чего бы работодателю вас повышать, то я вам по секрету скажу странную вещь: в стране (да и не только в нашей - это похоже на мировой тренд) найти хорошего специалиста не просто сложно, а очень сложно. И чем выше позиция, тем сложнее найти желаемое. И если у работодателя есть сотрудник, который готов расти, то компании выгоднее его развивать и продвигать, чем искать на его место замену, когда ему станет совсем тухло тут и он решит попытать счастья в другом месте.

 

А вот если тебя двигают по служебной лестнице, то тут твоя деятельность обретает дополнительный смысл. Во-первых, меняется функционал, во-вторых, масштаб задач, в-третьих – ты чувствуешь, что тебя оценили – тут и мотивация внутренняя повышается и денежное вознаграждение тоже.

 

 

Поэтому прежде чем уйти на вольные хлеба, стоит серьезно задуматься, а сможете ли вы обеспечить на этих вольных хлебах подтверждение этой самой минимальной ценности. Я здесь даже не о деньгах, хотя именно они будут вам показывать, сколько вы стоите и больнее всего бить по самооценке, если у вас их будет меньше, чем нужно для удовлетворения базовых потребностей. Сможете ли вы донести свою ценность до минимально-необходимого количества людей, чтобы жить без потери качества? Поэтому если вы решили уйти на фри-ланс в той же профессии, которой занимались в конторе – озадачьтесь перед уходом от работодателя минимальным количеством подписанных контрактов с вашими личными клиентами. А лучше уходить, когда у вас поток стабильных клиентов станет таким, что вам вашу работу на дядю будет делать некогда. Почему? Все очень просто, даже если вам нужно всего 10 клиентов, и у вас есть потенциальные 10 клиентов, то не факт что они станут вашими реальными клиентами.

 

Помним, что обещать – вовсе не значит жениться. И клиенты могут отвалиться по любой причине. И, как правило, отваливаются в сильно большем объеме, чем мы этого ожидаем.

 

А вот если вы решили сменить профессию целиком, то вот тут придется запастись терпением и скептицизмом. А точнее, сначала скептицизмом и трезвым взглядом на вещи. Прежде чем броситься менять профессию, подумайте о том, какие минусы у этой профессии. Ну, если вам кажется, что пойти работать барристой проще и легче, чем научиться продавать свои навыки как бухгалтера, редактора или офис-менеджера одному работодателю, а вы еще кофе любите, то подумайте о том, что вам на этой работе придется не только продавать целыми днями, но и стоять полную рабочую смену на ногах. И еще о том, а хочется ли вам заработать через пару лет варикоз? Или сколько зарабатывает средний повар – не модный в городе шеф со звучной итальянской фамилией, а средний повар даже в модном ресторане? И тоже смену на ногах.

 

Я не пытаюсь убедить вас ни за что такое не браться – если вам очень хочется, то попробуйте – любой опыт полезен, а отрицательный полезен вдвойне. Я советую снять розовые очки "предназначения" и рассчитать свои силы, чтобы не бросить это свое "предназначение" через пару месяцев, потому что здоровье не позволит, или потому что денег даже на еду будет не хватать.

 

 

Тем, кто устал от работы на дядю и начитался мотивационных текстов на тему – открой свой бизнес и живи на Гавайях в свое удовольствие – настоятельно рекомендую озадачиться стратегическим планированием, навыками маркетинга, бухгалтерией, развить в себе навыки продавать и еще штук 15 разных навыков.

 

А еще лучше – полноценным бизнес-образованием (это образовательный забег, примерно, на 2-5 лет). Ибо, если вам кажется, что вы сейчас откроете свой бизнес, потому что делать смузи - это ваше предназначение, и деньги, равно как и клиенты, к вам прям потекут, то стоит учесть мировую практику: любой бизнес начинает окупаться и покрывать затраты на третий год активной работы. В первый год вы деньги только теряете. И это нормальный процесс. Поэтому прежде, чем влезать в незнакомый вам бизнес, стоит посчитать хватит ли у вас денег, чтобы пережить первый год. И спланировать как вести бизнес потом, с учетом постоянного дефицита свободных денег в обороте. Если вам повезло и ваш бизнес не связан с затратами, и вы продаете результат своей интеллектуальной деятельности, то нарабатывайте клиентскую базу - и это те же 3 года примерно. Потом можно будет говорить о бизнесе.

 

Но вернемся к работе.

 

Что делать, если уже перегорел? Можно ли вернуть интерес к тому, что ты делал (умеешь делать)? Вот несколько советов:

 

1. Отдохнуть – если есть возможность, то в течение месяца.

 

2. Написать список всего того, что вы делали за время работы. Не только самое крупное, но и мелкое и среднее.

 

3. Поставить цель лично для себя – условно увеличить KPI отдела на 10 процентов, и начать решать этот бизнес кейс.

 

4. Стараться наделять каждое свое рабочее действие смыслом.

 

5. Ну, и получая зарплату, помнить, что ваша минимальная ценность определяется размером вашей зарплаты.

 

Как-то так.