Все записи
11:55  /  21.02.14

13845просмотров

Как навредить ребёнку оценкой

+T -
Поделиться:

Очень часто родители считают оценки, принесённые ребёнком из школы, важным показателем своих родительских успехов. И вместо того, чтобы отдать ответственность за учёбу своим детям, такие мамы и папы делают серьёзную ошибку. Они пытаются убедить ребёнка, что вся его ценность определяется оценками чужих тёть. То, что о нём думают посторонние тётки, оказывается важнее, чем то, какой ребёнок сам, какие у ребёнка склонности и интересы.

Когда родители транслируют детям, что внешняя оценка посторонних женщин – самое важное в жизни ребёнка, то это способ вырастить ребенка неуверенным в себе, без своего мнения и своего выбора. 

Если мы ругаем детей за плохие оценки, а ещё чаще мы ругаем не за плохие оценки, а за не самые высокие баллы оценок, то фактически мы пытаемся убедить ребёнка, что вся его ценность определяется чужими оценками, и то, что о нём думают посторонние тётки, важнее, чем то, какой ребёнок сам. Как только мы начинаем ребёнку предъявлять претензии по поводу того, что у него не максимальная оценка, мы сразу начинаем изо всех сил формировать эту зависимость от чужого мнения вопреки своему собственному.

Чем хороша школьная система для государства и чем плоха она для тех родителей, которые хотят для своих детей чего-то большего, чем работа на конвейере или работа бюджетником? Именно тем, что десять-одиннадцать лет ребёнку насаждается, что его мнение о нём самом не значимо. Имеет значение только мнение посторонних тёток, выраженное в виде оценки.

Не имеет значения, какая оценка. "Отлично", "хорошо", "удовлетворительно" – любая из оценок переносит фокус внимания нашего ребенка с его, что называется в психологии, "внутренней референции", то есть с его опоры на собственные знания о себе, на собственное мнение о себе, на собственное мнение о каких-то необходимых важных и нужных делах, наоборот, на то, чтобы ребёнок считал, что он ничего не значит, важно только то, что о нём думают окружающие.

Получается, что мы слишком внимательным отношением к чужой оценке нашего ребёнка, по сути, его предаем и формируем в нем неудачника. Как итог – у взрослого человека нет своего мнения, ему чужая оценка важнее своей. Взрослый страх негативного оценивания обычно формируется именно в школьные годы – родителями, придающими неадекватно большую важность школьным оценкам.

Хотя реально почти все взрослые прекрасно понимают, что в 30 лет не имеет никакого значения, была ли у тебя тройка по химии в восьмом классе – это никак не сказывается на взрослых успехах. Или отличная оценка по физике не гарантирует тебе любовь и успех в бизнесе, когда тебе 40.

Так зачем вредить своим детям?

Подпишитесь на рассылку
и получите в подарок две книги Ольги Юрковской:

1. Как не вырастить из ребёнка неудачника
2. Образование, которое пригодится в жизни
Из рассылки вы узнаете:

Как вырастить ребёнка богатым и успешным? Как сделать ребёнка лидером?
Как дать ребенку самое лучшее, при этом не напрягаясь?

Читайте также

Комментировать Всего 4 комментария

Ольга, но ведь оценка это не оценка ребенка, а оценка его знаний в определенной области на определенный момент. И мне кажется, объяснить это в том числе задача учителя. Наша учительница математики часто говорила, что "исправить" плохую оценку невозможно: оценка просто фиксирует уровень твоих знаний в конкретный день. Завтра будет новый день и новая оценка. При таком подходе совершенно ясно, что неудовлетворительная оценка означает не "я плохой", а "я сегодня не доучил математику". Что - объективная правда.

Эту реплику поддерживают: alla fleming

Татьяна, если бы все родители именно так говорили ребёнку...

Я с Вами согласна. Но, к сожалению, большинство родителей воспринимают "двойку" не как фиксацию уровня знаний в этот день, а как свой педагогический провал. И реагируют агрессивно. 

И вообще часто подменяют человеческое общение со своим ребёнком бесконечными претензиями из-за оценок чужих женщин.

а мне,когда была в школе,  обьясняли- что двойка, это когда ты просто не"учил", не уделил время, не трудился. а пятерка, - это ты действительно трудился и это подтверждение, и что если хочешь все равно кем стать- надо учиться не на 5 а на 6. т к, даже, если ты сдашь экзамен на 5, то возьмут мальчика, хотя он сдаст на 4, или даже на 3. потому что ты - родишь,отпуск.. ..  в  школе были разные "тети" и дяди", были, и которым совсем не хотелось ничего доказывать, и родители  это вовремя обьяснили, а были- чей  просто взгляд на тебя  хотелось. бы лишний получить, как одобрение  .. такие умницы и настоящие педагоги. не так  прямолинейно - это характеристика оценки... вот в швеции была практически  школа   до 20 лет детям  без оценок..". все хорошо" - говорили родителям.....  и в этом году они буквально взвыли- это дало то , что резко упал уровень знаний.   значит, что -то в этих оценка есть.. а?

Алла, хорошо тем, кому родители про оценки правильно и вовремя объяснили, оставив оценки в зоне ответственности ребёнка. Но намного больше детей получают еженедельную агрессию от родителей именно из-за оценок. 

А по поводу уровня знаний... Я совсем не уверена, что информация из школьной программы, которую можно нагуглить за пять минут, действительно повлияет на то, кого и кем возьмут работать в 30 лет ;)

Новости наших партнеров