Все записи
12:00  /  22.02.14

11880просмотров

Растим неудачников: бесцельная жизнь

+T -
Поделиться:

Качество, как правило, отличающее неудачников – они не доводят свои проекты до конца, до результата. Или вообще не ставят реальную цель и не действуют, живут с пустыми мечтами, и вместо проектов у них прожекты.

Откуда берётся такая привычка? Как обычно, из детства. Но не из раннего. Ребёнок, который учится ходить, никогда не бросает свои попытки на полпути.

Для того, чтобы у ребенка отсутствовали реальные цели, надо научить его не ставить цели и не соотносить свою деятельность с целями. Как правило, это то, чем занимается у нас школа и институт. Процесс ради процесса.

Потому что если вы отдаете ребенка на любой спорт, там совершенно понятно: надо пробежать стометровку быстрее, чем в прошлый раз, в следующий раз быстрее, чем сейчас, на соревнованиях ещё быстрее. В единоборствах – выиграть победу; в командных играх – работать в команде, чтобы команда победила. То есть в спорте с целями все понятно.

Если в отдаёте на прикладной кружок, там с целями тоже всё понятно. Если выжигать на дощечках, то результат того, что ребёнок сходил на такой кружок, он принес и подарил маме на Восьмое марта эту красивую дощечку. Если бисероплетение – красивые украшения из бисера. Цели понятны.

А для того, чтобы человек не умел ставить и достигать реальные цели, его надо приучать к тому, что цель не важна. Ему под принуждением надо заниматься ненужным и неинтересным процессом.

Неудачник, увлекшись чем-то, рассказывает об этом всем вокруг, но ничего делать даже не начинает либо очень быстро бросает. До конца, до результата, до победы он свои дела не доводит. И это формируется, в первую очередь, в школе, когда звенит звонок, и насколько бы ребенок не был увлечен тем, что было на уроке, как собачка Павлова, по команде все бросили даже интересные занятия и побежали на перемену.

Мы десять-одиннадцать лет приучаем наших детей, что по звонку нужно бросать даже самые интересные дела. И из-за этого вырастают люди, у которых в семнадцать-восемнадцать часов закончен рабочий день – нужно быстренько убежать с работы. То есть люди не вовлеченные, не увлеченные тем, чтобы свое дело довести до результатов.

И в противоположность этому я возьму такой пример, как спорт. В любом спорте, даже если у тебя не получается, ты не можешь бросить свою футбольную команду и пойти поплакать на скамейке. При любом разгромном счете ты будешь играть эти сорок пять минут или сколько положено, пока не закончится матч.

Мои девочки на шахматы ходят – аналогичная ситуация. Если у тебя остался один король, а у соперника много фигур, ты не имеешь права сдаться, потому что ещё возможна ничья, тебе соперник может поставить пат (когда королю ходить больше некуда и нет при этом шаха, то есть не мат, а просто некуда ходить королю, у тебя нет хода) – и это ничья. И ребенок даже в самой сложной, самой плохой позиции будет играть до конца, будет стоять до конца.

Ситуация, что тебе что-то не понравилось, ты начал проигрывать, бросил партию и убежал посреди партии – всё, тебя отчислили из турнира. Реальное чёткое последствие, которое ребёнок не хочет. И он учится доходить до результата. Более того, ребёнок знает желаемый результат и доводит дело до конца.

Аналогично любой спорт, любые соревнования, любые тренировки. Если нет физической травмы, то человек будет стоять до конца, играть до конца, бороться до конца, бежать до конца. Что делают в кружках и секциях – противоположно тому, к чему приучают в школе.

Даже если ваш ребёнок ходит в школу, то надо искать другие области, где он учился бы достигать результатов. Пусть он украшение сплёл из бисера, есть результат – это украшение, это намного лучше, чем бросил. Одно недоделанное дело, второе недоделанное, третье недоделанное, и всё вокруг не сделано.

Найдите деятельность для ребёнка, где результат важен.

 

P.S. Приобрести мою книгу "Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия" можно здесь: http://yurkovskaya.com/homeschooling/

 

Как вы думаете, почему одни дети вырастают лидерами, а другие — нет?

Узнайте, что мешает вашему ребёнку стать лидером!

Переходите по ссылке, чтоб пройти тест бесплатно:  http://yurkovskaya.com/deti/

Пройдите 5 минутный тест бесплатно, и узнайте, что мешает вашему ребёнку стать лидером: http://yurkovskaya.com/deti/

 

Комментировать Всего 68 комментариев

Спасибо) возьму на заметку!

спасибо.это как раз то,за что я защищаю спорт и вообще все,связанное с ним. и что родители не имеют права надеятся что ребенок сам всего достигнет.. в школе- одно, в спорте- другое, в музыке- третье,  не насилуя а заинтересовывая.. все полезное- доступно  .поэтому, прежде чем родить, надо понимать- это серьезная родительская   р а б о т а... на долгие годы...  и еще это при условии - если дай бог, ребенок родится здоровым...

Хм. Один из поводов для размолвок с мужем -наша игра в нарды.  Очень он любит в первой половине игры заявить -все, сдаюсь, с такими камнями играть невозможно!!! Ссылается на то, что уже видны и просчитаны  все вероятности исхода, и он(Исход) проигрышный  для него.  У меня это вызывает каждый раз протест... От негодующего - " доигрывай, жила!!!", до до разных уловок.... Я не знаю, почему мне так важно изменить его точку зрения на это, может, потому что я примитивно переношу манеру игры на остальные жизненные процессы? Я баба упрямая, я доигрываю эти игры сама, пока он насмешливо курит, и в половине случаев "он" выигрывает....  Но почему то ничего не меняется...((((( 

Валерия, а Вы на деньги/услуги играете? В смысле несёт ли "сдаюсь" измеримые потери для сдавшегося?

Эту реплику поддерживают: Валерия Ирнис

Хм. Мне эта светлая мысль в голову не приходила...))))))  Здорово!!!! Завтра же воспользуюсь!!!! И плевать на 23 февраля!!!! Я знаю, кто завтра будет посуду в посудомойку сгребать!!!!!

Эту реплику поддерживают: Ольга Юрковская

Благодарю за ценную идею!!! 50-летних тоже надо воспитывать...)))

Эту реплику поддерживают: Ольга Юрковская

ПОМОГЛО!!!! Чуть не впервые доиграл до конца с заинтересованой рожей...)))) И пошел разгребать грязную посуду, но с очень гордым и неприступным видом...))))) ей богу, большие дети....)))

Эту реплику поддерживают: Ольга Юрковская

Валерия Ирнис Комментарий удален автором блога

Проблема учебы в школе не только в организации учебного процесса. Проблема в том, что ребенок не способен осознать, что для достижения далекой и сложной цели (например, стать хорошим квалифицированным экономистом), нужно сейчас учить таблицу умножения, через год еще что-то, через три..., через пять..., потом упорно готовиться и сдать такие-то экзамены и т.д. Каждая такая ступенька кажется ему бессмысленной, т.к. снизу он не видит всю лестницу и не понимает, что без нижних ступеней она упадет. Это видит тот, кто стоит наверху - взрослый, преподаватель, родитель. И фактически он частично тянет ребенка вверх насильно, т.к. на любой ступеньке тот может заныть "а для чего мне это нужно?".

Аналогичнов других занятиях. Чтобы первый раз прыгнуть с трамплина, надо не один год делать однообразные упражнения. Чтобы удержать в игре теннисный мяч, нужно год-два заниматься скучными упражнениями на технику. Чтобы складно спиликать простенькую пьеску на скрипке, нужно долгое время "поскрипеть" гаммы и идиотские упражнения. Помнится, Рахманинов писал во взрослом возрасте, как он признателен своему педагогу, из-под палки заставлявшего его заниматься техническими этюдами. Примерно то же говорил Спиваков о своих родителях и педагогах.

Поэтому в большинстве случаев заставлять временами приходится.

невозможно не заставлять. башмет -"нет гениальных детей- есть гениальные родители". учиться- это труд. трудиться- это напряг. никто не хочет напрягаться.  была в ходу такая притча - " вернулся солдат с войны , живой-здоровый , а жена умерла.осталась дочь. женился, взял в жены хозяйку, да тоже с дочью. одногодки дочки.решила мачеха извести падчерицу. а как, на виду у всех деревни-то.. и вот она вот что придумала- свою с раннего утра гоняла- доить,косить,мыть-скрести, а падчерицу-  "жалела", полежи, ты сирота, не трудись, моя сделает, у нее мамка есть... за школу не "ругала". а в деревне  удивлялись ,ах ,какая жена, как  бережет падчерицу.. жалеет..... вот и  погубила, как и хотела. своя- умница, трудяга, тоненькая, а падчерица, растолстевшая тетеха, неуч.." 

Мы что, растим крестьянскую девочку, у которой кроме замужества ничего в жизни быть не может?

Знаю лично десятки людей, которых учиться в школе вообще не заставляли - для них главнее был спорт. То есть в спортивном училище школьных знаний почти не давали. И с детей ничего не требовали. В ВУЗы они поступали по спортнабору и тоже почти не учились, зачеты и экзамены им ставили по просьбе ответственного за спорт.

Прошло 20 лет - все хорошо работают, сделали карьеры (или заняты бизнесом) и их жизненные успехи лучше, чем у большинства бывших "отличников" и "хорошистов" из обычных школ. Никто не оказался рабочим на конвеере или бюджетником без других доходов.

абсолютно с вами согласна.эту притчу я привела не для "кого растим", хотя не вижу позора родиться в селе и из крестьянства - разве мало тех , кто выучился и сделаь карьеру... а для того- что надо обязательно  з а с т а в л я т ь    детей.всего лишь. не  все,конечно, не будем обобщать, это минимум некорректно, профспортсмены с жизненными успехами  лучше,здесь никто никого не"замерял", но полностью согласна - что спорт делает чудеса с характером, с волей  и сама здесь везде настаивала на спорте до конца жизни...

Я вообще не вижу смысла заставлять ребёнка заниматься бессмысленной и бесполезной деятельностью. Лучше в это время ребёнку заняться осмысленной и полезной - тем, что ему в жизни действительно пригодится.

Мария, 95% изучаемой в школе информации хорошему профессионалу (в любой сфере) либо не пригодятся, либо могут быть изучены в 10-30-50 раз быстрее по времени, когда в них появится реальная потребность.

И если в спорте или музыке есть связь между рутинной отработкой навыка и дальнейшим результатом (и ребёнок чётко видит эту связь), то в школе и ВУЗе этой связи почти нет. У хорошего профессионала информация из школы и ВУЗа не даёт и 10% от необходимых в работе знаний и навыков.

еще раз скажу- никто эти "проценты" не измерял.  хотя  согласна во многом.

Про "можно изучить в 10-30 раз быстрее" - все 100%, если изучать с репетитором ;)

Я как-то посчитала, что 1 000 часов школьного предмета (а ещё +д/з) проходят при подготовке в ВУЗ за 100 часов с репетитором. И при этом после простой школы не поступит ребёнок в приличный ВУЗ, а после репетитора шансы намного лучше. 

Эту реплику поддерживают: Валерия Ирнис, Алекс Лосетт

знаю детей ,которые легко поступали безо всяких репетиторв, и знаю детей ,которые с репетиторами на второй и даже на третий... обобщения - опасны. поступления в ВУЗ - вообще отдельна тема. там такое сплетение блата,знаний,кумовства,денег... долго можно говорить об этом

Алла, уровень знаний школьной программы у детей после ОБЫЧНОЙ школы почти всегда требует повторного обучения с репетитором. То есть эти 1000+ часов изучения предмета прошли неэффективно. 

А по поступлению... В непрестижный ВУЗ - верю, что можно и так поступить. А в первые ВУЗы страны без серьёзной дополнительной подготовки (неважно, репетитор, гимназия, олимпиады или другие варианты) после обычной школы обычный ребёнок вряд ли поступит - не даёт обычная школа нужную подготовку.

получается, что школа вообще не нужна? нанял сразу нужных репетиторов, дал взятку в нужный  престижный ВУЗ страны,  (там хоть 7 пядей во лбу - нужна взятка, или надо быть всемирно известным перельманом)... и  как-то все?

На мой взгляд, нанять сразу репетиторов (в старших классах - по всем предметам) сэкономит 90% времени ребёнка для приобретения более полезных умений или для физической активности. А уж сколько нервов детям и родителям это решение сэкономит ;)

А по ВУЗам... Возьмите мировой список... И поступайте в него - без взяток, достаточно высокого уровня подготовки - по квотам для выходцев из восточной Европы ;) - зачем платить взятки за ВУЗ из второй сотни..?

Эту реплику поддерживают: alla fleming

alla fleming Комментарий удален автором блога

Обучение в школе не должно преследовать цели усвоить конкретную информацию. Оно должно учить учиться, обрабатывать информацию, сопоставлять ее и выстраивать свою систему знаний. Кем бы ребенок ни стал в будущем, "математику уже затем стоит изучать, что она ум в порядок приводит". То же самое можно сказать про другие предметы. Они тренируют мозги. Кроме того, ребенку нужно "показать" разные науки, чтобы он мог из них сосознанно выбрать что-то для будущей профессии.

Получается, что школа - это просто "наращивание мускулов". Что бы дальше ни ждало в профессии, "мускулы" будут готовы к этим нагрузкам.

Не вижу я у современных юношей и девушек умения эффективно работать с информацией :(

К сожалению, современное школьное образование не учит выстраиванию СИСТЕМЫ знаний. Даже взаимосвязанные предметы изучаются не в системе. И у большинства детей механическое заучивание бесполезной информации не тренирует "мозги". 

Про "осознанно выбрать" будущую профессию после школьных уроков - даже комментировать не хочется... Это какую профессию-то так выбрать можно? И какое отношение изучаемая в школе информация имеет к реальной профессиональной деятельности взрослого человека в 95% современных профессий?

И снова, у большинства детей после механического заучивания бесполезной информации нет никакой готовности к реальным интеллектуальным нагрузкам и уровню ответственности профессионалов. Разве что на конвейер пойти (так роботы скоро заменят) или в кабинете бумажки перебирать (этих заменят информационные технологии).

механическое заучивание тренирует память.у меня бабушка в уме производит сложнейшие вычисления,.рассказывала - молитвы заставляли с 3 лет  в таких количествах учить.. при чем всех.. у всех была отличная память... например. ответсвенность, не думаю, что это категория знаний.интеллект- врожденное. 

Интеллект - это как мышцы - если его тренировать, он развивается. 

Память современными методиками тренируется намного лучше, чем механическим заучиванием. Очень много примеров, когда после правильных курсов люди обладают фотопамятью.

У моих дочек после курсов быстрого чтения уровень работы с текстами минимум на пару лет опережает умение одноклассниц. И вместо 25-30 школьных часов в неделю для сдачи всех предметов хватало в начальной школе 1,5 часа с репетитором и пары часов самостоятельно (они на домашнем образовании).

Вообще не вижу смысла в современном школьном обучении.

Эту реплику поддерживают: Валерия Ирнис

может быть, вы правы. надо бы понаблюдать за вашим экспериментом. интересно.

Я сама так училась (с 6 класса в спортивном училище - то есть мне дали аттестат вообще без моих знаний школьной программы) - потом получала нужное мне на курсах и из книг.

Одноклассники мои так учились.

У знакомых дети так учились - всё сейчас у них хорошо с поступлением и карьерой/бизнесом.

В России несколько десятков тысяч детей на хоумскулинге. В США - примерно 3% школьников - хоумскулеры (примерно два миллиона детей).

Для этого родители должны иметь достаточный кругозор и время на организацию домашних занятий плюс еще занять с толком освободившееся время. Не все родители на это горазды. Поэтому школа все равно останется местом для большинства. 

Мой сын тоже учился в старших классах на экстернате. Если бы я вынуждена была много работать, было бы сложно адекватно мониторить состояние дел и корректировать занятия.

Мои родители мною вообще не занимались. Если ребёнок достаточно умный, то в старших классах справится и без занятий с родителями. Всегда можно нанять репетиторов. И даже когда нет денег, как не было у моих родителей, есть недорогие курсы и есть даже бесплатные кружки. Было бы желание.

А вот желания нести самим ответственность за обучение своих детей у 90% родителей нет.

До старших классов детей надо еще дорастить не дебилами. Значит, заниматься доп. образованием придется родителям. Эффективность недорогих курсов и бесплатных кружков тоже весьма сомнительна (хотя бывают примеры, не спорю). Только как их найдет ребенок 7-8 лет? И поймет, что они хорошие?

"А вот желания нести самим ответственность за обучение своих детей у 90% родителей нет." В этом вся и фишка! До сих пор большинство среднестатистических родителей уверены, что школы им выдаст полностью готовый результат. Причем ухитряются сохранять эту уверенность до 10-11 класса. Наблюдала это много лет.

В 7 лет кружки будут искать родители. Мои дети бесплатно занимаются шахматами. Ходили на бисероплетение, на компьютерную мультипликацию. И есть ещё много бесплатного, на что ходят дети знакомых. Цена - не показатель.

И точно могу сказать, что многолетние занятия шахматами развивают детей лучше, чем посещение уроков в школе.

И точно могу сказать, что многолетние занятия шахматами развивают детей лучше, чем посещение уроков в школе.

Это просто разные аспекты развития - несравнимые.

Мне за 17 лет на глаза попадались исключительно примеры отвратительного качества работы бесплатных или недорогих кружков и секций. Например, плавание по 15 человек на дорожке кого чему научит?

Наверное, я настоящий сноб. )))

Почему несравнимые? Очень даже сравнимые: 4 часа шахмат или 4 часа школы - где лучше мозг ребёнка развивается?

Плавание в таких услових - да, отвратительное качество занятий. Равно как и любые места, где слишком много детей.

Но хватает маловостребованных кружков, в которых с детьми занимаются почти индивидуально. У моих дочек, например, на утреннюю группу шахмат обычно ходит 4 человека - они и два мальчика. А тренера - родители чемпионки мира среди девушек Анастасии Зезюлькиной ;) (да, я выбирала очень тщательно... выбрать хороший кружок - это ещё та работа по сбору и анализу информации).

Развивать приходится не только мозг. Но еще и коммуникации, стрессоустойчивость, умение общаться с разными людьми, в т.ч. и не очень приятными и др. В 18 лет придется выйти в реальную жизнь, где будут не только рафинированные шахматисты и милые репетиторы. Там будут неадекватные начальники и готовые на подлянки коллеги. Нужно быть готовым, причем не по книжкам.

Во взрослой жизни есть ВЫБОР. Начальников, коллег, работы. А у ребёнка нет выбора, если попалась истеричка. И в юном возрасте ещё нет сил бороться с чужой неадекватностью или садизмом. То есть травмированные школой дети во взрослом возрасте ХУЖЕ справляются с реальной жизнью, чем хоумскулеры - если взять исследования американцев, например.

К слову сказать, в нашем городе репетитор берет за одно занятие в среднем 1000-1200 руб. При средней з/п по региону 26-27 т.р. Как Вы считаете, кому это по карману?

Репетиторы работают и по скайпу - дешевле намного (белорусские, украинские - особенно из небольших городов).

И что, белорусские и украинские репетиторы являются экспертами в подготовке к российским экзаменам? Ой ли! Даже российские учителя, не являющиеся сертифицированными экспертами и не участвующими в проверке экзаменационных работ, не уверены на 100%, каким образом нужно оформить работу или расписать решение, чтобы получить высокий балл.

Если просто для себя с репетитором учиться - еще возможно. И то репетиторов в основном выбирают по рекомендациям знакомых. Негодных учителей, подрабатывающих репетиторством, тоже хватает.

Но для кого-то это выход, Вы правы.

Мария, если речь идёт о том, что в 6-7-8 классе ВМЕСТО школы ребёнка обучает репетитор, то необязательно брать российского. Для прохождения программы подойдёт и белорусский ;) - особенно по предметам, не нужным для поступления.

Дорогого российского эксперта для обучения оформлению работ можно взять на последние полгода подготовки, именно научиться, как получить высокий балл - по тем трём предметам, что нужны для поступления. 

Я о старшеклассниках и говорю, т.к. в 6-7-8 классах репетиторов берут на самм деле не так часто. За полгода на ЕГЭ натаскаться сложно, не обольщайтесь. Меньше года не получится.

А я говорю о том, что недорогих репетиторов можно брать СРАЗУ ЖЕ, как начали изучать предмет - не посещая школу. А потом в конце взять дорогого эксперта - чисто научить ОФОРМЛЕНИЮ.

Вы говорите о форме обучения, а не о содержании. Ваши девочки осваивают тот же объем знаний за более короткое время при индивидуальных занятиях. Это естественно. Но они все равно изучают математику от таблицы умножения к элементарной алгебре и дальше к более сложным материям. Тогда какая разница - только в хождении в школу? Мне казалось, что не об том речь.

Эту реплику поддерживают: alla fleming

Разница в том, что когда обычные посещающие школу дети заняты присутствием на уроках и домашними заданиями, мои дочки в 9 и 11 лет имеют возможность, например, осваивать Соло на клавиатуре или билеты Правил дорожного движения - ПЛЮС к школьной программе. То есть без перегрузки, но изучают то, чем точно будут пользоваться во взрослой жизни. У них за счёт эффективной организации учёбы есть лишние 40 часов в неделю на более полезные занятия, чем отсиживание в школе. На шахматы, бассейн, фитнес. На курсы быстрого чтения. На просто почитать интересные книги. И так далее.

Полностью с Вами согласна и тоже этим воспользовалась. Но Вы же понимаете, что в массе люди не имеют времени, знаний и сил для занятий своими детьми вне школы в таком объеме. 

Я тоже не занимаюсь со своими детьми - для этого есть репетиторы, есть кружки, есть секции, есть курсы.

Найти и выбрать путные курсы тоже нужно время и мозги. И деньги. У большинства обычных граждан РФ ничего этого нет. Вернитесь на реальную землю. Или мы обсуждаем только Вашу семью?

Если мы обсуждаем людей, пишущих на проекте Сноб, то к большинству обычных граждан РФ они вряд ли относятся ;) - равно как и мой круг общения...

Думаю, что примерно 5% (может, 15%) населения способны применить свои мозги. Но далеко не все хотят это сделать. Как Вы правильно написали выше, предпочитают до 10-11 класса ожидать результат от школы.

Память современными методиками тренируется намного лучше, чем механическим заучиванием. Очень много примеров, когда после правильных курсов люди обладают фотопамятью

Ольга,  Буду очень благодарна за ссылки на такие методики!

Тренируется память очень просто: берёте картинку с надписями (подойдёт рекламный флаер), смотрите на него буквально 1 секунду, убираете, рассказываете вслух всё, что запомнили. Снова смотрите на него же 1 секунду, убираете, рассказываете вслух... Так несколько раз, пока не будете чётко помнить всё. Берёте следующую картинку с надписями - и по кругу. Несколько часов таких тренировок, и научитесь "фотографировать" тексты любого объёма. То есть пролистали книгу, не читая, и в любой момент её можете читать из памяти - перед глазами будет скан страницы :)

Я как-то рассказала ребенку, как натренировать фотопамять, так детка за 20 минут в рамках "разведподготовки" выучила все надписи и подписи на картинках из учебника "Человек и мир".

А вообще погуглите - очень много сейчас таких курсов с разными техниками памяти и внимания, скорочтения.

Удивительно! Спасибо. я попробую...я думала - это трудно. Я в США живу, но здесь тоже отвратительные школы.

Ну, недостатки современного образования всем известны. Однако, не сказала бы, что даже в обычной школе занимаются простым механическим запоминанием. Очень многие задания невозможно выполнить без анализа и понимания взаимосвязи между полученными конкретными сведениями. Ну и конкретные сведения тоже нужно когда-то в голову уложить. Как учиться на инженера, не заложив в голову определенный объем математики и физики? В вузе начнется дальнейшая программа, основанная на школьных знаниях.

Насчет выбора профессии тоже могу согласиться лишь отчасти. Да, профессиональной ориентацией школа практически не занимается. Однако выпускники почему-то выбирают те или иные профессии. И в основном на основании все-таки школьных преметов + дополнительных знаний их инета или от родителей, или еще откуда. Ведь самой профессии будут учить в университете, а не в школе.

Мой сын закончил школу в 2013г. Он выбрал профессию классе в 6-м. И шел к ней все оставшиеся школьные годы, напирая на профильные предметы, читая программы университетов и лекции, выбирал сконкретную специализацию. Я очень много общалась с его одноклассниками и ребятами из других классов (т.к. не работала его 8-11 классы). Не все были на 100% уверены в своем выборе профессии, но ребят с четкой целью было больше половины. Я часто была просто поражена, насколько 17-18-летние ребята  четко все выстроили в своих планах (возможно, с помощью родителей).

У Вас есть дети школьного или уже послешкольного возраста? Как они относятся (или уже отнеслись) к выбору профессии?

Профессии большинства моих знакомых 30 лет назад либо не существовали, либо не были известны детям.

В ВУЗе профессии если и учат, то как-то совсем далёкой от реальной жизни (кроме, может, учителей и врачей). Например, маркетолог или психолог после ВУЗа без дополнительных курсов и вложенных в себя денег и времени вряд ли сможет хорошо работать. И такая ситуация почти во всех профессиях. Начинающий специалист с дипломом на работе почти всему обучается заново. 90% необходимых ему в реальной работе умений ВУЗ вообще не даёт.

И по поводу выбора профессии в 17 лет... Почти никто из моих знакомых не работает по первому образованию.

Моим детям 11, 9 и 7 лет.

Это наше образование так устроено. А в развитых странах студенты курса с 3-го уже подрабатывают по профессии. У нас это тоже бывает, но не в каждой специальности.

Про маркетологов не знаю, а качество подготовки наших инженеров примерно 30-40 летнего возраста отмечают в т.ч. европейские коллеги (я в этой сфере работала большую часть жизни). В любом случае человеку нужен фундамент для доведения до ума на всяких курсах, как вы пишете. Не идти же на эти курсы прямо из школы, так ведь? 

Что удручает в российском высшем образование - это обилие непрофильных предметов. У меня сын сейчас учится в UK. У них в каждом учебном периоде преподается всего 3 предмета. А у нас - 10 примерно. Большая разница, ничего не скажешь. 

Из моих знакомых моего возраста по специальности тоже работает меньшинство. Но это потому, что мы закончили институты в начале 90-х. И наши специальности стали никому не нужны. Например, я училась на инженера-системотехника по системам самонаведения баллистических ракет. Кому я стала нужна в 1991г. при горбачевском разоружении? И тем не менее мое образование тащило меня по карьере всю жизнь, потому что база есть - в текущем всегда разберешься.

Что какие-то профессии неведомы детям - это самая основная задача и школы, и родителей: профориентация. Раньше детей водили по заводам. Сейчас существует масса лекций и презентаций в инете. Желающие информацию найдут. А задача родителей помочь в ней сориентироваться. 

Мне вообще не нравится набор информации, который предлагается школой. Чем дальше обдумываю, тем больше мне нравится идея анскулинга. 

А по профессиям... Не было 30 лет назад очень многих профессий, которые есть сейчас (всё, что связано с интернетом, например). И мы не знаем, какие профессии появятся ещё через 15 лет, какие будут востребованы и так далее. 

Не говоря уже о том, что сейчас не редкость каждые 5-10 лет менять профессию очень сильно.

Так что я бы делала упор не на профориентацию в школе, а на умение выходить из зоны комфорта и осваивать новую деятельность.

То есть Вы предлагаете вообще не посещать школу, не учиться в вузе, набраться каких-то (каких бы выбрать) базовых знаний на домашнем обучении, укрепить память и психику и дальше что? Люди любой професссиональной общности имеют образовательную общую опору и определенный "язык". Кто будет иметь дело с даже очень способным новичком, который в этом ни уха, ни рыла? Снова самостоятельно входить в курс дела? Трудоемко и не содействует коммуникациям в профессиональном сообществе.

О коммуникативности в общем деле вообще сложно судить при таком подходе.

Меня тоже крайне не устраивает сегодняшнее положение стандартного российского образования, поэтому мы частично обошлись без него. И дальше пока вне него находимся. Но все равно в системе. Я лично не готова взять на себя менеджемент полного образования на аутсорсинге, т.к. не являюсь экспертом ни в образовании, ни во всех учебных дисциплинах. Соответственно не готова на 100% управлять данным процессом.

Посещать школу я точно смысла не вижу...

По обучению в ВУЗе... надо смотреть на специальность. Если речь об инженерных специализациях или там, где требуются лаборатории (физика, химия) - скорее всего ВУЗ необходим. Но от этого я очень далека.

Если речь о программистах, например, то знаю точно, что после ВУЗа они никакие, учат их заново (точнее, ещё в ВУЗе они идут работать и учатся на практике).

Если же речь идёт о близких и понятных мне образованиях типа психологов, маркетологов и так далее, то постсоветский ВУЗ откровенно вреден. То есть взять самостоятельно прочитать по программе 30-40 далёких от жизни теоретических книг можно и без ВУза. В реальной работе они никак не помогут. Уровень преподавателей там часто просто кошмарный - люди, которые сами в реальности работать не смогут, не хватит компетенций - они студентам просто учебник пересказывают.

Нормальные специалисты таких профессий ВСЕ учились вне ВУЗа (часто диплом не по специальности) - на семинарах и на практике, читая книги вне программы и так далее. То есть если уж очень нужен диплом, то лучше идти сразу учиться альтернативными способами, а диплом получать заочно не напрягаясь.

Тратить 5 лет на освоение нескольких учебников устаревшими лекционными методиками - более трудоёмко, чем за эти же 5 лет прочитать несколько сотен книг по специальности и параллельно получить практический опыт работы. Это я о гуманитарных дисциплинах.

А по поводу профессионального сообщества... Не знаю, как у инженеров, но у маркетологов или эйчаров не требуется 5 лет на освоение "языка". И лучшие из менеджеров в дипломе имеют запись совсем не менеджер. 

Так что надо смотреть конкретную профессию. 

Да. По поводу домашнего обучения, пожалуй, согласна. Я пыталась перевести ребенка в четвертом классе, но мне не дали...((( В одиннадцатом классе я вдруг осознала, что учась в одной из лучших школ города, мы имеем репетитора по английскому, русскому, химии, биологии и всерьез подумываем о математике... При этом просто умираем от нехватки  времени, проводя по полдня в школе... Прибавить три тренировки в неделю , где у ребенка статус КМС, но от физкультуры его освободить не согласны, хотя она превращается в профанацию...(((( Я счастлива, что школа позади....(((

А чего на экстернат не пошли в старших классах? Отлично решает описанные Вами проблемы.

Мы в восьмой класс перешли в физматлицей и поначалу просто прыгали от счастья. В десятом классе ситуация начала портится, а всю патовость мы осознали уже в одиннадцатом, поздно было скакать....

Если все так просто, то можно вообще повселиться в библиотеке и стать самым умным и профессиональным. Но это несколько не так. Это будет такой же набор книг в голове, как и в шкафу. Освоение любого предмета по определенной методике под руководством преподавателя, стоящего намного выше по уровню знаний, - это система знаний, а не набор. Человек может и сам создать у себя в голове систему из полученных самостоятельно сведений, но у него на это уйдет намного больше времени и сил, т.к. система легче создается стоящим выше по уровню знаний, а не карабкающимся на эту высоту.

Безусловно, обучение в любом вузе - это только канва, требующая "вышивки" по ней в виде самостоятельного обучения. Более того, в учебных планах вузов даже приводится соотношение по каждому предмету: сколько часов аудиторных и сколько самостоятельных занятий требует освоени каждой темы.

Есть еще важный момент - общение между студентами, преподавателями и т.д. Сейчас инет нам в помощь, но живое общение тоже дает свои плюсы.

Ну и Вы правильно заметили, что многие профессии немыслимы без очного обучения. Пойдете к врачу-заочнику, который ни разу не был в морге и больнице? Это все равно что водить машину после обучения на симуляторе.

Я могу показаться Вам большим снобом, но на мой взгляд профессии маркетолога и HR вообще не требуют высшего образования. Что касается профессии "менеджер", меня вообще ставит в тупик ситуация, если эта профессия единственная у данного лица. Все равно, что учиться на директора хоть чего. Это недостижимый теоретический идеал PM, который в реальности работает неэффективно практически всегда.

А про программистов Вы как раз попали пальцем в небо. Даже в моем замкадном городе программистов учат так, что хорошие выпускники уже приглашены на работу в лучшие компании, в т.ч. в развитых странах.

Я нарочно абстрагируюсь от качества преподавания в конкретных вузах, т.к. оно очень разное попадается. 

Про программистов я ситуацию знаю изнутри, работаю с IT-компаниями. Именно берут лучших студентов на работу НЕ ЗА ЗНАНИЯ из ВУЗа, а за ум - и переучивают или обучают сами. А ВУЗ оказывается потерей времени.

В технических специализациях преподаватели могут быть (а могут и не быть) более компетентными - не спорю, так как далека.

Но если взять почти всех тех, кто приходит работать в коммерческие структуры после "экономического" или "менеджерского" (или тому подобного) образования - это ужас. И уровень тех, кто их учил - это ужас-ужас-ужас. Теории, от которых давно отказались, никакого применения на практике, никакого реального опыта преподавателей - только пересказ устаревших учебников с уже неадекватным реалиям бизнеса содержанием... Системы никакой нет - ни у преподавателей, ни у студентов - набор разрозненных учебников, к реальной деятельности компаний не имеющий отношения.

Я тоже знаю ситуацию изнутри, только не со стороны как психолог, а как работающая в IT с 1994г. и имебщая соответственный круг общения, а также имеющая сына-студента-программиста :) Видимо, программы и уровень обучения программистов везде разный. 

Про экономистов тоже вопрос не однозначный. А вот квалификация "менеджер" - действительно уже просто ругательно слово стало. Согласна.

Я много работаю с IT - все без исключения жалуются, что приходится после ВУЗа обучать почти с нуля. Что преподаватели далеки от современных разработок. Что у студентов большая часть времени не нужным занята, что обучают неэффективно.

И самый лучший метод обучения, который я слышала, это параллельная работа студентов над реальным проектом - и встречи с группой менторов (реальных программистов), которые этот же проект делают за деньги. То есть обсуждение их решений и анализ студенческой реальной работы. Вот после таких почти реальных проектов студент научится.

Но, как я понимаю, это очень далеко от методов обучения в реальных ВУЗах у нас в стране.

Ольга, Интересно. Сыну - 8. Пишите!

Хорошо, буду писать :)

Я ещё и вебинары для родителей веду - бесплатные можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/channel/UCvvrSNmDLYaS3ikiT-wMNDQ

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Спасибо за ссылку. Буду Вас читать и смотреть.