Все записи
11:02  /  2.05.14

19979просмотров

Обучаем детей дома - за и против (интервью)

+T -
Поделиться:

Домашнее образование школьников с каждым годом становится все популярнее. И многих родителей уже не пугает перспектива брать на себя ответственность за образование своих детей.

Кому подойдет обучение дома, и как выглядит на практике домашнее образование школьника?

Счастливая мама троих замечательных детей Ольга Юрковская готова поделиться своим опытом.

Ольга по образованию:

- психолог и преподаватель психологии (РИВШ БГУ г. Минск),

- гештальт-терапевт (Московский Гештальт Институт),

- диплом Высшей школы психологии (г. Москва) по программе "Коучинг и лидерство",

- магистр бизнес-администрирования.

Преподает на программе МВА.

Также Ольга автор книг и статей в журналах. 

Добрый день, Ольга! Спасибо, что согласились ответить на наши вопросы!

Какие плюсы и минусы Вы видите в домашнем образовании?

Самый главный плюс – здоровье детей. Разные исследователи приходят к одному выводу – школа ухудшает здоровье детей. Если брать исследования Министерства здравоохранения, можно сказать, что чем старше становятся школьники, тем менее они здоровы. К окончанию школы количество здоровых детей падает в 3-4 раза. 93% выпускников имеют различные заболевания: нервно-психические нарушения, гастриты, сколиозы и т.д.

Дети проводят время в неподвижности, находятся в физиологически вредной позе за партой, в постоянном напряжении: страх перед ответом у доски, конфликты с одноклассниками, шум на переменах, неполноценное питание в школе… Несколько часов в день дети проводят в серьезном стрессе. Плюс к этому добавляется нагрузка в виде домашних заданий.

К средней школе становится очевидной разница между детьми, которые тратят на школьные занятия и домашние задания 9 часов, и ребенком, занимающимся дома по 2 часа. Второй проводит оставшееся свободное время на свежем воздухе, он высыпается, может позволить себе заниматься спортом.

Если родители в состоянии оплатить услуги хорошего репетитора, очевидно, что учебный материал будет усвоен лучше, чем в школьном классе из 25 детей.

Дети на домашнем обучении более независимы от оценки и от чужого мнения, они более ориентированы на результат и более самостоятельны. Дети привыкают быть не в стаде и не в толпе. Вырастают яркими индивидуальностями. С моей точки зрения – это плюс. Хотя родителям с такими детьми сложнее приходится, чем с послушным ребенком (улыбается).

Минусы домашнего образования отражаются, в основном, на родителях (улыбается).

Для мамы домашнее обучение становится второй работой – фактически это работа директора мини-школы. Надо найти педагогов, организовать учебный процесс и логистику (если необходимы поездки), много времени проводить с детьми.

С каждым годом детей на домашнем обучении в России становится все больше. Сейчас их количество достигло 100 000 человек.

В чем отличие семейного обучения и заочного?

Закон "Об образовании в Российской Федерации" предлагает следующие формы получения образования:

- очное – обычная школа;

- очно-заочное – часть предметов ребенок может изучать в школе, а часть – сдавать экзамены;

- заочное (в том числе дистанционное);

- семейное образование и самообразование – обучение не по программе школы, а как захочется родителям.

Отличие заочного обучения и семейного в том, что в первом случае ребенок четко придерживается программы школы, а при семейном образовании – учится тому, что более правильным считают родители.

 

Получается, что при семейной форме обучения ребенок останется без аттестата?

Нет. Ребенок может сдать итоговые экзамены экстерном. Просто при такой форме обучения нет четкого следования плану школы.

 

Когда необходимо сдавать экзамены?

Можно сдавать по ходу учебного года текущий контроль по плану школы и быть прикрепленным учеником к конкретному классу. В этом случае вы имеете право получать консультации учителей.

А можно учиться по семейной форме и, когда понадобится аттестат, нужно будет сдавать в школе все предметы.

Как узнать, подойдет ли ребенку домашнее образование?

Этот вариант обучения подойдет всем детям, если оно компенсируется родителями.

Родители должны быть ответственными и иметь ресурсы, чтобы организовать ребенку полноценную среду как обучения, так и в социальном смысле. Если вы считаете, что кто-то другой без вашего непосредственного участия должен будет это организовать, то вашей семье домашняя форма обучения не подойдет.

Также может не подойти вариант обучения дома детям - общественникам, которым просто необходима власть, общественная и организаторская деятельность. В этом случае школа может быть чуть ли не единственным местом для реализации этих амбиций. Но таких детей – единицы…

 

Как ребенок, находящийся на домашнем обучении, будет учиться взаимодействовать со сверстниками? Как проходит социализация?

Если мы посчитаем, что 24 часа в сутки три месяца во время летних каникул, еще месяц осенних, зимних и весенних каникул, плюс субботы и воскресенья, плюс праздничные дни и время вне школы – столько времени в году ребенок находится вне школьного коллектива.

Затем нужно учитывать, что эта самая социализация в школе проходит во время школьных перемен, которые длятся по 10 минут. Сколько времени ребенок может свободно общаться со сверстниками в школе? Можем ли мы быть уверены, что это мизерное время обеспечит социализацию ребенка?

Самая лучшая социализация происходит в компаниях, за которыми нет присмотра взрослых, так сказать, в неструктурированном обществе.Идеальный вариант – дворовая компания. Либо в объединениях по интересам: кружках и секциях. Есть различные оздоровительные лагеря и санатории. Этого более чем достаточно для того, чтобы научиться взаимодействовать с людьми.

Когда в помещение школы согнали детей одного возраста без каких-либо общих интересов – это неправильная модель для социализации. В реальной взрослой жизни модели другие.

Общие цели и интересы встречаются у людей совершенно разного возраста. Поэтому я считаю, что школьная модель даже ухудшает или уменьшает социализацию. Если взять определение социализации из Википедии, что это способность достичь успеха во взрослом обществе, то вероятность взрослого успеха после школьной модели снижается.

Во многих школах педагоги не следят за воспитанием детей. Мы можем наблюдать травлю со стороны одноклассников, даже преступления детей друг против друга… И приобретение привычки угождать асоциальным личностям в школе совсем не является правильной социализацией ребенка.

Социализация – это подружиться с более успешными людьми и делать с ними совместные проекты, способность объединиться в команду для совместной деятельности и достижения целей. Получается, что именно занятия по интересам способствуют социализации.

 

К чему родители должны быть готовы, переводя ребенка на домашнее обучение?

Во-первых, будьте готовы к критике, мрачным прогнозам и предсказаниям со стороны знакомых и родственников. Общественное давление будет обязательно. Наши люди не могут спокойно смотреть на тех, кто не ходит общественным строем, как все остальные (улыбается). И родителям нужно научиться всех доброжелателей отправлять заниматься своими делами.

Во-вторых, родители должны быть готовы к финансовым и временным затратам. Родителям детей, которые ходят в школу, проще – они всю ответственность перекладывают на школу, и их ничего не касается.

Как много времени и средств потребует домашняя форма обучения от родителей?

Это зависит от амбиций родителей и от степени их желания принимать непосредственное участие в учебном процессе.

Понадобятся репетиторы минимум по следующим предметам: математика, физика, химия и русский язык. Также по профильным предметам для выбранного ВУЗа.

Школьная программа с репетиторами осваивается в десять раз быстрее. И это получается не так и дорого, если брать репетиров в 6-7 классе.

Дополнительные занятия в секциях и кружках. Здесь все зависит от возможностей родителей: можно определить ребенка на бесплатные занятия в муниципальные учреждения, а можно заплатить за самый престижный и дорогой клуб города.

 

Как правильно подобрать репетитора?

Для меня важным критерием является искренняя любовь и хорошее отношение к детям. Кроме того, у педагога должны «гореть глаза» по поводу своего предмета, ему самому должно быть интересно! Я обычно ищу педагогов по рекомендациям.

Также важно выяснить, какая стоимость урока у этого репетитора, и за какой срок он может дать программу школы по своему предмету. Как правило, достаточно 100-200 часов занятий для получения нормальной оценки, 200-300 часов – для отличного знания предмета.

Школа как-то принимает участие в жизни ребенка на домашнем обучении?

Школьные учителя посещают только тех детей, которые находятся на домашнем образовании по медицинским показаниям. Обычно это дети с ограниченными возможностями.

Если вы приписаны к школе, то вас обязаны обеспечить учебниками.

 

Как правильно организовать день ребенка, который учится дома?

Если со школьным обучением ребенок тратит около 9 часов в день на школьные уроки и домашние задания, то при домашнем обучении тот же объем знаний можно получить за 2-3 часа. Представьте, сколько времени есть у ребенка на дополнительный сон и прогулки!

К тому же нет потерь времени на выслушивание чужих ответов на уроках, на установление дисциплины в классе, на переходы из класса в класс. Ребёнок занимается приносящей результаты деятельностью, потратив совсем немного времени. Например, моя дочь заполняет полугодовую тетрадь по математике за полтора дня.

Поэтому можно никак не организовывать день. Конечно, в определенное время приходят репетиторы, есть график посещения дополнительных занятий, кружков и спортивных секций. А конкретно организовывать дома занятия по часам смысла нет.

Если ребенок сам рвется в школу, конечно, пусть идет. Не лишайте его этого опыта. Перевести ребенка на домашнее обучение вы сможете в любой момент.

Если вы что-то решите, то все у вас получится!

 

(с) Интервью Ольги Юрковской для проекта deti-yar.ru

беседовала Любовь Климова

 

Предыдущие статьи по теме обучения детей дома:

Развенчание мифов о необходимости школы

Альтернатива образовательным традициям

Как живут «дети без школы» и их мама :)

Плюсы и минусы домашнего образования

Один мой день — предпринимателя и мамы (откровенный репортаж)

Подпишитесь на рассылку
и получите в подарок две книги Ольги Юрковской:

1. Как не вырастить из ребёнка неудачника
2. Образование, которое пригодится в жизни
Из рассылки вы узнаете:

Как вырастить ребёнка богатым и успешным? Как сделать ребёнка лидером?
Как дать ребенку самое лучшее, при этом не напрягаясь?

Читайте также

Комментировать Всего 6 комментариев

Ольга, скажите, пожалуйста, есть ли в российском домашнем обучении обязательный идеологический компонент?  В США есть.

Эту реплику поддерживают: Ольга Юрковская

Идеологический компонент  - это что именно?

Некоторые не отдают по религиозным мотивам, кто-то из-за здоровья ребёнка, лично я потому, что наши попытки ходить в школу существенно ухудшают мою и детей жизнь без каких-либо видимых плюсов.

Но это скорее проблема наших белорусских школ - отсутствие выбора. Если бы у нас в Беларуси были такие частные школы, как я читала есть в западных странах (и у меня были бы на них деньги), то мне было бы удобнее и проще отдать детей туда. Но такого у нас нет, все частные школы у нас копируют государственные.

В нашем штате от родителей требуется:

(1) вести обучение на государственном языке, что делает домашнее обучение невозможным для родителей-иммигрантов, это вообще-то нарушение федеральной Конституции такое требовать, но пока эти требования в силе;

(2) обучать детей основам Конституции штата и федерации;

(3) обучать ребёнка "как гражданина", 

И сдавать отчетность государству о том, как это обучение проходит.

Конечно, всё это можно обойти, и так, я думаю, и поступает большинство нормальных родителей, но всё же.  Основам Конституции тоже можно обучать по-разному, не говоря о том, что для родителя значит быть гражданином...

Эту реплику поддерживают: Ольга Юрковская

Если проверка проходит примерно как экзамен по обществоведению или по истории, то можно правильные ответы тесты знать сами по себе, а реальное мнение иметь своё. После СССР не привыкать... У нас пока нет обществоведения (4 и 5 класс), только "История" странная...

А язык для сдачи экзаменов/зачетов по общеобразовательным предметам скорее всего почти везде один из государственных... В смысле если ты хочешь аттестат местной школы, то комиссия других языков может и не знать. И тесты обычно на нём написаны. Вряд ли много стран поддерживают иммигрантов в желании не знать государственный язык.

На самом деле в обучении ведь важно содержание, а не на каком языке оно ведется...  Математика на белорусском языке, русском, английском, китайском - она всё та же математика.  Конечно, важно, чтобы у ребенка выработался понятийный аппарат в определенных дисциплинах и на государственном языке - на случай, если ребенок продолжит обучение в вузе по этим дисциплинам...

Я вела обучение на двух языках, и ко мне придраться не смели, т.к. диплом иняза котируется в США на уровне магистратуры, но у многих иммигрантов такого преимущества нет...

Эту реплику поддерживают: Ольга Юрковская

Я имела в виду, что тесты разрешено сдавать обычно на государственном языке. И не зная слов, просто не сдашь их, даже зная предмет. Не поймёшь вопрос и не ответишь (у меня так было, когда я училась на МВА на английском - всё знаю, но эти учебники читала по-русски, и в какие-то моменты из двух незнакомых английских слов не знаю, какое правильно выбрать на тестировании.)

Эту реплику поддерживают: Tatiana Neroni

Новости наших партнеров