Все записи
00:01  /  30.04.15

1735просмотров

Американские просветители и Око Саурона Валерия Панюшкина

+T -
Поделиться:

В процессе исследования становления государственности США я понял один очень важный момент. Изучая работы Александра Гамильтона, лидера федералистов, и его оппонента Томаса Джефферсона, лидера демократических республиканцев, я обнаружил, что при наличии расхождений по невероятно большому кругу вопросов, они оба опирались на единую ценностно-нравственную основу. Когда в 1800 г. после трех сроков правления федералистов (Джорджа Вашингтона и Джона Адамса), к власти пришел демократ Джефферсон, в Европе думали, что в США начнется гражданская война или преследование федералистов. Но вместо этого Джефферсон подал руку дружбы своим политическим оппонентам‚ сказав: «Мы все республиканцы‚ мы все федералисты», и отказался враждовать с прежними противниками‚ намереваясь сотрудничать с ними в интересах американской республики‚ равно дорогой для обеих партий.

По моему мнению, Гамильтон и Джефферсон одинаково понимали, что такое достоинство, справедливость, гуманность, уважение, порядочность, честность, верность слову, ответственность, последовательность, договороспособность и гражданственность. Этими принципами буквально пропитаны их работы. И они оба старались следовать этим нравственным ценностям в своей общественной деятельности. Я подозреваю, что это касается не только их двоих, но и многих других людей, стоявших у истоков государственности США.

Меня время от времени спрашивают, зачем я рассказываю людям прописные истины, про достоинство, честность, уважение и пр.? Как же мне их не рассказывать, когда даже образованные интеллектуалы в нашей стране, в отличие от образованных американцев, живших 200 лет назад, не понимают значение вышеуказанных  принципов-ценностей, не говоря уже об их совместном принятии. И, что печальнее всего, попытки обратить их внимание на эту проблему в большинстве случаев вызывают у них непонимание, неприятие и раздражение.

Сегодня все очень любят сравнивать Украину и Россию, я сейчас тоже рискну это сделать. В Украине советником Президента является человек, который утверждает: «для того, чтобы построить европейские институты, мы должны поменять ценности», а у нас мне пришлось потратить полгода на то, чтобы убедить в этом почтенную образованную и интеллектуальную публику Сноба. Нужно учесть, что Сноб не является консервативно-реакционно-патриотическим изданием. Но, даже не смотря на это, здесь, на Снобе, еще остается много образованных и интеллектуальных людей, которые абсолютно не понимают, о каких ценностях я говорю, кому и для чего они нужны и что с ними делать.

Вот, например, Ирина Прохорова почему-то никак не может назвать эти ценности, а Григорий Чхартишвили в них окончательно запутался.

Иосиф Раскин вышеуказанные нравственные ценности считает гражданской панихидой. «Не надо изобретать новые Скрижали Завета, - говорит Иосиф, - Надо, чтобы сортир работал, надо, чтобы дерьмо попадало в канализацию».

В это же самое время наш Президент называет «исторической справедливостью» то, что к справедливости не имеет никакого отношения.

А Валерий Панюшкин и Мария Санти ставят знак равенства между справедливостью и завистью, объявляют справедливость вредным чувством и делают вывод о том, что справедливость им не нужна и не интересна. Им достаточно свободы.

Это только несколько наиболее ярких примеров. Где же здесь прописные истины? Здесь беда, катастрофа. Тут нужно бить во все колокола и включать все сирены, что я время от времени и пытаюсь делать, заслуживая репутацию  надрЫвного утописта. Но я не обижаюсь, потому что любой здравомыслящий человек, прочитав, например, статью Валерия Панюшкина «Чувство справедливости» и любую мою статью, думаю, без труда определит, кто является утопистом. И это самое мягкое, что можно подумать об указанной публикации Валерия Панюшкина.

Самому Валерию Панюшкину мне хочется сказать следующее. У Вас есть интересная статья «Социализация орков», но в ней Вы привели, на мой взгляд, неправильные сравнения. В отличие от вселенной Толкина в нашем повествовании нет никаких эльфов, орков, гномов, хоббитов и пр. Возможно, конечно, кому-то очень хочется себя видеть, как Вы скажете, честным орком или ясноглазым эльфом, но всё это в лучшем случае игра воображения, в худшем – психическое отклонение. А вот Око Саурона у нас действительно было, – одно рухнуло 70 лет назад, другое 24 года назад. Но в связи с этим, никакие справедливые Арагорны или эльфы, наделенные высшими знаниями о природе вещей, не придут к нам и не осчастливят нас своей «социализацией». Мы сами и только сами должны понять, что ясноглазость одних не унижает других, что женщины бывают с бородами, что труд нужно уважать и что справедливость – это не зависть и не вредное чувство. Справедливость – это беспристрастная и рациональная оценка соотношения прав и обязанностей, деяния и воздаяния, благ и издержек. И принимать решение о том, каким будет это соотношение должны все мы, кроме нас некому. А сделать правильную оценку этих соотношений нам может помочь только наш разум и наша нравственность.

Я, конечно, понимаю, что вместо того, чтобы долго и кропотливо определять и оценивать соотношения прав и обязанностей, деяния и воздаяния, благ и издержек, намного легче объявить справедливость завистью, вредным чувством и выкинуть ее из своей жизни. Зачем зря голову ломать? Но от этого справедливость никуда не исчезнет. Да и как же её можно выкинуть, если она является целью и основой гражданского общества, права и управления всех современных, цивилизованных и человеческих государств? Подчеркну – не дополнением, не придатком, не составной частью, а ЦЕЛЬЮ и ОСНОВОЙ.

Знаете, Валерий, Ваша статья «Чувство справедливости» мне очень напомнила статью Захара Прилепина «Свобода начинается с зачистки», только Вы пишете о себе: «У меня хуторское мышление, оставьте меня в покое со своей справедливостью, мне достаточно свободы», а Захар мыслит шире, он за всю страну говорит: «Оставьте нас в покое со своими ценностями. Вы будете, конечно, говорить, что мы дикие, но мы не дикие. Мы – свободные». 

Валерий, Око Саурона – это не всепроникающий глаз тёмного всесильного духа зла, как рассказывается в сказках Толкина. В жизни это выглядит гораздо проще и страшнее. Око Саурона – это когда сотни тысяч образованных людей верят в то, что им не нужны, не интересны и вредны справедливость, достоинство, гуманность, уважение, порядочность, честность, верность слову, ответственность, последовательность, договороспособность и гражданственность. Взамен всего этого им достаточно только «свободы».

Валерий, заранее прошу прощения, если мой текст Вас задел или оскорбил.