Все записи
МОЙ ВЫБОР 16:50  /  8.03.18

1897просмотров

Синдром Алисы: драма послушания, драма бунта, драма пустоты.

+T -
Поделиться:

 В современном рациональном и прагматичном мире, пожалуй, именно в силу этого, всё больше внимания уделяется развитию женственности.  Рассмотрим этот феномен с позиций глубинной психологии. Как и тысячелетия  назад, соприкосновение с анимой очаровывает, пугает, отталкивает. Но архаичные, на первый взгляд, проявления женского  оказываются неожиданно актуальными, и  в 21 веке мы продолжаем находить в них ресурсы для развития и самосовершенствования.

 Хотя утверждение, что естественное развитие женщины  определяется и маркируется красным цветом, может показаться сексистским, но с точки зрения аналитической психологии, исследующей не только комплексы личного бессознательного, но и причины их возникновения в коллективном бессознательном, оно вполне оправдано и объяснимо.

Есть сведения, что в матриархальных обществах Египта, а также Древней Индии, Турции и некоторых других районов Азии главным событием пороговых обрядов было вручение юным девушкам хны и других красных пигментов, чтобы они могли красить ими ступни. Один из самых важных переходов  был связан с первой менструацией. Инициация знаменовала переход от детства к полноценной способности зарождать  новую жизнь, владеть сопутствующей сексуальной энергией и всеми прочими женскими качествами. Красная маточная кровь во всех ее проявлениях: менструальная и та, которая выделяется при родах и при выкидыше и во всех случаях стекает по ногам вниз, к ступням.

Если обратиться к работе Карен Хорни «Недоверие между полами», где отмечается, что гендерные различия  определяются, в том числе, и тем фактом, что изменения функционирования и состояния гениталий у женщины, в отличие от мужских, скрыты в теле, то можно провести аналогию и с процессами  психологического развития.

Исходя из личного и профессионального опыта, могу предположить, что индивидуация женщины -  процесс, по большей части, проходящий в глубинах подсознания, т.е. связан с исследованием и освоением  внутреннего космоса.  Соединение с архаичными пластами психики, освоение, структурирование  хтонических  энергий  подсознания  с последующим формированием  в  поведенческие навыки - таков общий алгоритм   развития  от инфантильности к зрелой женственности.

Женская индивидуация в современном мире  предполагает  восстановление  оси Эго – Первозданная женственность.

Процесс, запускаясь внешними причинами, центростремителен, направлен к дикой, первозданной женщине, но заключительный  этап – центробежен, движется из архаичных глубин женской души в социум, находя выражение  в   сценариях и имидже, сочетающих  индивидуальность личного и универсальность коллективного бессознательного.

   Смена социального  статуса составляет  основную цель инициаций мужчины, предполагает «выход» из прежнего состояния, отказ от культурных функций, разрушение социальной роли. « В мифе это символизируется буквальным уходом, бегством, странствиями и скитаниями героя. Перед этим он слышит призыв, часто сопровождающийся предупреждением о смертельной опасности, угрозами — или, наоборот, обещаниями небывалого блага. Внемлет ли герой призыву или отказывается от него — это всегда начало пути отделения от всего, что было родным и привычным. Типичная форма призыва воплощена в известной былинно — сказочной завязке: «Направо пойдешь — жену найдешь, налево пойдешь — богатство возьмешь, прямо пойдешь — буйную голову сложишь».

Инициации  женщины, не отменяя задач обрядовых переходов мужчины, тем не менее, имеют существенное различие.  Инициации переходов  запрограммированы природой и обеспечивают продолжение рода, необходимость изменений продиктовано изменениями в теле женщины, а не только внешними обстоятельствами.  Это – менархе (первая менструация). Дефлорация. Роды (аборты). Менопауза.

Основные проблемы развития женского начала в современном обществе с одной стороны  связаны  с вымыванием, десакрализацией  красного цвета, физиологических  аспектов  женственности, с другой стороны делегированием ответственности за личностное развитие и качество жизни мужчине.

Инициации  в женственность невозможна без психологической зрелости и хорошего контакта с женским началом, скрытым в душе каждой из нас.

В жизни каждой женщины  наступает момент необходимости повзрослеть, отправившись,  в отличие от Алисы не в Зазеркалье, а  в  глубины собственной психики. И в этом  путешествии необходимо попытаться понять,  в каком  возрасте,   и по каким  причинам   появилась мечта о принце. Какие сюрпризы преподнесла Судьба в отместку следованию этой  великой иллюзии, заставляющей    в угоду мифическим  преференциям  ограничивать  себя в самоопределении, независимости и власти.  Женщина может уже более чем в зрелом возрасте  психологически всё ещё остаётся в лучшем случае  наивным подростком, в  худшем -  инфантильной девочкой  – дошкольницей.

Подменяя задачи  женской индивидуации   подвигами героя-мужчины, мы рискуем  замуровать женское начало в стальные доспехи рациональных и обесценивающих защит и идти по жизни терминатором, покоряющим одну вершину за другой, доказывая себе и окружающим, что ты – сильная, успешная, не зависимая от мужчин, женщина.

Первая любовь, и, возможно, последующие отношения являются лакмусовой бумажкой, тестирующей наличие искажений женского начала. Мужчины часто  исполняют  роль  триггера, являясь теми внешними обстоятельствами, подводящими  к необходимости изменений.  Мужчины возвращают теневые части нашего бессознательного, которые мы либо не видим, либо отказываемся видеть.

Процесс может начаться уже в подростковом возрасте,  когда девушка, насмотревшись на жизнь матери, бабушки, принимает решение не повторять семейных ошибок как минимум, как максимум, кардинально изменить  себя.

   Если индивидуация мужчины – путь героя, побеждающего внешние обстоятельства и личные страхи, то для женщины – главный приз, сокровище – открытие источника вечной женственности, спрятанного в глубинах бессознательного.

    Женщина  рождается с определённым набором черт  характера и  внешности.  Она так же наследует  на генетическом уровне сценарии поведения предков. Начиная с раннего возраста, девочка воспитывается родителями, ей прививаются определённые манеры, её  учат правилам поведения в социуме. Потом в школе, институте она получает образование.

По достижению  подросткового возраста, в  подсознание вытесняется большое количество естественных эмоций. Значительная часть которых – агрессия. 

   Женщинам, утратившим контакт с «дикой самостью», «первозданной женственностью», свойственно придерживаться садомазохистического сценария, чтобы продолжать  оставаться  удобной и милой для окружающих с одной стороны. 

С другой стороны, современное общество, отказавшись от обрядовых инициаций перехода, стерилизовало и естественное развитие женственности.

Основной проблемой  индивидуации  является то, что  современная женщина одновременно находится под прессом персоны, как социально одобряемого и желательного поведения, так и архаичными пластами психики, включающими   и деформацию женского начала.

Если рассматривать   женские ошибки в любви с  позиций  конфликта персоны и теневых программ, то можно говорить, что  выбирая « плохих» парней, мы сами того не осознавая, вступаем  на путь познания себя.

За пониманием неизбежно следует желание  измениться. Желание измениться напрямую связано с пониманием того, что в первую очередь нужно перестать быть милой, наивной девочкой.

Развитие не является линейно запрограммированным процессом. Не стоит пребывать в  иллюзии, что один тренинг, несколько книг по популярной женской психологии, приведут нас раз и навсегда в счастливое замужество, гармоничные отношения.

Индивидуация  – процесс, в котором количественные изменения в определённый момент переходят в качественные. И это незримая, тонкая  работа совершается  в глубинах психики.

Феномен  любви с первого взгляда  заключается в том, что встреча определена метафизическим и биологическим зовом бессознательного  мужчины и женщины.

Встречаясь на уровне социальных масок,   в обычной жизни нам приходиться иметь дело с теневыми частями психики друг друга.   Если эйфория и магия чувства  в первое время  снижают объективность восприятия, то в дальнейшем мы начинаем раниться друг о друга, обвиняя во всех смертных грехах.

Не стоит трагично воспринимать  этот период узнавания друг  друга.

Знание негативного делает неуязвимым.

В современной семье большое внимание уделяется формированию  персоны, являющейся  компромиссом между тем, кем женщина является на самом деле и тем, какой её хотят видеть окружающие.

Инфантильная женщина, ошибочно отождествляя  себя с персоной, изо  всех сил стремится быть послушной дочерью, примерной ученицей, прилежной  женой. Прозрение наступает тогда, когда, отказавшись от себя, женщина не получает ожидаемого.

Индивидуация мужчины в патриархальном обществе  поддерживается социальными мифами, утверждающими, что победителей не судят. В то время как женщина, отважившаяся следовать естественной природе, тот час назовётся проституткой, как минимум.

Погружаясь в глубины психики, важно не забывать о том, что социальные маски не только сдерживают нашу дикую природу, стихийную женственность, но выполняют защитную, оберегающую функции. Персона, как набор правил и установок,  является той частью нас, которая принадлежит обществу, но не является выражением индивидуальности.

«Плохие» мальчики нужны для того, чтобы понять,  насколько губительными  могут быть  роли  хороших, послушных девочек, а так же для того, чтобы прекратить отождествлять себя с персоной.

Хорошие девочки, как известно, попадают на небеса, а плохие туда, куда захотят. Потому что «плохие» девочки  познали теневые аспекты собственной личности.

Персональный сайт