Все записи
19:09  /  21.01.19

1482просмотра

Не проспать вундеркинда, как?

+T -
Поделиться:

Не ошибусь, если скажу, что для большинства родителей собственный  ребенок - единственный и неповторимый, и, как правило, самый лучший! Кажется, что уже в роддоме мама замечает, что ее малыш и смотрит более осмысленно, чем остальные малыши, и кричит как-то особенно.

Но  когда к хору  восхищенных голосов присоединяются голоса родственников, знакомых, тогда у родителей возникает закономерный вопрос  «А вдруг мой ребенок - не просто умный, не просто, способный, а….?". В этом случае  они  часто обращаются  за советом к психологам. Но палитра проявлений дарований у дошкольников столь разнообразна, что, как правило, все сводится к разбору отдельных случаев и ситуаций.

Но закономерности по уверениям многих отечественных психологов, не один год занимающихся проблемами одаренных детей, существуют. 

  Чаще  всего к одаренным относят умных, понятливых и сообразительных детей. Поэтому многие  родители  по большей части могут быть  озабочены тем, чтобы научить ребенка считать до десяти, чем мучиться  и приучать ребенка к опрятности, т.е. горшку.

Надо сказать, что родители, обучавшие с ранних лет своих чуда-чад навыкам счета и письма, как и многие ученые -  исследователи могут в определенный момент заметить, что отождествлять  одаренность, тем более гениальность, с высоким уровнем развития интеллекта  несколько  неправомерно.

А вот сильное стремление к познанию, демонстрируемое ребенком – это уже ближе к одаренности. Родители с удивлением наблюдают, что малыш чем больше узнает, тем больше хочет знать. Познавательная потребность  может быть настолько сильна, что ради нового знания наш дошкольник способен отказаться  от сладости, прогулки, сна !

Хотя с выводами спешить не стоит, ведь трехлетний возраст  называют возрастом « почемучек», это возраст лингвистического взрыва и его возрастные границы весьма размыты. Может быть, Ваш ребенок в силу возраста находится на пике лингвистического взрыва  в стране « посемусек».

Но для одаренных детей   трудно выделить возраст вопросов, потому что вопросы появляются сразу, как  они начинают активно говорить. К тому же вопросы одаренных детей, как правило, шире и глубже по тематике, по сравнению с вопросами обычных сверстников.

Кроме того, у одаренного ребенка достаточно рано происходит превращение детских вопросов из средства общения в необходимое звено самостоятельного мышления. Ребенок ставит вопрос и сам же ищет на него ответ. 

История № 1. О том, как « киндер-сюрприз» помог профессиональному самоопределению дошкольника.

Бабушка Кеши, мальчика пяти с половиной лет, рассказала следующую историю. Внук увлёкся древними гигантами после того, как ему в «киндер - сюрпризе» попалась фигурка с динозавриком. Кеша « замучил» бабушку вопросами, поскольку у пожилой женщины познания в данной области были весьма ограничены, они вместе с внуком  отправились сначала в библиотеку, а потом в палеонтологический музей.

Пока бабушка на лавочке в одном из залов среди пыльных скелетов вымерших динозавров отдыхала, Кеша успел раза четыре весь музей обойти, два раза экскурсовода прослушал. Потом зарисовки в своем блокнотике сделал, да еще и пометки печатными буквами вывел.

Дома Кеша стал рисовать. Естественно, только динозавров, причем разных видов, подвидов. Родители, работающие за границей, прислали хороший справочник по динозаврам, но только на английском языке. Кеша принял решение заняться английским языком. И занимается, правда, пока термины из словаря разбирает с трудом, но это его не останавливает. Теперь на вопрос:    "Кем ты хочешь стать?". С уверенностью отвечает: "Палеонтологом".

Конечно, жизнь может сложиться так, что детское увлечение динозаврами, так и останется увлечением.

Но вот у Ильи Мечникова так решилась судьба. Помогая старшему брату, для занятий с которым был нанят студент - репетитор, заниматься ботаникой, а именно собирать гербарий, Илюша так увлекся ботаникой, что  его старшие братья стали уже платить младшему несмышленышу по две копейки с носа за трактаты и лекции по ботанике. Так нерадивость старших братьев послужила развитию  интереса к биологии у младшего. А мы имеем выдающегося ученого биолога Илью Мечникова.

Далее, наряду с высоко развитой познавательной потребностью  неотъемлемой частью одаренности считается  творчество, креативность.

Дети в дошкольном возрасте  естественно любопытные  и творческие. Они играют, исследуют разнообразный материал. Для них не существует правильной или неправильной работы с игрушками, красками, пластилином. Они просто творят и наслаждаются  самим процессом, который приносит им неизмеримое удовольствие, так они познают окружающий мир и самих себя, свои возможности, способности, склонности, чувствуют внутреннюю свободу и самовыражаются.

Милые мамы, бабушки, не одергивайте ваших любимок, если в творческом азарте,  они испачкают одежду  или что- то из предметов  домашнего интерьера!

Чувства  радости и восторга могут смениться чувствами стыда и возможно вины за безнадежно испорченные штанишки, мебель, ковер.

Лучше заранее позаботьтесь о пространстве для творчества и о том, чтобы  дети  одели специальные фартучки, чтобы не пострадало ничего из одежды.

   Помимо лепки, рисования  и других привычных видов творческой деятельности,  в дошкольном возрасте могут уже проявиться и музыкальные дарования. Заметить их можно по особой и избирательной чувствительности ребенка к звукам. Самые сильные  впечатления ребенка связаны со звуками. Малыш затихает при звуках музыки или на его лице появляется блаженная улыбка. Иногда подобная впечатлительность может носить болезненный    характер. Так стоило кому то заиграть , как маленький Фредерик Шопен начинал плакать , родители считали, что у мальчика врожденное отвращение к музыке. На самом деле, это были волнение и трепет, испытываемые малышом при звуках музыки.

Маленького Моцарта, напротив, уже в двухлетнем возрасте звуки музыки, которую исполнял отец, заставляли бросать игрушки и слушать зачарованно музыку.

Здесь познавательная активность проявляется в форме восприятии музыки.

Вольфган Моцарт в возрасте шести лет попросил отца записать пьеску – менуэт. Мальчик еще не умел записывать свои мысли, но уже музыкально мыслил.

Сраведливости ради стоит отметить, что  акцент в вышеописанных случаях делается на одаренность, данную от природы. Тем не менее, педагогическая практика имеет в своем арсенале истории, которые свидетельствуют о том, что талантливый и одаренный педагог может добиться потрясающих результатов. Так в Москве одно время работал учитель музыки, предпочитавший выбирать  себе особенно неспособных в музыкальном отношении учеников и иногда доводил их до уровня учащихся Центральной музыкальной консерватории. Его уроки происходили всегда в обстановке высокого эмоционального накала. Ребенок вовлекался в живое и разнообразное общение с учителем. Он пел, отгадывал загадки, ритмично двигался. И все это сопровождалось радостью и похвалами учителя. В конце урока ребенок находил в « заветном» месте открытку с большой красной « пятеркой».

Как и музыкальная одаренность, рано проявляет себя одаренность математическая и шахматная. Некоторые дети уже в  три-четыре года увлеченно играют числами: сначала с радостью отыскивают их во внешнем пространстве , потом пробуют составлять  разные новые комбинации .

В четыре-пять лет некоторые одаренные дети с легкостью демонстрируют способность складывать и вычитать в уме двузначные и трехзначные числа, а в пять-шесть  начинают проявлять большой интерес к учебникам математики и не только для начальной школы.

В данном случае раннему выявлению математической одаренности способствуют наличие  среды обитания ребенка, обогащенной  математическими символами. Современная развивающая индустрия это учитывает. У родителей есть возможность оформить пространство обитания ребенка мягкими пазлами - ковриками из букв и цифр и не только. Немаловажную роль здесь играет и общение с профессионалами, людьми увлеченными, способными «заразить» ребенка собственным увлечением.

Хосе Рауль Капабланка впервые увидел шахматы, когда ему было около пяти лет. Однажды он зашел в контору отца и застал его за шахматами . Раньше мальчик никогда не видел этой игры . Несколько дней подряд он приходил смотреть на игроков . На третий день  уже заметил ошибку отца. Поспорил с ним, что обыграет. И выиграл в этом споре. Отец повел его в местный шахматный клуб, где все вскоре поняли, что мальчику нельзя предлагать облегченный вариант игры.

 Гарри Гаспаров часто смотрел как родители играют в шахматы. Однажды ( когда ему было всего пять лет) указал ход, который родители не могли придумать, а родители по наивности полагали, что мальчик не может играть. Оказалось, что Гарик не только может играть, но и знает наизусть уже всю доску.С четырех лет начал играть в шахматы и Анатолий Карпов.

 Литературное дарование.

Литературное дарование , как правило, раскрывается несколько позднее по сравнению с математическими, шахматными и музыкальными видами дарований. Поскольку здесь помимо способностей в чистом виде необходим определенный опыт работы души, способность не только слышать музыку слов и их ритм, но так же и способность естественно выразить себя, свои чувства в этой музыке слов.

Родные Владимира Маяковского замечали, что он пробовал складывать стихи с шести лет. Его познавательная потребность выражалась в большом желании слушать чтение матери, с удовольствием играть в игры на придумывание слов, рифм. Александр Блок стал сочинять стихи с пяти лет.

Помимо вышеназванных одаренностей, так или иначе , связанных с интеллектуальной или творческими областями нашей жизни, в последнее время психологи много говорят об одаренности – социальной.  Социальные вызовы и риски нашего времени  создают потребность в рождении, воспитании таких детей, которые обладают социальной харизмой, способностью к лидерству.

Социальная одаренность, прежде всего связана со способностью быть лидером, развитым умением управлять людьми, подчинять своей воле окружающих. Для взрослой личности – это прежде всего, способность брать и нести ответственность за судьбы других людей.

Не заметить  лидера в группе детей дошкольников трудно. Очень быстро можно  обратить внимание на ребенка, который ведет себя уверенно, инициативно, у него хорошо развита речь, он легко может обратиться как к сверстнику, так и к взрослому, ему до всего есть дело. 

Подводя итоги выше сказанному, остановимся на следующих моментах:

  • Первым проявлением необычных способностей ребенка можно считать активную познавательную потребность ( не путать в возрастом « почемучек»). Вектор интереса ребенка направлен в сторону имеющейся способности, дарования.
  • Одаренность реализуется  тогда, когда  внутренний потенциал детского дарования встречается с внешней возможностью  выражения. Так дарование  опредмечивается и становится очевидным для окружающих.

В чем же заключается помощь и участие родителей :

  • В умении вовремя заметить необычные склонности ребенка.
  • Уточнить у специалистов: действительно ли ребенок имеет необычные способности и наклонности.
  • В обогащении среды обитания ребенка, наполнении пространства детской не только стандартными игрушками, но и всевозможными предметами, инструментами (безопасными для данного возраста) , способствующих развитию интересов в технической области, музыкальной, математической, научной ( вспомним случай с динозавриком из « киндер-сюрприза»).
  • В разрешении ребенку использовать старые вещи для создания различных конструкций, подделок.
  • Предоставлении ему  времени   для творческих занятий  и размышлений в одиночестве.
  • Помощи и стимулировании в получении специальных знаний и навыков.
  • Привитии ребенку собственных ценностей и убеждений  к тем способностям и достижениям, которые зависят от обучения и практики. 

Уважаемые родители, если Вы «устали» от бьющей через край творческой энергии  детей или ,наоборот, у вас опускаются руки от тщетности попыток  дарования отыскать, самое время подумать о себе. Вам нужны силы, для того, чтобы  с завтрашнего дня, на худой конец с понедельника, с новыми силами развивать таланты детей, ни в коем случае не закапывать, а раскапывать, поливать, взращивать.

Не терять веру в уникальность и неповторимость  ребенка. Потому что только Вы и ,прежде всего,Вы любите и принимаете своего малыша таким, какой он есть,  с талантами и без.

Персональный сайт