Все записи
МОЙ ВЫБОР 14:11  /  19.04.19

2519просмотров

О бабочках и человеках с точки зрения психологии

+T -
Поделиться:

                                                                      «…Мы – гусеницы ангелов; и сладко

                                                                       Вгрызаться   с краю в нежный лист.

                                                                      Рядись в шипы, ползи, сгибайся, крепни,

                                                                      И чем жадней твой ход зеленый был,

                                                                      Тем бархатистей и великолепней

                                                                      Хвосты освобожденных крыл».

                                                                                                            Владимир Набоков

Многим из нас часто приходиться слышать: «Не проси у Бога, а то получишь!». Но немногим из нас суждено понять до конца, какие смыслы скрыты в этом парадоксальном высказывании.

Но те, кому «посчастливилось» достичь поставленных целей в материальном мире, в большинстве случаев безупречно понимают, куда приводят мечты. Как и те, кто посвятил себя поискам идеала, служению абстрактным идеям, растратив жизнь на химер, так и не познав в полной мере земных радостей.

И те, и другие хранят молчание, как минимум, для того, чтобы не прослыть неудачниками, потратившим жизнь в погоне за внешним успехом, либо на книги, семинары, тренинги, которые в изобилии предлагает рынок закомплексованным ботаникам.  Но рано или поздно тайное становится явным.

Один из знакомых, заняв кресло заместителя председателя банка, реклама которого в девяностые крутилась по всем центральным каналам телевидения, безуспешно пытался справиться с экзистенциальным отчаянием с помощью алкоголя и неловких попыток суицида, потому как «денег хоть жопой ешь, а счастья нет».

Клиент, пребывая в депрессии, после того как вывел бизнес на запланированную высоту, вполне себе понимал, что, если покупка Бентли не принесёт ожидаемой порции счастья, он может умереть от передозировки.

Перефразируя известный мем в фейсбуке «Сейчас езжу на Майбахе, но в детстве всё равно велосипеда не было» на «была надежда купить велосипед, купил велосипед и нет надежды», можно объяснить состояние человека, вложившегося целиком и полностью в достижение внешних целей.

Конечно, ощущение счастья – глубоко личное переживание, зависящее как от индивидуальности страждущего поймать синюю птицу счастья за хвост, так и от внешних обстоятельств, в том числе и исторического отрезка времени, в котором человек проживает свою жизнь.

Много лет назад, когда начала разбираться со своим душевным неблагополучием при внешних атрибутах успешной женщины, на сессии по арт-терапии из восьми предложенных слов выбрала метаморфоз.

К стыду своему, не знала, что слово описывает жизненный цикл бабочки. Но душа ведала, интуитивно изобразила бабочку как символ незнакомого слова.

Уже имея внушительный профессиональный и личный опыт исцеления раненых душ, совершенно неожиданно пришла к выводу, что острые приступы экзистенциального отчаяния связаны с тем, что мы видим и понимаем жизнь преимущественно в одной плоскости, сфокусировав витальную энергию и восприятие мира на внешних целях.

Это туннельное восприятие внешнего зеркально восприятию мира внутреннего, которое зачастую не развито, подавлено, либо обесценено как атавизм. Быстрее, выше, сильнее.

Движение вверх по социальной лестнице, обеспечивающее переход из одной социальной страты в другую, не сопряжено с внутренней работой, душевным развитием. Человек, как личность, движется по горизонтали по принципу «рождённый ползать летать не может».

Ползти и есть. Жить и потреблять, захватывая всё новые и новые территории.

Движение происходит как у гусеницы, вылупившейся из личинки, жадно захватывающей пространство зелёного листа, чтобы другие особи, не дай то Бог, не отобрали основу жизни, рано или поздно приводит к психологическим кризисам большого и малого порядка.

Таков приблизительно и в основном сценарий первой половины жизни, связанной с социальной адаптацией в обществе потребления. Но отдельные особи – человеки, интуитивно ощущая экзистенциальную пустоту, неясную тоску, впадают в депрессию.

В лучшем случае понимая, что счастье не сводимо исключительно к потреблению, и, если так, то выбирая в качестве смысла жизни цели достижения материальных благ, понимают, что являются кем-то большим, чем потребитель - гусеница.

Не случайно в качестве эпиграфа выбрала стихотворение Владимира Набокова, русского писателя, мечтавшего посвятить себя изучению бабочек. Бабочки в жизни гения занимали особое место в метафизике мира, являясь символом водораздела между земной жизнью и иной реальностью, говорящей об изначальном Промысле Творца и тайном смысле жизни.

Учёные энтомологи знают, что тело гусеницы содержит структуры, способные и готовые в заданный момент запустить механизмы трансформации в бабочку.

Гусеница, улавливая зов судьбы, начинает окукливаться снаружи и разлагаться изнутри, пока в один прекрасный миг не разорвёт кокон и предстанет перед миром абсолютно иным существом.

Червяк знает, что носит прообраз бабочки, точнее. тело, рождённое ползать, знает о крыльях. Знание о потенциальных крыльях заключено в особых образованиях – имагинальных дисках, пробуждающихся и начинающих процесс роста под действием гормонов – триггеров.

Так и в человеческой судьбе определённые события, которые мы можем воспринимать как катастрофу, разрушение основ жизни, выполняют роль триггеров, подталкивающих к трансформации, обретению крыльев.

 Имагинальные диски с информацией о крыльях можно сравнить со свойствами души, данной человеку от рождения, которые необходимо развить, предъявить миру, осуществляя Высший замысел Творца.

Мы не выбираем душу, душа выбирает нас, выводя из заточения в коконе на свет и дальше к Свету.

 Душа проявляется в социуме как акт самореализации. Исполнение предначертанного можно сравнить с полётом бабочки.  А бабочки, как известно, летят к свету, несмотря на то, что огонь является потенциальной гибелью.

Конец света гусеницы является преображением и возможностью обретения крыльев для бабочки.

Придерживаясь общепринятой модели успеха, люди – потребители забывают о развитии внутреннем. О душе, её потребностях, не сводимых к первым уровням пирамиды Маслоу.

Многим из тех, которых условно отношу к внешним людям, разговоры о духовных кризисах, психологической подоплёке испытываемого дискомфорта, кажутся чистой воды абстракцией, не имеющей под собой серьёзной почвы.

Но в другой, параллельной вселенной живут люди, ориентированные на жизнь внутреннюю. Они   прочитали много книг, теоретически разбираются в сложнейших философских и психологических вопросах, но на практике зачастую увы и ах.

На мой взгляд, это сильный перекос, как у первых, так и у вторых. Выпячивание, гипертрофия одной из сторон бытия является своего рода идеализмом. Люди внешнего порядка преимущественно ориентированы на потребление вещей, люди внутренние на потребление идей.

Но вспомним бессмертные строки Гёте «… суха теория, мой друг, лишь древо жизни пышно зеленеет».  Относительно отдельно взятого человека этот принцип как нельзя лучше сформулирован у Владимира Маяковского «… Каждый хитер. Землю попашет. Попишет стихи».

Всегда старалась балансировать, как на канате, между миром земным и миром небесным. Была своей среди чужих, чужой среди своих.

Раньше казалось, что это мой внутренний конфликт вызывает желание разместиться на двух стульях одновременно.  Но, пройдя кризис середины жизни, ясно увидела, что «пахота» земли и сочинение стихов связаны с внутренними циклами личностного становления, в котором неразделимы Земля и Небо, в той же мере, в которой тело есть храм души.

Балансирование – сталкерство между двумя мирами позволило увидеть закономерности и циклы развития души, где гармонично соединены тело, душа, дух. И ничто земное в этом движении мне не чуждо.

В жизни человека можно явственно различить циклы личинки, гусеницы, куколки и бабочки. Человек проходит через ряд микро-кризисов, как гусеница через несколько линек, и один большой мета-кризис, знаменующий полное преобразование, предпосылки которого уже были с самого рождения.

И это развитие по вертикали вверх является квантовым скачком.  Квантовый скачок характеризуется новым уровнем энергии, мироощущения, усовершенствованной я-концепцией и, соответственно, новыми возможностями самореализации.

Не меняй мир, изменись сам. И душа начнёт излучать новые энергии, структурирующие и моделирующие внешнее пространство в заданном и необходимом порядке.

Хочется напомнить изречение Серафима Саровского: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи».

Глубоко субъективное переживания единения с миром, осязание нерва жизни, сходно с состоянием Потока.

КОГДА НЕ ТОЛЬКО ТЫ ЧАСТЬ МИРА, НО И МИР ЧАСТЬ ТЕБЯ.

Метафора полёта бабочки как нельзя лучше передаёт ощущение пребывания в Потоке.

 Проблемы внешней жизни нам посылаются для того, чтобы, подобно гусенице, окуклиться, остановить стремительный забег во внешней жизни. А кризисы внутренние от малых до больших необходимы для преобразования в бабочку.

Если твой мир разрушен, если тебе жизненно необходимо справиться с обстоятельствами, которые заведомо сильнее тебя, не отчаивайся.

Это зов судьбы, последовав за которым, ты непременно исполнишь заветную мечту, даже, если она в итоге будет разительно отличаться от того, что ты представлял в начале Пути.

Просто следуй за белым кроликом.

И непременно обретёшь крылья, как способность взлетать после падений.

Персональный сайт

 

Комментировать Всего 11 комментариев
Очередной синхрон!

Гузель, потрясающе!!! Очередной наш с Вами синхрон восторгает! Совсем недавно я написала о трансформации женщины, связанной с возрастными циклами, используя образ бабочки. И вот теперь с удовольствием прочитала то, о чём думала, но не написала. Меня глубоко впечатлила диалектическая пара состояний "ползать и есть" и "летать". 

Хочу поделиться очень личными эмоциями, нахлынувшими в процессе чтения Вашей статьи. На психотерапевтических сессиях, где я часто бываю в качестве клиента, часто сталкиваюсь с проблемой отсутствия целостности. Что такое крылья, я узнала давно, и долго находилась в состоянии полёта, не получая полного удовлетворения от жизни. Поэтому пришлось учиться быть гусенцей. Говоря языком телесно-ориентированной терапии, я училась заземляться. Должна признаться, что в этом гусеничном существовании тоже есть много прекрасного, важного, ценного и витального. Отсутствие заземления приводило меня к отсутствию связи с реальностью, с материальным миром, и, как телесный итог - к головокружениям и физическому недомоганию. 

Самый мой важный опыт - это признание разнообразия возможностей человеческого существа. Мы гораздо счастливее бабочек. Они могут быть только гусеницами или только бабочками. Их метаморфоз не имеет обратного хода. А у человека есть возможность интегрировать полярные состояния и выбирать каждое из них, в зависимости от потребности. Вот эту целостность я и пытаюсь сохранять - без залипания в одном из полярных состояний. Движение от Неба к Земле, от Земли к Небу - это и есть пусть Дао. Всё-таки я остаюсь ученицей даосского мастера... 

Потрясающую формулировку Вы нашли: "сталкерство - балансирование между двумя мирами". И опять синхрон! Сталкер - мой любимый образ, поскольку свою филологическую жизнь я начала с дипломной работы по творчеству Арсения Тарковского и изучала связь творчества сына и отца. 

В общем, Гузель, это потрясающая публикация!!! Много энергии, много идей, вызывающих сильный резонанс. Благодарю!!!

Эту реплику поддерживают: Гузель Махортова

Лиза, спасибо. Да, идей много, но как то упустила или не прописала подробно необходимость заземления. Спасибо, что обратили внимание.

На семинаре Рейки мы разбирали  положение " жить вне ума". Это вовсе не означает пренебрежение материальными ценностями, но про баланс без перкосов в ту  или иную сторону между земным и небесным. Да, у человека есть прекрсаное качество дуальности....

Эту реплику поддерживают: Лиза Питеркина

Ох, как интересно! Про Рейки мой китайский наставник тоже очень много говорил. Поскольку, с его точки зрения, это учение впитало в себя некоторые японские традиции, в том числе, дзенскую ментальную культуру, то можно найти связь с даосским учением. Ведь дзен-буддизм - это японская калька китайского чань-буддизма, а  чань-буддизм, в свою очередь, впитал в себя некоторые традиции тибетского буддизма и даосизма. В общем, это всё очень близкие учения. И "жизнь вне ума" - одна из даосских идей. Она парадоксальна только на первый взгляд. А на самом деле это просто баланс осознанности и эмоциональности. По сути, Дао - как баланс инь и ян, внутреннего и внешнего. 

Интересный разворот:). Предполагала, что оригинал идеи принадлежит мне). Оказывается, дао и есть баланс внешнего и внутреннего. Полагаю, что  иньские энергии - это больше про внутреннюю жизнь, а яньские - мужские - внешюю? 

Эту реплику поддерживают: Лиза Питеркина

Про Дао

Да, совершенно верно. Инь - это внутреннее, холодное, тёмное, женское начало. Ян - внешнее, горячее, светлое, мужское. Поэтому мужики всегда белые и пушистые. )))))))

Эту реплику поддерживают: Гузель Махортова

Лиза, это просто откровение какое-то. Это знала всегда, но сейчас произошёл инсайт. У меня дисбаланс: не умею дружить с женщинами( Вы - исключение), мужчины не умеют дружить со мной.  При всём при том, что мне нравится всё женское. По восточному ленива, чувственна. Но вот появляется мужчина. И  с ним становлюсь .... своим парнем, т.е. мне хочется таковой быть. А у него  чувства... А мне не интересно про чувства. Мне интересен мужской мир . Да, мужчина - это безупречность и завершённость действия. 

Жить вне ума.

В догонку.  Мы обсуждали одну из студенток ( хотя это и не красиво) на предмет неухоженности, хронического безденежья. Она всем была должна денег ,   объясняла своё положением тем, что живёт вне ума, поэтому не обременяет себя никакими обязательствами , в том числе и трудовыми.

Эту реплику поддерживают: Лиза Питеркина

Интересно про студентку. Если она пребывает в гармонии с собой, и ей хватает этого безденежья, может, на самом деле у неё есть личный инь-ян. Это всё исключительно в ощущениях познаётся. Что для одного ужас-ужас, то для другого ужас. :-)))))))) 

Но вот что касается денежных долгов, тут возникает вопрос о балансе. Деньги в долг - это энергия со знаком "минус". Доход - это трансформация личной энергии в финансовый эквивалент. А когда есть финансовый эквивалент, а энергия ещё не затрачена, она разворачивается в минус. Происходит дисбаланс. Грубо говоря, получается, что ты ничего не поел, а уже покакал. :-)))))) Это нарушение обменных процессов в пространстве. 

Эту реплику поддерживают: Гузель Махортова

Интересно. У меня табу на "деньги в долг". Мне казалось, что  с этим родилась. Оказывается , это энергия со знаком минус. Спасибо.

И  такое же отношение к милям, бонусам, кеш бек. Что на этот счёт  думал Ваш учитель- даос?  Бесплатная "халва" только в мышеловке?

Эту реплику поддерживают: Лиза Питеркина

Про странности китайской ментальности

Если честно, я с ним не обсуждала бонусы и кеш беки. Но хочу сказать, что сам он весьма не безразличен ко всякого рода бонусам и скидкам. :-))))) Но, собственно, Мастер Дао не должен быть совершенным человеком и образцом даосской мудрости. Он просто носитель знания. Точно так же, как психотерапевт не обязан быть совершенно здоров. Главное, чтобы он осознавал, что с ним происходит, и мог делать зрелый выбор. Вот и Мастер Дао всё осознаёт, но может вести себя как живой человек. 

Я позволю себе предположить, что бонусы и кеш беки - это условия, которые предлагает продавец. То есть, это цена за товар с некоторой отсрочкой. А для продавца это тоже условие, с которым соглашается покупатель. Это просто некий договор товарно-денежных отношений, с которым соглашаются обе стороны. Есть инь-ян - предложение и спрос в балансе. 

Меня очень удивляло, что Мастер Цзи категорически против чаевых официантам в ресторанах. Он ссылается на китайскую традицию. Рассказывал, что в Китае официанты не берут чаевые именно потому, что они получают зарплату и не могут брать то, что не заработали, иначе им от пространства прилетит ай-ай-ай. :-) А в России официанты зарабатывают именно на чаевых, а зарплаты у них назначаются как раз с учётом того, что они сами дожны будут добирать. Китайцы этого не понимают и считают, что если сотрудник согласился с зарплатой, то не имеет права на большее. "Запад есть Запад, Восток есть Восток". Мы часто друг друга не понимали. 

Эту реплику поддерживают: Гузель Махортова

Как аналитический психолог, не могу не отметить, что  предмет дискуссии  сейчас лежит в области материального потребления. Исходя из содержания статьи, мы с Вами на стадии гусеницы).. Но очень надеюсь, что к завершению дискуссии  циклы куколки и трансформации в бабочку будут пройдены.

Поскольку в курсе ситуации , общей для нас, могу сделать вывод, мы умеем договариваться с бессознательным.

Деньги, безусловно, универсальный маркер , тестирующий как уровень профессионализма, так и витальной энергии.

У нас  получается любопытный и значимый  межпрофессиональный и кросс-культурный диалог,. Например, на Кавказе, по крайней мере у меня, в халяльных ресторанах не берут чаевые. Более того, ещё и норовят подарить гостинец.

В мясной халяльной лавке настоятельно  просят забрать сдачу. Потому что не мне остаются должны , а Всевышнему. 

Возможно, в моёй не любви к бонусам и милям проявляется бунтарская натура. Мне кажется, что таким образом меня загоняют  в не нужные товарно-денежные отношения.

Но , как восточная женщина,  торгуюсь на восточых рынках по настоятельной рекомендации моего европейского психотерапевта). Таким образом утверждала она , я могу укрепить свою национальную идентичность, от которой отказалась в своё время. И не только так, конечно.

Надо сказать, это настоящее шоу, когда вы с продавцом вынимаете калькуляторы  и начинается игра на психологическую устойчивость.  

В последнюю поездку на Кавказ разговорилась с таксистом о мусульманских банках. Возможно, это и халяльные деньги, но получается дороже приобретать  вещи  с помощью них.