Все записи
10:20  /  25.04.19

899просмотров

Если папа - "поручик Киже"

+T -
Поделиться:

Многие женщины мечтают выйти замуж. Иногда мне кажется, что эта мечта вполне может сойти за национальную идею нашей страны. При естественном демографическом перекосе в сторону женщин, особенно после сорока, желание наличия сильного мужского плеча в шаговой доступности возводится в разряд идеи фикс, что активно эксплуатируется масс-медиа и индустрией красоты. И это не считая альфонсов, жиголо, искателей легкой наживы всех мастей.       

     Милые женщины, давайте разбираться. Поскольку обидно и за державу, и за нас, таких красивых, но несчастных.

       Женственность — это свет, энергия, которая идет из глубин нашего естества. Ведь не только самец моли чувствует самку за одиннадцать километров, но и наши обычные российские мужчины не лишены способности идти на «запах женщины», лететь как мотыльки на свет ее души. Природу не обманешь. Конечно, достижения эстетической медицины никто не оспаривает, но могут ли уколы красоты последнего поколения зажечь огонь, таящийся в нас с самого рождения? То пламя, которое может опустошить как сам источник, так и окружающее пространство? 

    Огонь этот может тлеть годами, ожидая своего часа. С ­огненным цветком могут бороться, ненавидеть его, бояться. Но женственность пробивается, как росток сквозь толщу асфальта. Как уголек костра, залитый водой или присыпанный землей. Женщина хочет быть счастливой и томится в ожидании любви. Но женская энергия по своей природе стихийна, хаотична, часто неуправляема. Она вызывает страхи и опасения не только у самих женщин, но и у окружающих.     

    История человечества знала золотые времена поклонения Женщине. Но на смену женским культам эпохи мегалита и Античности пришло мрачное Средневековье. Согласно статистике, на кострах инквизиции было сожжено около 6 000 000 женщин, причем выбирали красивых, сексуальных, потому что боялись женской силы.

   Костры инквизиции горят и сейчас. Только выглядят они иначе. Активное проявление женского начала осуждается общественным мнением. Женственности зачастую не давали права на существование, используя против нее в качестве орудия физическое и вербальное унижение. Каждой из нас приходилось слышать хотя бы один раз, а тем, кому «повезло», и изо дня в день: «Тебя никто не возьмет замуж!», «Посмотри, на кого ты похожа!», «Все о мальчиках думаешь, а нужно о профессии, учебе».

Огонь женщины может не только потухнуть под воздействием токсичных отношений, но и совсем не разгореться, если наша женственность раскололась, расщепилась еще в родительской семье, живущей по сценарию, столь хорошо знакомому по сказкам. Инициация мужчины в мужественность повторяет путь героя, возвращающегося победителем домой. Для женщины инициация в женственность — это ее путешествие в глубины души в поисках внутреннего источника.

     Энергия этого источника способна наполнить как саму женщину, так и ее избранника живой водой преодоления тягот и невзгод мира, дать силы и мудрость прожить, прочувствовать все грани любви, не размениваясь на случайные связи. Найти свой путь к живой воде, от которой мы отказались из-за искажения матрицы отношений в семье родителей, из-за страха быть преданной и оставленной любимым, являющимся центром Вселенной и основным смыслом жизни. Мы часто не можем жить без любви, но и в равной степени боимся полюбить.

   Прилавки книжных магазинов заполнены литературой психологического и метафизического плана, предлагающей готовые рецепты решения проблемы любви и в любви. Но мало говорится об искажениях в процессе развития женственности, вытекающих из реальных отношений в семье родителей. В этой главе мы рассмотрим развитие различных моделей взаимоотношения женщины и мужчины, исходя из деформированного семейного сценария, связанного с расщепленной фигурой отца.

  Если расщепление фигуры матери идет по линии «добрая-злая», отцовская фигура у женщины в ее детстве расщепляется по принципу «сильный-слабый». Девочка на бессознательном уровне предпочитает не замечать в своих родителях «злую» мать и «слабого» отца. Идеализируя близких, она, сама того не ведая, надевает розовые очки на всю оставшуюся жизнь.

Может быть, желание прожить долго и счастливо с единственным мужчиной, предназначенным судьбой, является атавизмом души, отголоском патриархального уклада жизни наших предков, от которого надлежит избавиться, как от любого анахронизма? Но тогда почему год за годом ко мне приходят женщины с запросом встретить суженого-ряженого, милого, единственного? 

Зигмунд Фрейд писал, что любящий многих — знает женщин, любящий одну — познаёт любовь. Если исходить из идей патриарха психоанализа, что женщина тот же мужчина, только без пениса, то можно сказать, что любящая многих знает мужчин, любящая единственного познаёт любовь.

   Может быть, тоска по единственному мужчине, с которым суждено пройти рука об руку всю жизнь, выражает экзистенциальную тоску по подлинной любви. Не все женщины, выросшие без отца, несчастны замужем. Они могут удачно, по любви, выходить замуж за мужчин, по возрасту годящихся им в отцы. Такие браки в обществе относят к мезальянсам и осуждают. Тяга к общению со старшими товарищами, а тем более если эти товарищи в отцы годятся, присуща далеко не всем. Но это и нередкое явление. Большей частью в старших мужчинах девушку или молодую женщину привлекают совсем не сексуальные мотивы, а то, что психоаналитики называют образом отца. Приведу несколько примеров из практики.

Случай 1

Лара — студентка первого курса, ей девятнадцать. Он — профессор, преподаватель университета, ему 58 лет. Разница в возрасте 40 лет. Девушка любит и любима. Но понимает, что у этих отношений нет будущего. Она выросла в неполной семье. Отец оставил девочку, когда ей исполнилось два года. Мама меняла мужчин, пытаясь как-то устроить личную жизнь, много работала, чтобы свести концы с концами, латая скудный бюджет. Дочь все понимала и ничего не просила. Читать начала рано. Книги заменяли все и всех.

Окончила школу с золотой медалью, поступила на бюджетное отделение престижного факультета университета. Мечтательная, чувственная, красивая. Тихоня, чем-то напоминающая «Незнакомку» Ивана Крамского. Девочки с курса поголовно были влюблены в харизматичного профессора. А он выбрал ее. Сложно понять, из каких миров к нам прилетают птицы любви. Через год, на втором курсе, сделал предложение, официально представил друзьям, коллегам, правда, не из академических кругов.

Лара пришла ко мне, потому что была в растерянности. Есть чувства, появилась надежда устроить свою жизнь и помогать матери. Она восхищается и боготворит мэтра, но понимает, что в этих отношениях нет будущего. Как оказалось, в ее личной истории — единственная поддерживающая внутренняя мужская фигура — дедушка, отец матери.

Случай 2

Вике 42 года, мужу 72. Отец оставил Вику четырехлетней девочкой, эмигрировав в США. Но друг отца часто навещал семью, помогал, чем мог, в перестройку. Вика восхищалась им, будучи ребенком, подростком, девушкой, и в 18 лет вышла за него замуж. Вика всю жизнь любит мужа. И в этом ее чувстве есть та полнота, которой, возможно, для нее не может быть в любовных отношениях со сверстниками. Она не только любимая дочь, любящая женщина, но и мать, потому что, когда мужчина отдает женщине свое сердце, он беззащитен как ребенок.

Вика рассказывала, что в шесть лет застыла, как зачарованная, перед картиной Василия Пукирева «Неравный брак» в Третьяковской галерее, и бабушке потребовались значительные усилия для того, чтобы увести девочку от картины. Знал ли ребенок свою судьбу?

Обе описанные выше истории объединяет отсутствие постоянной поддерживающей мужской фигуры у героинь в возрасте от трех до пяти лет. У девочек в этом возрасте просыпается женственность, они становятся чрезвычайно кокетливы. Фрейд пишет о том, что в этом возрасте девочкам часто снятся сны, как они выходят замуж за папу, появляется много фантазий на эту тему.

Для формирования устойчивой гендерной идентичности важно наличие отца, на которого девочка может перенести пробуждающиеся женские энергии. В ситуации его отсутствия девочка придумывает идеальный замещающий объект. Наша психика устроена так, что ей необходимо заполнять пустоты, образовавшиеся по причине отсутствия должного опыта в детстве.

Таким образом, влюбляясь в мужчину много старше себя, состоявшегося в социуме, молодая женщина компенсирует в том числе и отсутствие отца в детстве. Хотя общественное мнение видит в этих браках со стороны юной особы исключительно материальный расчет. Например, девочка росла без отца, но всегда мечтала его иметь, создала идеальный образ, а потом вдруг встретила именно такого в реальности. Или отец есть, но не соответствует идеальному образу, поэтому влечение формируется по принципу замещения.

Женщина с сильным отцовским комплексом, как правило, инфантильна, слаба, зависима, боязлива, легко подпадает под чужое влияние и мечтает о человеке, который будет о ней заботиться, направлять и учить ее, т. е. грезит об отце. Такой тип женщин психологи называют инфантами. Женщина-инфанта видит в мужчине в первую очередь умудренного жизнью человека, способного стать крепкой опорой в жизни.

Ее не привлекают молодые и самоуверенные мужчины, а также слабые и беззащитные. Ей ­нужен состоявшийся, расположенный делиться своими достижениями, поддерживать материально и психологически. Однако не стоит культивировать в себе инфантилизм наивной девочки. Даже будучи женой мужа, по возрасту годящегося вам в отцы, не забывайте о личностном росте и гармонизации развития женского начала. Это верный способ удержать статусного мужчину.

Как это ни прискорбно, но на смену стареющей инфанте часто приходят другие восторженные наивные девочки. Для женщины, воспитанной отцом — «поручиком Киже», наиболее приемлемым вектором психологического развития является отделение себя от детских переживаний и сосредоточение на чувствах, которые она испытывает «здесь и сейчас» рядом с реальным мужчиной.­ 

Отрывок из книги Жила- была девочка, сама виновата. От наивной дурочки к зрелой женшине