Все записи
МОЙ ВЫБОР 19:31  /  28.11.19

1965просмотров

Культурно-исторические травмы страны в любви и гендерном меню 21 века

+T -
Поделиться:

Начало тут

Во время написания книги у меня не было  клиентов, проживающих за пределами России. В последнее время, благодаря её изданию, они появились. И этот факт позволил провести качественный анализ кросс-культурных различий взаимоотношений мужчины и женщины в России и за её пределами.

Пространство чутко отреагировало на мою потребность в осмыслении влияния исторических травм нашей страны на становление гендерной идентичности и специфику любовных отношений на постсоветском пространстве, предложив романы  Гузель Яхиной « Зулейха открывает глаза», Евгении Некрасовой « Калечина – малечина», Ольги Брейнингер « В Советском Союзе не было аддерола».

 Замечательные молодые  женщины изучают себя в этом мире, мир в себе, чутко  прислушиваясь к тончайшим  движениям души, отражающих травмы поколений.

Гузель Яхина исследует  национальные корни, погружая читателей в один из самых  трагических периодов нашей истории, отголоски которого  улавливаю в бессознательном многих клиенток. Не случайно её роман о становлении Женщины вне национальной, религиозной, социальной идентичностей оценён Людмилой Улицкой как «о любви и нежности в аду».

С Гузель Яхиной

Катаклизмы XX века сохранились в коллективном бессознательном  генетической памятью. Если в обществе нас защищают маски Персоны и соответствующие ей социально одобряемые сценарии поведения, то в эмоционально близком общении исторические травмы поколений, затопляя личное бессознательное партнёров, прорываются в Эго. И тогда мы строим отношения не в текущем моменте, а  в трагически открашенном прошлом.

Революция, разруха, голод, экспроприация, война  в многих случаях являются причиной женской одержимости работой, непомерного трудоголизма. Всё это сказывается и на качестве любовных отношений.

Ожидание «черного» дня, а в России, как известно, « от сумы и от тюрьмы» не отрекаются, породило синдром отложенной жизни, проявляющийся  в том, что всё хорошее из еды, одежды  откладывается на потом, на лучший день. Мы и себя откладываем на потом.

 Две взаимоисключающие тенденции  ожидания «черного» и «лучшего» дня лишают возможности проживания здесь и сейчас в радости, благополучии. Как поётся в песне « самый лучший день приходил вчера».

Поколение пятидесятилетних, сорокалетних, воспитанное эмоционально скупыми матерями, вынужденных выживать в суровых условиях , когда главная задача « напоить - накормить ребёнка» ,часто пытается восполнить дефицит детской любви во взрослых отношениях, проецируя эмоциональный и физический голод на партнёра.

Игнорирование эмоционального и личностного развития  сочеталось с тенденцией во что бы то не стало дать ребёнку высшее образование, даже если приходилось жертвовать удовлетворением личным нужд, чтобы всё было не хуже, чем у людей.

Жертвенность матерей и сведение к утилитарному всей многогранной палитры общения с ребёнком тоже можно отнести к синдрому отложенной жизни. В жертве изначально заложены ожидания по отношению к детям, которым отдавался из чувства вины «последний, лучший кусок» и последние деньги на обучение. Но у взрослых детей, в чьих душах не сформировались навыки эмоционально близкого общения, отсутствует духовная составляющая патриархального уклада, поэтому они зачастую не оправдывают ожидания матерей.

Тихий час в детском саду СССР

Родители, пытаясь вразумить выросших неблагодарных детей, записываются в токсичные и отвергаются. Круг замыкается: психологически истощённые бедностью женщины  не нужны были стране под названием СССР , а теперь и собственным детям в капиталистической России.

  Эмоциональная замороженность советских матерей в большинстве случаев как раз и определяется историческими травмами страны. И в этой ситуации мы все заложники нашей истории, в которой, как известно, всегда кто-то кого-то любил…Не могла без содрогания смотреть фильм по роману Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», где разрушенная историческими катаклизмами женщина превращает жизнь близких в ад, уничтожая психологически, но она любит…

Экспроприация имущества во время революции породила причудливую смесь из тяготения к роскошной жизни  и патологической жадности. И опять же ожидание «чёрного» дня, желание не выделяться из серой массы, пребывая в статусе подпольного миллионера Корейки. Страстное желание денег, подпитываемое бессознательным желанием вернуть утраченное в революционное лихолетье, часто блокируется страхом обладания. 

Несколько поколений наследников высокого социального статуса и материальных благ выросли в смертельном страхе быть обнаруженными карательной машиной государства рабочих и крестьян. Необходимо было психологически мимикрировать под ценности и установки  общества «равных» возможностей. Можно было «снять шляпу», вступив в брак или сексуальную связь с представителем класса победившего пролетариата, тем самым увеличив шанс быть незамеченным всевидящим оком Большого брата.

Мне «посчастливилось» снимать дачу напополам  с внучкой княжны и ближайшего соратника Феликса Эдмундовича, до перестройки, проводившей лето исключительно на государственных дачах с прислугой.   Даже несколько десятилетий спустя вспоминая эту историю хочется либо шептать про себя «  Спаси и сохрани», либо скандировать « Аллаху Акбар». Не буду останавливаться подробно на описании лета в деревне с женщиной, сочетавшей в себе аристократические манеры с наглой безжалостностью чекиста. Напишу при случае рассказ в духе Зощенко.

Мы имеем разрыв шаблона между маской Персоны, социально приемлемой в обществе победившего пролетариата, и глубинным ощущением принадлежности к привилегированным  слоям общества.

Это сейчас  очевидно, что лозунг «Свобода, равенство, братство» не более чем надпись на заборе, не имеющий ничего общего с действительностью. Но всего лишь тридцать лет назад он всё ещё являлся краеугольным камнем идеологии развитого социализма. И  до сих пор подспудно влияет на наше поведение.

У клиентов, да и у себя иногда наблюдаю  конфликт между различными частями бессознательного, исходящими из аристократических и рабоче-крестьянских корней.  Как если бы Стенька Разин и персидская княжна раскачивали  лодку на просторах речной волны постоянно. Между утончённостью и вульгарностью, хамской агрессией и великодушной нежностью. В этих американских горках и строится поведение в отношениях. А партнёру каково?

 Страх быть красивой, женственной, сексуальной и распятой на кресте общественного мнения есть всегда независимо от общественной формации. Охота на ведьм продолжается и в наше время.

В СССР мы всё ещё находились в плену патриархального мифа о мужчине-добытчике, обернувшимся очередной уткой. Пьянство и диванный образ жизни в свободное от работы время были среднестатистическими сценариями поведения женатого мужчины.

Разочарование в муже часто оборачивается  мужененавистничеством вообще, мишенью которого является сын, на которого проецируются несбывшиеся женские  мечты. Он становится  маменькиным  сынком. В статусе царствующего инфанта переходит в пользование жены, до замужества пребывающей в розовых мечтах о принце, в результате получившей мужа, которому нужна в качестве прислуги.

От любви до ненависти один шаг. На сына может обрушиваться накопленный за годы совместной жизни гнев и горечь разочарований. Отвержение мужа из-за дефицита мужественности проецируется на сына. В такой ситуации сложно говорить о формировании полноценной  гендерной идентичности у мальчика.

   Отвержение маскулинности, как и функциональное использование для восполнения недостающего в муже, зависть к расцветающей женственности на фоне, так и не раскрывшейся своей , приводят к искажённому развитию гендерной идентичности у детей. Если сюда добавить демографический перекос, являющийся в том числе и следствием культурно-исторических травм страны, то можно говорить о размывании гендерных стереотипов в личном и общественном сознании.

Мировой тенденцией в процессе становления феминности и маскулинности являются  в терминах американского психолога Сандры Бем «гендерные линзы», обуславливающие становление  идентичности в соответствии с узкими стереотипами массового сознания. Девочкам предписывается послушание, соответствие идеальности, самореализация в заботе о ближних. Мальчикам предписывается активность, агрессивность, обязанность защищать девочек. Часто мальчики представляются Ильёй Муромцем. Былинный герой поначалу пассивен, но его богатырские возможности рано или поздно проснутся, поэтому от мальчиков не требуют многого до поры до времени.

Поскольку в коллективном бессознательном есть мощные слои, связанные с патриархальными представлениями, которые порождают соответствующие ожидания у партнёров, коллективный страх потери мужа-кормильца, сформировавшийся в войны и революции, а в настоящем маменькин сынок, которого женщина обязана холить и лелеять исключительно по факту  наличия фаллоса, женщина вынуждена деформировать свой гендер под запрос текущего момента, становясь мужчиной, но пребывая в фантазиях о том, что  стоит немного потерпеть - постараться и жаба превратится в принца.

Миф о том, что успешный мужчина дело рук женщины на самом деле является не более чем коммерческой уловкой недобросовестных коллег, спекулирующих на личном неблагополучии женщин постсоветского пространства, масс медиа,  обслуживающих общество потребления. Успешный мужчина – дело рук  самого мужчины.Либо  спутница использует его  фаллос для достижения своих целей в социуме. Вспомним пару Хоботов-Маргарита Павловна из культового фильма «Покровские ворота».

Одна моя знакомая, которой перевалило за 50 лет, всю жизнь много работала, иногда  сутками напролёт в стационаре провинциальной больницы. Содержала  старенькую маму, купила квартиру, а когда вышла на пенсию увлеклась психологией. На одном из семинаров  влюбилась в мужчину младше по возрасту.

 Её «накрыло» на излёте женского, показалось, что в жизни  пропустила самое важное. Стала ходить по различным женским тренингам, на расстановки, косметологам. На одном из семинаров по повышению самооценки ей внушили, что она -  королевская кобра.  То, как она стала себя потом вести, напоминало историю, произошедшую в одном из банков ЮАР, служащий которого среди бела дня на глазах у изумлённых коллег забрал из сейфа деньги. Позже вор объяснил своё поведение тем, что колдун вуду сделал его невидимым. Можно представить, как выглядит со стороны женщина , никогда всерьёз не занимавшаяся своей внешностью, психологическими проблемами, но «загипнотизированная» под королевскую кобру.

Повышенный спрос на мужчин не способствует личностному росту  сильной половины человечества. Ещё один миф, доставшийся нам по наследству - « хоть плохенький, да мой», «не пьёт, не бьёт».

В небольшом журналистском опросе   об отличиях россиянок от западных женщин было названо стремление совершенствовать  избранника до личного идеала,  в то время как те же самые американки прекращают отношения, если её что-то не устраивает в партнёре.

Эмоциональная скупость женщин и инфантилизм мужчин как символы времени очевидно вступают в конфликт с традиционным набором гендерных характеристик, покоящихся, словно Земля на гигантской черепахе,   ценностях патриархального мира.

Травмы поколений и постмодернистская культура, отрицающая валидную концепцию нормы, способствуют размыванию традиционных представлений о гендерной идентичности. Вместо набора характеристик, предписывающих относить кого-то к здоровой нормальности, а кого - то записывать в извращенцы, современное общество предлагает выбор взамен генетической предопределённости гендера.

Технологии современной медицины позволяют разрешить этот бессознательный конфликт. Мальчик, чья мужественность отвергается матерью на фоне пьющего отца, вырастая, начинает отвергать  природный гендер, решая проблему с помощью хирургического скальпеля и гормональных препаратов.

В наше время  мы оказываемся больше не ограничены гендерной идентичностью, отраженной в  анатомии. Мы можем выбирать кем быть, основываясь на том, что и как мы чувствуем. Постоянно растущее меню гендерных возможностей – знаковое явление XXI века. Это приводит нас к глубокому и парадоксальному вопросу: что есть природа – как человеческая природа и природный мир, который нам  необходимо уважать и придерживаться.

Джон  Миллер на 21 конгрессе аналитиков в своём докладе приводил шутку о том, как в церкви назначают нового священника. Священник обходит свое новое место работы и видит садовника, стригущего кусты в саду на территории церкви. Священник долго наблюдал за работой садовника, потом подошел и сказал ему: «Ты и Господь делаете прекрасную работу между собой!», на что садовник ему ответил: «Видел бы ты, на что был похож этот сад, когда Господь делал эту работу один».

В  ситуации  дефицита родительской любви  образуется много психологических  пустот и слепых пятен, которые мы пытаемся  заполнить в любовных отношениях, алкоголем, наркотиками, изменением гендера.  Но это слишком большая нагрузка на партнёра, любовь, гендер.  Вкупе с идеализацией, которая подпитывается дефицитом материнской любви, плачевный финал неизбежен.

Генетический страх голода поволжских, тамбовских,  раскулаченных, попавших под продразвёрстку крестьян, проявляется в  сверхмерной зацикленности на поиске состоятельного партнёра. На мой взгляд, именно он определял столпотворение соотечественников  у шведских столов на отдыхе, в той же мере как идею фикс выйти замуж за богатого, не работать, сведя жизнь исключительно к потреблению и праздному времяпровождению.

На одной из сессий обсуждали с клиенткой, проживающей в Европе, проблему оплаты счёта в ресторане. Мужчина задал вопрос. - Надеюсь, у тебя нет сильного характера русских женщин?  - А в чём он проявляется ? - Одна русская девушка на мой невинный вопрос, о том, чтобы поделить счёт пополам, очень рассердилась и убежала.  Другая ответила, что, если ты хочешь встречаться с русской девушкой, ты должен за неё везде платить. Клиентка хотела ответить выдержками из моей книги о генетическом страхе голода, о комплексе мёртвой матери, о том, что женщинам из России свойственно проецировать на мужчин детские неудовлетворённые потребности. Но поскольку она уже несколько месяцев в терапии, то просто мило улыбнулась... Мужчина заплатил  за обоих, не задавая лишних вопросов.

Европейских мужчин раздражает тот факт, что он всегда и везде должен платить за российскую женщину, воспринимая это как нарушение личностных, экономических границ.

Персональный сайт

Комментировать Всего 20 комментариев

Добрый вечер!

Как всегда мне хочется перечитывать Вашу статью, есть много мыслей и я не знаю, с чего начать.

Много мыслей и про генетический страх, про отвергающих матерей, про гендер... А книгу "Зулейха открывает глаза" я перечитаю ). 

Эту реплику поддерживают: Гузель Махортова, Лиза Питеркина

Лена, про генетический страх - очень интересно. Спасибо.

Эту реплику поддерживают: Лиза Питеркина, Елена Проколова

Кстати, я сегодня ночью показала статью своим некоторым знакомым. Они сказали, что статья очень интересная, но выразили несогласие с абзацом: "Мальчик, чья мужественность отвергается матерью на фоне пьющего отца, вырастая, начинает отвергать природный гендер, решая проблему с помощью хирургического скальпеля и гормональных препаратов"

Лена, я догадываюсь, кто это может быть). А каковы причины отвержения природного гендера с точки зрения моих заочных оппонентов?

Эту реплику поддерживают: Елена Проколова

Сейчас Сашка передает Вам привет и рассказывает:

"Со стороны можно посмотреть, что отсутствие примера в семье может быть причиной.  Но это не так. Трансгендреность тянется всю жизнь. Желание иметь орган другого пола находится глубже. Все, что Вы пишите, имеет место быть (это правильно), но настоящая причина транссексуализма (когда хочется себе себе влагалище и выглядеть как женщина) - нарушение внутриутробного развития. Это появилось гораздо раньше, чем мама и папа.

У меня семья исчезла, а желания становится становиться мужчиной так и не появилось.

И еще я училась быть мужчиной - фехтование, самбо. Училась поступать, как мужик, но не стала от этого мужиком"

Спасибо. Наверное, стоит отличать биологические причины от социально-психологических. Я имела опыт работы с последним. Истина, скорее всего и в том и в другом. 

Эту реплику поддерживают: Елена Проколова

А Саша может дать ссылку на работы, где говорится о том, что причина в нарушении внутриотробного развития?

Саша бурно реагирует, просит дать ссылку на Вики https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Там есть про причины. 

P.S.

недавно ездила в Хабаровск, там мой друг, хороший психолог, делился информацией. Мол, только 2% транссексуалов имеют склонность к этому на генетическим уровне, все остальные получили различные психологические травмы. 

мы с Сашей это обсудили, Саша говорит, что это не так

Я склонна не согласиться... Просто ситуации есть разные

Безупречно понимаю Сашу. Потому что эта тема для него окрашена глубоким личностным смыслом. К сожалению, не могу поддержать разговор на должном уровне. Потому что не компетентна. Но вот 30.11. будет конфереция на эту тему, я как всегда работаю по субботам(((. 

Но в ноябре вышла книга "TRANS. Исследование гендерной идентичности и гендерной дисфории" . Вам с Сашей хорошо бы с ней ознакомиться. Это дополнит истории, которые вы собираете и красочно излагаете. Но движение мысли от конкретному к абстрактному придаст больше убедительности.

Эту реплику поддерживают: Елена Проколова

Спасибо! 

А где будет конференция? Мы завтра как раз идем на "Хочу сказать, не могу молчать" 

http://xn--80aaaljktnhbhoc5atjm9e5dm.xn--p1ai/

Она для психологов, нужна регистрация и оплата. Это не реклама , а ответ ). http://spp.org.ru/events/conferences/current/

А вообще вот что пишет под записью другой человек: 

"Елена, Я поставила ссылку на сноб в журнале. Посмотрим, что люди тоже скажут. Пока сама не посмотрела, сразу к тебе                 </div>
            </div>

            

<div class= Поддержать Ответить

Ой, какой-то косяк на Снобе снова. Вообщем, Саша говорит, что желание иметь орган другого пола и нарушение внутриутробного развития связаны напрямую. 

Вашу статью сейчас обсуждают еще пара знакомых человек, ссылку скинуть сюда не могу

Не беда, можно, наверное, как цитату от от вашего имени. Но мне бы не хотелось, чтобы дискуссия сводилась к тому, что в 21 веке мы можем отказаться от биологической заданности пола. Мне очень интересно про страхи, зафиксированные в коллективном бессознательном и передающиеся на генетическом уровне.

Лена, Дальний Восток  в царской России был местом ссылки, как инакомыслящих , так и уголовников, и это, как раз тот самый микс, где соединены люди из верхов и низов. 

Эту реплику поддерживают: Елена Проколова

Я не вижу особых различий между людьми на Дальнем Востоке и в Москве. В Москве жить поживее, и все. Но в Хабаровске тоже столичный менталитет, это большой город.

Пытаюсь вспомнить, кого знаю с поломанной генетической памятью (страхом) и мне никто не приходит на ум. Но это не значит, что их нет..

Кстати, у меня всех командировали на Дальний Восток не в ссылку, а работать. 

Кстати, у меня всех командировали на Дальний Восток не в ссылку, а работать.

Я имела ввиду не наше сейчас, а дореволюционное и послереволюционное время).

Эту реплику поддерживают: Елена Проколова

Божечки-кошечки, как же я вам обеим  здесь рада!!! Ох, статья могучая! Очень глубокий психологический анализ проблемы, и в то же время за каждым словом чувствуется эмоциональная включённость автора, которая вызывает резонанс. 

Вот по поводу того, что успешный мужчина - дело рук женщины, задумалась. 10 лет назад я проводила анти-тренинги про секс. В ту пору, когда первые российские секс-тренеры учили разводить мужчин на бабло или лепить из них альфа-самцов, я вещала о бескорыстности и об отказе от манипуляций. У меня есть ощущение, что всё-таки успех мужчины косвенным образом связан с женщиной. Правда, это ответственность мужчины - какую женщину он выбирает, для чего он её выбирает, какую модель отношений вместе с ней разделяет и так далее...

Участие женщины в мужском успехе для меня несомненно. Мужчина растёт в личностном плане, а женщина присустствует при этом росте. И это присутствие может быть разным. Оно может быть токсичным, манипулятивным и агрессивным, а может быть витальным. А если смотреть шире, то женское влияние на личность мужчины начинается с детства, с отношений с матерью. В общем, с моей точки зрения, как ни крути, а мужчина сам по себе не существует в социуме. Женщины порождают мужчин не только в физиологическом смысле.

А вообще с идеей личной ответственности каждого за  свой успех я совершенно согласна. Но очень соскучилась и захотелось дискуссии. :-) 

Эту реплику поддерживают: Гузель Махортова, Елена Проколова

"Три часа ночи не спится. А ведь надо уснуть, чтобы завтра рука не дрожала" ( приблизительно так, Лермонтов " Дуэль").

Лиза, спасибо, что обратили внимание. Момент очень тонкий. И он скорее направлен на всевозможных коучей и тренеров, раздувающих Эго женщин, с целью "раскрутки" на потребление услуг, товаров. Да, это кросс-культурное различие: женщины на Западе так не вкладываются в мужчину, т.е. не выходят замуж за  рядового, чтобы сделать из него генерала. У нас ситуация в этом смысле уникальная - перестройка. Но той женщине, которая с рядовым, как правило, нет места рядом с генералом.

Эту реплику поддерживают: Лиза Питеркина

Да, про раздувание Эго - согласна полностью. Всевозможные курсы фей и богинь - это аццкий трэш. :-))) Королевские кобры, у которых вместо пятен на шкуре - вмятины жестокого целлюлита, а на языке - яд, это прекрасные образцы для террариума единомышленниц, но здоровому на голову мужчине холодные твари в чешуе вряд ли поднимут... настроение. :-)))

Эту реплику поддерживают: Гузель Махортова

Лиза, а ведь вы вели семинары подобного рода. Поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями "до" и "после".