Несколько лет назад  за психологической консультацией обратилась мама шестилетней девочки. Женщину  на момент обращения за помощью беспокоило, что  дочь  была излишне застенчивой.  Так считали не только родители, но и педагоги общеобразовательной школы и  балетной студии.

  Застенчивость могла восприниматься как трогательная особенность, если бы не являлась, по мнению взрослых, серьезным препятствием для развития. Балетмейстер  сумела убедить  маму в исключительных способностях  дочери,  тут и удивительная пластичность, и  аристократическая грациозность, узкие щиколотки, хрупкие запястья, одним словом Плисецкая  в потенциале.

 Обладая  набором таких достоинств, девочка могла и должна была солировать на сцене. Но на пути будущего триумфа непреодолимым препятствием вставали робость и застенчивость.

 Балетмейстер разводила руками,  в присутствии зрителей девочка менялась на глазах: движения становились «деревянными», лицо испуганным и напряженным.   Оставив девочку в главной роли, педагог рисковала спектаклем, но и заменить ее незадолго до выступления  не решалась.

  Положение  усугублялось еще и тем, что девочка стала заикаться в минуты волнения во время ответов у доски в обычной школе. Выяснилось, что у нее сформировались стойкие невротические реакции, являющиеся следствием  личной сверхчувствительности( распространённое следствие одарённости) и авторитарности матери.

Мама, занимая руководящий пост, в семье проводила ту же стратегию поведения, что и на работе, требуя беспрекословного подчинения  от домочадцев. Психологи предупреждают, что в семьях, где лидером является жесткая и авторитарная мать, дети часто вырастают  безвольными и безынициативными.

У девочки развились защитные механизмы поведения. Не выдерживая жесткого и пристального внимания к себе в силу сверхчувствительности, для того, чтобы снять излишнее напряжение, она начинала улыбаться. Ее улыбка не всегда соответствовала ситуации, расценивалась как  неадекватная.

 Не зная ответа на вопрос, под пристальным взглядом учительницы, девочка начинала судорожно улыбаться. Учительница воспринимала  улыбку за издевательскую ухмылку, наказывая девочку двойкой и соответствующей записью в дневнике.

Мама, выслушав гневную тираду учительницы, дома добавляла ремешка. Результат – заикание девочки.

Понадобилась долгая и кропотливая работа, как с самой девочкой, так и мамой.

Наиболее отрадным в проведенной работе было то, что мама  осознала, что самое главное – это личностное благополучие дочери, а не оценка ее способностей посторонними.

Излишняя требовательность и строгость,  проявленная к детям с утонченной душевной организацией, может приводить прямо к противоположному эффекту. Снижение уровня требований и ожиданий  матери по отношению к дочери привели к тому, что девочка постепенно восстанавливала  чувство уверенности в себе, избавлялась от зажатости.

Застенчивость прежде всего связана с низкой самооценкой.  Застенчивость можно  понимать, как склонность к уединению и скрытность по причине неуверенности в себе,  неловкость в присутствии других людей.

Свои страдания застенчивые дети переживают молча, не делясь с окружающими, тем не менее,  внешний облик сигнализирует окружающим - « Я – застенчив».

Застенчивость проявляется в скованности и неловкости движений, в замкнутой сосредоточенности лица. На физиологическом уровне – в покраснении лица, учащении пульса и дыхания, в обильном потоотделении.

Как уже было сказано выше, корни застенчивости и  низкой самооценки находятся в раннем детстве, а точнее в глубинном чувстве недоверия и страха перед людьми и миром.

Продолжение следует.