Все записи
16:14  /  13.05.20

567просмотров

Самоизоляция: цивилизационный скачок или репетиция апокалипсиса

+T -
Поделиться:

 

Несколько лет тому назад на выставке «99 имён Всевышнего» в  музее частных коллекций ГМИ  рассматривала глиняную тарелку с изображением гепардовой охоты падишаха. В тринадцатом веке неизвестный гончар хорезмского  халифата  создал  чудо,  не потерявшее красок и способности будоражить воображение до нашего времени.

 По краю блюда грациозно двигались гепарды, выслеживая жертву по  воле падишаха, чьё лицо располагалось в центре. Сцена охоты зацепила и не отпускала до тех пор, пока не начала замечать флуктуацию образа. Зверь  становился то жертвой падишаха, то преследователем – охотником. Колесо сансары, уместившееся в диаметре круга, треугольника судьбы, где все мы по очереди играем роли жертвы-преследователя-спасателя.

Разбирая с клиентом старинное изображение на сессии, посвящённой треугольнику Карпмана, спросила, как выйти из этого круга – жертва-преследователь- жертва, на что он ответил: « Стать падишахом!».

Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Дистанция от жертвы до падишаха – хозяина судьбы огромна, иногда для  преодоления нужна вся жизнь, иногда короткий период времени.

В очередной раз наступив на «грабли», мы начинаем задумываться, что может быть дело не в консервах, а в консерватории и  отправляемся за помощью к психологам, коучам. Когда в процессе психотерапии обнаруживаются эти самые пресловутые «грабли», клиент, как правило, задаёт вопрос: «Что с этим делать?», предполагая незамедлительно получить алгоритм разрешения проблемы и быстрыми темпами отправиться покорять новые вершины.

Но обнаружения внутреннего препятствия, бессознательного блока, это первый этап  измененений. Констатация факта, а не руководство к действию.

Если раньше в силу возрастных и личностных особенностей мне так же не терпелось получить ценные указания для достижения заветной цели, то теперь всё выглядит по-другому.

Оказалось, что осуществление заветной мечты, это не всегда  путь к счастью, но скорей к разочарованию. Удовлетворение от обладания не столь велико по значимости от процесса достижения.

Для меня всегда в приоритете были чувства, что я испытываю в той или иной деятельности, рядом с тем или иным человеком. Экзистенциальный кризис был преимущественно перманентным. Обычно  придумывала себе цель и образ жизни и проживала какой-то этап жизни до нового экзистенциального кризиса.

Этот Новый год  встретила в Индии. Было несколько значимых, мистических встреч, которые помогли подвести итог полувековой жизни. В одну из медитаций на берегу океана увидела себя, уходящей по бесконечному золотому пляжу вдаль, к Свету и в свете заходящего солнца. Приняла экзистенциальное одиночество как данность и отпустила ту жизнь, где нужны были сильные чувства, сильные мужчины, красивые женщины.

Мой доктор аюрведы сказал на прощанье: «Гузель, я проходил через это… и сказал себе, что просто живу...».

Казалось бы, незамысловатый совет просто жить, сказанный человеком, чья древняя душа так глубока, что иногда во время бесед казалось, что она ведёт летоисчисление от космической пыли, стал отправной точкой.

Когда человек готов, к нему приходят знания, помогающие закрепиться в новом мироощущении. Для меня таковыми стали книги социолога Питирима Сорокина. На основании анализа культур, начиная с шестого века до нашей эры и до века двадцатого, он выделил закон флуктуации цивилизаций. В процессе развития цивилизации происходит смена типов культур – чувственная (материальная)  сменяется идеалистической культурой. Так гедонизм и чувственность, где главенствует культ красоты тела,  Возрождение сменяется аскетизмом Средневековья, системообразующим центром которого является Бог. Отдельно стоит идеациональная культура – духовная область, обитающая  в горних высотах разума и духа.

Каждому типу культуры соответствует тип человека.

Не стану растекаться мыслью по древу, обращусь к одному из законов развития психики человека Л.С. Выготского  – филогенез повторяет онтогенез. Стадии психологического развития человека повторяют стадии общественного развития.

Каждый человек на протяжении жизни подвержен закону флуктуации чувственного и идеалистического. Находясь в матрице социальных программ, навязанных извне устаревшим мировоззрением индустриального общества, где целеполагание достижения внешних целей, рационализация практически всех сфер жизни были в приоритете, мы продолжаем цепляться за внешние стратегии. В то время как депрессия, экзистенциальное отчаяние вопят о другом. О том, что нужно открыть внутренние, идеалистические пласты бытия , как в себе самом, так и во внешней жизни. Потому как ни деньги, ни удачное замужество, рождение детей не могут заполнить пустоту, связанную с дефицитарным развитием психики по принципу стимул-реакция. Стимулы ( триггеры) могут быть внешнего порядка, когда мы подчиняемся воле социума, интериоризируя устаревшие программы индустриального общества, а с другой стороны, отыгрываем личные, трансгенерационные травмы поколений, семьи.

Стать падишахом для самого себя, перестать раскачиваться и падать в экзистенциальные пустоты, приобрести устойчивость можно и нужно в уединении. Только внутри себя можно открыть опору и неиссякаемый источник счастья. В этом смысле самоизоляция как принудительное запирание внутри периметра дома можно воспринять как алхимический сосуд для трансформации.

И в этом смысле самоизоляция может стать условием, когда мы можем стать лучшей версией самих себя. А когда каждый человек становится лучшей версией самого себя и происходит цивилизационный скачок!

Мой инстаграм