«Охота» на доцента
В мае этого года студенты, аспиранты, преподаватели и выпускники МГУ имени М. В. Ломоносова опубликовали открытое письмо против сексуальных злоупотреблений и харассмента в университетской среде.
Я ещё тогда хотела написать по горячим следам эту статью, но не в моих принципах ловить хайп. Может быть и к лучшему. Смогла основательно поразмышлять на тему сексуальных домогательств, флирта в академической среде, но с другой стороны баррикад.
Преподавала в одном из московских университетов около десяти лет, знаю проблему изнутри. Там, где есть мужчины и женщины, всегда будут проблемы подобного рода. В аналитической психотерапии есть жёсткие рамки, регламентирующие правила соблюдения границ, но так было не всегда, да и сейчас всё остаётся на совести врачевателя душ. Эротических переносов ещё никто не отменял. Трудно поверить, что ещё в середине прошлого века в кабинетах отдельных аналитиков стояли кровати, куда отправлялись клиентки для усмирения под аналитиком. Но разговор сейчас о том, когда объектом харассмента являются сами преподаватели.
Да, студенты находятся в уязвимой позиции, но благодаря «демократии» у студентов больше прав, в то время как у преподавателей преимущественно обязанности.
Мой первый рабочий день начался с «прописки». Студенты заглядывали в аудиторию во время перемены, где я сидела за кафедрой, хихикнув, убегали. Наконец, зашёл развязный студент встал напротив, измерил меня с ног до головы оценивающим взглядом и сказал, что с его голосом я победила в трёх номинациях. Так студенты решили взять меня на « слабо». Но я – крепкий орешек. В молодости вела тренинги с трудными подростками. Один из них помочился во время тренинга с подоконника на улицу. Как в том, так и другом случае глазом не повела. Агент ФБР Кларисса Старлинг – моя любимая героиня.
Пообещала зарвавшимся юнцам «допросить» инициативную группу с особым пристрастием на экзамене. Инициативная группа в составе пяти человек заявилась на экзамен с просьбой поставить «автоматом» тройки, поскольку опасались за свои реакции.
Но один случай был на грани фола. Поскольку прошло уже больше десяти лет, решилась предать его огласке.
Я преподавала психологию бывшим кадетам. Взрослые ребята. Один из них как - то задержался после лекции, стал задавать вопросы по дополнительной литературе. Я ничего не заподозрила, разница в возрасте почти что четверть века. Ни о чём не догадывалась и в следующий раз, когда юноша остался после лекции с очередными вопросами по психологии. А в следующий раз получила очень настойчивое приглашение пойти с ним в музей. В порыве чувств молодой человек так крепко держал меня за руку, что остались синяки. После этого старалась не задерживаться в аудитории и уходить вместе со студентами.
Но не подумала, какая засада ждёт на экзамене. Он пришёл последним. В аудитории никого не осталось. Принимала экзамен одна. Я боялась, что зайдут сотрудники учебной части. Юноша в дорогом костюме, часах , букет цветов… Интерпретация ситуации будет однозначной. Фантазии в академической среде в этом направлении масштабны весьма.
Я чувствовала, что принимаю участие в театре абсурда… Мужчина и женщина. У мужчины чувства, он как школяр отвечает по педагогической психологии. Я держала удар. Поставила заслуженную «четвёрку». Потом стала опасаться, что отомстит, перевернув библейский сюжет о Зухре и Юсуфе.
У меня были все основания так полагать. Как – то пришла к проректору решать вопросы по кафедре. Сотрудница ректора, приветливо улыбаясь, спросила: « Девочка, ты пришла на преподавателя жаловаться?». Так мне открылось сакральное. Чаще всего студенты приходят « стучать» на преподавателей.
В этом же семестре по другой дисциплине студентка, ни раз не появившаяся на занятиях, пришла сдавать экзамен досрочно. Но моё резонное предложение написать хотя бы реферат, чтобы отработать пропуски, побежала жаловаться в деканат на конфликт и предвзятое отношение преподавателя.
Можно, конечно, поставить точку в этой истории. Но она имела совершенно неожиданное продолжение. Студент решил отомстить, но как мужчина, точнее, как мальчишка. В следующем семестре он приводил девушку, с которой страстно целовался на последней парте, искоса поглядывая на доцента. Было смешно, но старалась держать лицо. Каждый имеет право на свои чувства.
Заметьте, и это всё за зарплату в 500 долларов. Нужно учиться пять лет в университете, три года в аспирантуре, пройти семь кругов ада, защищая диссертацию, чтобы потом на тебя бегали жаловаться нерадивые, плохо воспитанные студенты, априори уверенные в своей непорочности и чистоте.
В университете был общий для студентов и преподавателей новогодний корпоратив. К коллеге ( мужчине), которому предстояло принимать на следующий день экзамен, выстроилась очередь томных студенток на медленный танец. После откровенного медленного танца со студенткой коллега взмолился: « Девчонки, выручайте!». Мы (доценты) танцевали с ним по очереди, оттеснив нерадивых студенток. Мы же люди, а у мужчин физиология так устроена.
Случай в маршрутке. Обычно от метро до университета без остановок едут только студенты и преподаватели. Полноватый юнец с прыщами по всему лицу на весь салон делился новостью, что трахнул руководителя курсовой. Мол она сама предложила после обсуждения результатов эксперимента. Победно оглядев пассажиров, хотел было перейти к подробностям, но споткнулся о мой взгляд и прикусил язык. Ни в коей мере не оправдываю коллегу – аспирантку, нужно думать, кому даёшь. Но и будущий психолог, делящийся интимными подробностями в общественном транспорте, явление мало привлекательное.
Решила узнать, как обстоят дела на этом фронте, у друга семьи, профессора Колумбийского университета.
- К твоим ассистенткам пристают студенты?
- Ещё как! Они же красотки.
- А красотки ?
- Отшивают только так.
В 2012 году на экраны вышел датский фильм «Охота». Главный герой Лукас воспитатель детского сада недавно развелся с женой. Клара – пятилетняя девочка, предоставленная сама себе, поэтому часто Лукас провожает её по дороге до детского сада и обратно. Клара привязывается к Лукасу и пытается по - детски выразить свои чувства, поцеловать, подарить самодельное сердечко. Лукас одёргивает девочку. Клара обижается и решает отомстить. Она случайно подсмотрела порнофильм у брата – подростка и сообщает другой воспитательнице, что Лукас показывал ей ЭТО. Маховик ювенальной юстиции был приведён в движении. Лукасу никто не верит, а верят маленькой девочке, которая уже сама не рада тому, что натворила. Лукаса травят всей деревней. Травля не прекращается даже после оправдания в суде. Убивают его любимую собаку, в него самого стреляют.
Можно пуститься в дебри психоанализа. Но я не стану этого делать. Просто у медали две стороны. И любое действие – обоюдоострое.
О психологии, детских травмах, отношениях, психотерапии, путешествиях в моём инстаграм
Чета Макронов
Интересно, что вы думаете об истории Макрона и его жены? В свете психологии...)
Эту реплику поддерживают: Лиза Питеркина